ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»
методическая разработка (младшая группа)
Обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznotsvetnyy_mir_chekm_inch.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №103»
(МДОУ «Детский сад №103»)
Принято: УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического Заведующей «МДОУ
совета «Детский сад №103»
Протокол №1 от #1075; _________________ Ваганова И.Н.
Приказ №265 от «02» сентября 2024г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»
2024-2025 учебный год
Возраст детей: 2-3года
Срок реализации:1год
Автор-составитель:
воспитатель высшей квалификационной категории Инчина М.И.
воспитатель высшей квалификационной категории Чекмаева Н.К.
Саранск, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 8 |
4. | Содержание изучаемого курса | 10 |
5 | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 17 |
6. | Список литературы | 18 |
7 | Приложения | 19 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Разноцветный мир» (далее - Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель высшей квалификационной категории Инчина Мария Ивановна. воспитатель высшей квалификационной категории Чекмаева Нина Кузьминична |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад № 103» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск ул. Коваленко 62 |
Цель программы | Обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | Дети будут: знать и различать цвета спектра (красный, зеленый, синий, желтый, белый, черный); знать геометрические формы и их названия (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); Уметь использовать сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка); Уметь различать качество предметов на ощупь и их называют; Уметь слушать и различать звуки в окружающей обстановке. Владеть представлениями о чередовании предметов по форме. |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы:
по тематической направленности – социально-педагогическая,
по функциональному предназначению – учебно-познавательная,
по форме организации – кружковая,
по времени реализации – годичная.
Новизна программы состоит в следующем:
- используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Актуальность.
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».
В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. Тихеева, Л.А. Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от других программ
Занятия по программе «Разноцветный мир» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.
Педагогическая целесообразность программы заключается, прежде всего, в идее использования развивающих игр уже на первом этапе дошкольного возраста как эффективного средства умственного, речевого и психического развития ребенка. Раннее использование развивающих игр в обучении позволяет сформировать предпосылки для дальнейшего умственного развития детей, благотворно влияет на развитие личности ребенка.
Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми живо и интересно. Все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть.
Цель программы: обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи:
Обучающие задачи
Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
- Формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать, определять закономерность, анализировать информацию.
Развивающие задачи - Развивать у детей логику, используя игровые формы обучения.
Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.
- Воспитательные задачи
- Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца.
Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Возраст детей. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 2 до 3 лет.
Сроки реализации. Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 4 занятия в месяц. Общее количество занятий в год – 32.
Формы и режим занятий.
Программа предусматривает работу группы в количестве 5 - 8 человек (кружок).
Образовательная деятельность в рамках программы проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 10 минут.
Все занятия проходят в игровой форме.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
По итогам реализации программы кружка дети будут:
- знать и различать цвета спектра (красный, зеленый, синий, желтый, белый, черный);
- знать геометрические формы и их названия (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- Уметь использовать сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка);
- Уметь различать качество предметов на ощупь и их называют;
- Уметь слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
- Владеть представлениями о чередовании предметов по форме.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Разноцветный мир» – открытое занятие для родителей.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Кол-во занятий | Общее кол-во часов | Кол-во часов (теория) | Кол-во часов (практика) |
1 | Мониторинг | 2 | 10 мин. | 10 мин. | |
2 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку» 1. Большой, маленький 2. Назови геометрическую фигуру 3. Пересыпание ложкой. 4. Прыг-скок по дорожке. 5. Сортировка 6. Найди предмет такой же формы. 7. Золушка. 8. Воздушные шары. 9. Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. 10. Окрашивание воды. 11. Строим башню 12. Подбери петушку зернышко. 13. Сделаем куклам бусы. 14. Спрячь мышку. | 14 | 140 мин. | 42 мин. | 98 мин. |
3 | «Цвет и форма, классификация по двум признакам» 1. Угости большого и маленького зайца морковкой. 2. Шумящие коробочки. 3. Огоньки ночью. 4. Волшебный поднос. 5. Шарики. 6. Подбери по форме | 6 | 60 мин. | 18 мин. | 42 мин. |
4 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» 1. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик). 2. Кто скорее соберет игрушки. 3. Счетные палочки. 4. «Поможем зайке разложить игрушки». 5. Ткани. 6. «Что лежит в мешочке?» 7. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. 5. Башня из кубов. 6. Цветные палочки. 7. Маленькие волшебники. 8. Покатаем мишку на машинах 9. Закрой окошко. 10. Зайчик в гостях у ребят | 10 | 100 мин. | 30 мин. | 70 мин. |
Итого | 32 занятия | мин. | мин. | мин. |
4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями | |
Мониторинг | Мониторинг | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Индивидуальная | |||
«Большой», «маленький» | «Цвет и форма, классификация по одному признаку» | Учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький». | Игра | Групповая | Консультация «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» | |
«Назови геометрическую фигуру». | «Цвет и форма, классификация по одному признаку» | Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. | Игра | Групповая | ||
«Пересыпание ложкой». | «Цвет и форма, классификация по одному признаку» | Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. | Игра | Групповая | ||
«Прыг – скок по дорожке». | «Цвет и форма, классификация по одному признаку» | Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. | Игра | Групповая | ||
«Сортировка». | «Цвет и форма, классификация по одному признаку» | Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями. | Игра | Групповая | ||
«Найди предмет такой же формы». | «Цвет и форма, классификация по одному признаку» | Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры | Игра | Групповая | Консультация «Учимся играя» | |
«Угости маленького и большого зайца морковкой». | «Цвет и форма, классификация по двум признакам» | Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. | Игра | Групповая | ||
«Шумящие коробочки». | «Цвет и форма, классификация по двум признакам» | Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. | Игра | Групповая | ||
«Огоньки ночью». | «Цвет и форма, классификация по двум признакам» | Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания. | Игра | Групповая | Папка-передвижка «Игры для развития мелкой моторики» | |
«Волшебный поднос». | «Цвет и форма, классификация по двум признакам» | Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. | Игра | Групповая | ||
«Шарики» | «Цвет и форма, классификация по двум признакам» | Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. | Игра | Групповая | ||
«Подбери по форме». | «Цвет и форма, классификация по двум признакам» | Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. | Игра | Групповая | Консультация «Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика», | |
Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» | Развивать у детей мелкую моторику рук. | Игра | Групповая | ||
«Кто скорее соберет игрушки». | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» | Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет. | Игра | Групповая | ||
«Счетные палочки». | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» | Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. | Игра | Групповая | ||
«Золушка». | «Цвет и форма, классификация по одному признаку» | Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. | Игра | Групповая | Консультация «Я учусь действовать с предметами» | |
«Воздушные шары». | «Цвет и форма, классификация по одному признаку» | Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. | Игра | Групповая | ||
Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. | «Цвет и форма, классификация по одному признаку» | Развивать у детей мелкую моторику рук. | Игра | Групповая | ||
Окрашивание воды. | «Цвет и форма, классификация по одному признаку» | Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный). | Игра | Групповая | ||
«Поможем зайке разложить игрушки». | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» | Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. | Игра | Групповая | ||
«Ткани». | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» | Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. | Игра | Групповая | Консультация «Массаж рук» | |
«Строим башню». | «Цвет и форма, классификация по одному признаку» | Обучение соотнесению по величине четырех предметов. | Игра | Групповая | ||
«Что лежит в мешочке?». | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» | Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. | Игра | Групповая | ||
«Подбери петушку перышко» | «Цвет и форма, классификация по одному признаку» | Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы. | Игра | Групповая | ||
«Сделаем куклам бусы». | «Цвет и форма, классификация по одному признаку» | Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. | Игра | Групповая | ||
«Спрячь мышку». | «Цвет и форма, классификация по одному признаку» | Закреплять у детей представления о шести цветах. | Игра | Групповая | ||
Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» | Развивать у детей мелкую моторику рук. | Игра | Групповая | Консультация «Игра – спутник детства». | |
«Башня из кубов». | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» | Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. | Игра | Групповая | ||
«Цветные палочки» | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» | Учить детей обращать на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные». | Игра | Групповая | ||
«Маленькие волшебники» | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» | Продолжать закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве. Упражнять в названии геометрических фигур, названии предметов по признаку одинаковой формы. Помочь детям называть свойства воды. Упражнять в названии предметов трёх размеров (большой, поменьше, маленький). | Игра | Групповая | ||
«Покатаем мишку на машинах» | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» | Закрепить умение детей соотносить предметы по величине. | Игра | Групповая | ||
Закрой окошко | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» | Закрепить умение детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия | Игра | Групповая | ||
«Зайчик в гостях у ребят» | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» | ормировать умение детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент. Закреплять умение различать один и много предметов; знание геометрических фигур. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина.Упражнять в группировке предметов по цвету, форме, величине. Побуждать детей к называнию предметов и их признаков. Развивать у детей внимание, мыслительные операции: умение детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность. Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в группе. | Игра | Групповая | ||
Мониторинг | Мониторинг | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. | Игра | Индивидуальная |
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Форма организации занятий – игра.
Приемы и методы.
игровой метод (дидактические игры, игры – манипуляции);
наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов, мультимедийные презентации);
практический метод (показ способов действия с предметами, эксперимент).
Дидактический материал:
Необходимый наглядный и дидактический материал:
фотоматериалы;
готовые пособия;
иллюстрации;
плакаты.
Для выполнения работы необходимы определенные материалы, приспособления и инструменты:
- наборы цветной бумаги,
- листы цветной ксероксной бумаги формата А4;
- разнообразные пирамидки, кубики, шнуровки, пазлы;
- готовые дидактические игры;
- дидактические карточки с изображением животных;
- счетные палочки, ложки
Техническое оснащение: помещение комнаты дополнительного образования, телевизор, ноутбук, магнитофон, доска.
6. CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1. Альтхауз, Д. Цвет – форма – количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей доршкольного возраста / Д. Альтхауз, Э. Дум. - М.: Просвещение, 64 с., ил.
2. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
3. Афанасьева, И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ / И.П. Афанасьева. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 с.: ил.
4. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. - Воронеж: Издательство «Учитель», 270 с.
5. Венгер, Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя детского сада / #1040;.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер.- М.: Просвещение, 144 с.: ил.
6. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
7. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
8. Максаков, А.И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр. и доп. / А.И. Максаков. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с., ил.
9. Пилюгина , Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / Э.Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, ООО е., ил.
10. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Е.А. Янушко. - М.: Мозаика – Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Разноцветная палитра"
занятия по изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа "Разноцветные ладошки" для детей 2-3 лет
Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, ...
Программа "Разноцветные ладошки"
Развивать знания эстетического восприятия, реализуемые через самостоятельную практическую и творческую деятельность ребенка....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Разноцветные ладошки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММАВозраст обучающихся: 3-7 летКоличество часов в год: 72 часаПедагог реализующий программу:Апрельская Виктория Валерьяновна «Разноцветные ла...
Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"
Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование), предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....
Программа "Разноцветные ладошки"
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности по формированию у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразит...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа....