Диагностики выявления детей готовности к школе
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)
Комплексная оценка готовности детей к обучению в школе анализ и представление таблицы диагностического комплекса по исследованию уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексная оценка готовности детей к обучению в школе анализ и представление таблицы диагностического комплекса по исследованию уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе
Диагностики выявления детей готовности к школе
Название диагностики, цель | Описание | ||||||||||||||||||||||||
1.Методика «Запоминание 10 слов» /по А.РЛурия/ Цель: исследование объема слухоречевого запоминания, определенного количества слов. | Инструкция: «Сейчас я прочту тебе 10 слов (Книга, сад, конь, звон, рак, дом, мир, куст, вода, мед) сразу, как я закончу, ты повторишь те слова, которые запомнишь в любом порядке». При повторении заучивания инструкция заменяется: «Послушай и повтори еще раз». Ключ: В норме: дети запомнившие сразу больше 5 слов, а через 3 повтора все 10 слов - получают 3 балла - высокий уровень; Если дети запоминают с первого раза 4-5 слов, а все 10 слов в среднем через 3-5 повторений -2 балла - средний уровень; Дети, запомнившие сразу менее 5 слов, а через 5 повторений, количество слов увеличилось на 1 -2 единицы - 1 балл - низкий уровень. | ||||||||||||||||||||||||
2. Методика «ДА И НЕТ» Цель: исследование умения действовать по правилу, сформированность произвольной регуляции ребенка. | Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить? Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слово «да» и «нет». Понятно?» 1. Ты хочешь идти в школу? 2. Ты любишь слушать сказки? 3. Ты любишь смотреть мультфильмы? 4. Тебе нравится гулять в лесу? 5. Ты любишь играть в игрушки? 6. Ты хочешь учиться? 7. Ты хочешь играть во дворе с ребятами? 8. Тебе нравится болеть? 9. Ты любишь смотреть телевизор? Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы. Ключ: 3 балла, если задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки - высокий уровень; 2 балла, если допущена одна ошибка - средний уровень; 1 балл, если допущена одна ошибка - низкий уровень. | ||||||||||||||||||||||||
3.Методика «Составь квадрат» /Т.В. Чередникова/ Цель: исследование наглядно-образной формы мышления. | Ребенку предлагается, 4 квадрата по-разному разрезанных на несколько частей из однотонной бумаги по очереди (1, 2 ,3 ,4 - в порядке возрастающей трудности). Время фиксируется на каждый квадрат - 3 минуты. Для 4 квадрата время неограниченно. Ключ: 3 балла - ребенок складывает все 4 квадрата без дополнительной помощи в указанное время - высокий уровень; 2 балла - ребенок складывает 2-3 квадрата (в указанное время), с стимулирующей помощью - средний уровень; 1 балл - ребенок складывает 1 квадрат (из 2 первых) - низкий уровень. | ||||||||||||||||||||||||
4. Методика «Домик» /Н.И.Гуткина/ Цель: выявление умений ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсо-моторной координации и тонкой моторики. | Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке /перед ребенком кладется листок с «Домик». Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, стирать ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе». По окончании работы ребенку предлагают проверить, правильно ли он выполнил рисунок и исправить ошибки, если они есть. Ошибки: • Неправильно воспроизведенный элемент, • Замена одного элемента другим, • Отсутствие элемента, • Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть. Ключ: Оценивают работу по числу ошибок: 0 баллов - без ошибок - высокий уровень; 1-2 балла-1-2 ошибки - средний уровень; 4 балла - более 4-х ошибок - низкий уровень. | ||||||||||||||||||||||||
5.Методика «звуковые прятки» /Н.И.Гуткина/ Цель: определение уровня сформированости у ребенка фонематического слуха. | Инструкция: Ребенку рассказывают, о том, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и потому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры: каждый раз договариваться какой звук нужно будет искать, после чего называются слова, а ребенок должен определить есть или нет данный звук в слове. Предлагается искать звук «О», звук «А», звук «Ш», и звук «С».
Ключ: 3 балла - если ребенок не допустил ни одной ошибки - высокий уровень; 2 балла - если ребенок допустил 1 ошибку - средний уровень; 1 балл - если ребенок допустил более 1 ошибки - низкий уровень. | ||||||||||||||||||||||||
6. Методика «Рисунок школы» Цель: определение отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности. | Для проведения теста каждому ребёнку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу». Когда ребёнок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного. Обработка результатов Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трём показателям: 1. цветовая гамма, 2. линия и характер рисунка, 3. сюжет рисунка. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется бальная оценка, затем баллы складываются. 1. Цветовая гамма. 1 балл - в равной степени присутствуют светлые и тёмные тона 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (жёлтый, светло-зелёный, голубой и т.д.); 0 баллов – рисунок выполнен в тёмных тонах (тёмно- коричневый, тёмно- зелёный, чёрный); 2. Линия и характер. 1 балл - в рисунке присутствуют обе характеристики. 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура; 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия; 3. Сюжет рисунка. 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики. 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени суток; 0 баллов - асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (тёмное небо, идёт дождь или снег); время суток – ночь или вечер; Анализ результатов 6-5 баллов – у ребёнка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем; 4-2 балла – у ребёнка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно – учебной действительности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей; 1-0 баллов – у ребёнка явно выраженный страх перед школой; часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками |
По результатам проведенных диагностик готовности детей к обучению в школе можно сделать вывод что, большинство детей подготовительной группы готовы пойти в школу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК
Цель, задачи и методика проведения педагогической диагностики. Диагностический лист....
Коррекционно-развивающее занятие для детей 4-6 лет с использованием диагностики выявления агрессивности у детей «Ежик»
Занятие направлено на выявление и коррекцию поведения дошкольников, агрессивно настроенных по отношению к своим сверстникам, через получение обратной связи путем погружения в сказку и рисование....
«Формы работы с одарёнными детьми. Диагностика выявления одаренности» (выступление на педагогическом совете)
Методы выявления и диагностики одаренностиПрименительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований.В тех случаях, когда задача ставится ...
Диагностика выявления у ребенка музыкальных способностей
Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:• Беседа с ребенком•...
"Диагностика выявления уровня развития художественно - творческих способностей"
Выявление художественно - творческих способностей дошкольников....
Консультация для педагогов по использованию музыкотерапии «Диагностика выявления мотивационной роли музыки в изобразительной деятельности»
С целью выявления мотивационной роли музыки в изобразительной деятельности, можно использовать ряд тестов....