Диагностики выявления детей готовности к школе
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Ложкина Любовь Вячеславовна

Комплексная оценка готовности детей  к обучению в школе анализ и представление таблицы диагностического комплекса по исследованию  уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексная оценка готовности детей  к обучению в школе анализ и представление таблицы диагностического комплекса по исследованию  уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе

Диагностики выявления детей  готовности к школе

Название диагностики, цель

Описание

1.Методика «Запоминание 10 слов» /по А.РЛурия/

Цель: исследование объема слухоречевого запоминания, определенного количества слов.

Инструкция: «Сейчас я прочту тебе 10 слов

(Книга, сад, конь, звон, рак, дом, мир, куст, вода, мед) сразу, как я закончу, ты повторишь те слова, которые запомнишь в любом порядке».

При повторении заучивания инструкция заменяется: «Послушай и повтори еще раз».

Ключ:

В норме: дети запомнившие сразу больше 5 слов, а через 3 повтора все 10 слов - получают 3 балла - высокий уровень;

Если дети запоминают с первого раза 4-5 слов, а все 10 слов в среднем через 3-5 повторений -2 балла - средний уровень;

Дети, запомнившие сразу менее 5 слов, а через 5 повторений, количество слов увеличилось на 1 -2 единицы - 1 балл - низкий уровень.

2. Методика «ДА И НЕТ»

Цель: исследование умения действовать по правилу, сформированность произвольной регуляции ребенка.

Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить? Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слово «да» и «нет». Понятно?»

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь слушать сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Тебе нравится гулять в лесу?

5. Ты любишь играть в игрушки?

6. Ты хочешь учиться?

7. Ты хочешь играть во дворе с ребятами?

8. Тебе нравится болеть?

9. Ты любишь смотреть телевизор?

Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.

 Ключ:

3 балла, если задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки - высокий уровень;

2 балла, если допущена одна ошибка - средний уровень;

1 балл, если допущена одна ошибка - низкий уровень.

3.Методика «Составь квадрат»

/Т.В. Чередникова/

Цель: исследование наглядно-образной формы мышления.

Ребенку предлагается, 4 квадрата по-разному разрезанных на несколько частей из однотонной бумаги по очереди (1, 2 ,3 ,4 - в порядке возрастающей трудности). Время фиксируется на каждый квадрат - 3 минуты. Для 4 квадрата время неограниченно.

Ключ:

3 балла - ребенок складывает все 4 квадрата без дополнительной помощи в указанное время - высокий уровень;

2 балла - ребенок складывает 2-3 квадрата (в указанное время), с стимулирующей помощью - средний уровень;

1 балл - ребенок складывает 1 квадрат (из 2 первых) - низкий уровень.

4. Методика «Домик»

/Н.И.Гуткина/

Цель: выявление  умений ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсо-моторной координации и тонкой моторики.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке /перед ребенком кладется листок с «Домик». Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, стирать ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По окончании работы ребенку предлагают проверить, правильно ли он выполнил рисунок и исправить ошибки, если они есть. Ошибки:

•  Неправильно воспроизведенный элемент,

•  Замена одного элемента другим,

•  Отсутствие элемента,

•  Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть.

Ключ:

Оценивают работу по числу ошибок:

0 баллов - без ошибок - высокий уровень;

1-2 балла-1-2 ошибки - средний уровень;

4 балла - более 4-х ошибок - низкий уровень.

5.Методика «звуковые прятки»

/Н.И.Гуткина/

Цель: определение уровня сформированости у ребенка фонематического слуха.

Инструкция:

Ребенку рассказывают, о том, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и потому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в «прятки» со звуками.

Условия игры: каждый раз договариваться какой звук нужно будет искать, после чего называются слова, а ребенок должен определить есть или нет данный звук в слове.

Предлагается искать звук «О», звук «А», звук «Ш», и звук «С».

О

А

Ш

С

Кошка

Палка

Шалаш

Свисток

Стул

Сук

Тетрадь

Пенал

Почта

Лампа

Штаны

Светофор

Карандаш

Ведро

Камень

Луна

Сок

Сталь

Шелест

Сеть

Ключ:

3 балла - если ребенок не допустил ни одной ошибки - высокий уровень;

2 балла - если ребенок допустил 1 ошибку - средний уровень;

1 балл - если ребенок допустил более 1 ошибки - низкий уровень.

6. Методика «Рисунок школы»

Цель: определение отношения ребёнка к школе и

уровня школьной тревожности.

Для проведения теста каждому ребёнку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу». Когда ребёнок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного.

Обработка результатов

 Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трём

показателям:

1. цветовая гамма, 2. линия и характер рисунка, 3. сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется

бальная оценка, затем баллы складываются.

1. Цветовая гамма.

1 балл - в равной степени присутствуют светлые и тёмные тона

 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их

сочетания (жёлтый, светло-зелёный, голубой и т.д.);

 0 баллов – рисунок выполнен в тёмных тонах (тёмно- коричневый,

тёмно- зелёный, чёрный);

 2. Линия и характер.

1 балл - в рисунке присутствуют обе характеристики.

2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются

длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;

 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично;

линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая

линия;

 3. Сюжет рисунка.

 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает

центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов

декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж

(цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение

детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса

учения»; время года – весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение

светлого времени суток;

 0 баллов - асимметричность рисунка; отсутствие деталей и

украшений; отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих

из школы; время года – осень, зима (тёмное небо, идёт дождь или снег);

время суток – ночь или вечер;

Анализ результатов

6-5 баллов – у ребёнка сложилось эмоционально благополучное

отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и

взаимодействию с учителем;

4-2 балла – у ребёнка есть некоторая тревога по поводу школьного

обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его

знаний и представлений о школьно – учебной действительности,

формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам;

причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания

взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей;

1-0 баллов – у ребёнка явно выраженный страх перед школой; часто это

приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности,

трудностям в общении с учителем и одноклассниками

По результатам проведенных диагностик готовности детей  к обучению в школе можно сделать вывод что, большинство детей подготовительной группы готовы пойти в школу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК

Цель, задачи и методика проведения педагогической диагностики. Диагностический лист....

Коррекционно-развивающее занятие для детей 4-6 лет с использованием диагностики выявления агрессивности у детей «Ежик»

Занятие направлено на выявление и коррекцию поведения дошкольников, агрессивно настроенных по отношению к своим сверстникам, через получение обратной связи путем погружения в сказку и рисование....

«Формы работы с одарёнными детьми. Диагностика выявления одаренности» (выступление на педагогическом совете)

Методы выявления и диагностики одаренностиПрименительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований.В тех случаях, когда задача ставится ...

Диагностика выявления у ребенка музыкальных способностей

Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:•          Беседа с ребенком•...

"Диагностика выявления уровня развития художественно - творческих способностей"

Выявление художественно - творческих способностей дошкольников....

Консультация для педагогов по использованию музыкотерапии «Диагностика выявления мотивационной роли музыки в изобразительной деятельности»

С целью выявления мотивационной роли музыки в изобразительной деятельности, можно использовать  ряд тестов....