Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Рябцева Илона Борисовна

Цель, задачи и методика проведения педагогической диагностики. Диагностический лист.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_diagnostika_po_nrk.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Цель педагогической диагностики: выявить особенности освоения детьми 5-7-го года жизни содержания элементов национальной культуры коми.

Задачи:

  1. Выявить уровень интереса у детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре коми.
  2. Выявить уровень представлений детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре коми.
  3. Выявить уровень умений детей старшего дошкольного возраста отражать национальное в практической деятельности.

Методы:

  1. методика выбора;
  2. индивидуальная беседа;
  3. метод творческих заданий.
  4. наблюдение.

МЕТОДИКА 1 («Методика Выбора»)

Для выявления особенности интереса детей к национальной культуре коми.  Детям предлагаются  следующие ситуации:

1 ситуация – выбор орнамента (детям предлагается выбрать орнамент, узор, которым бабушка украсит варежки):

  • коми орнамент
  • геометрические фигуры
  • однотонные (без рисунка)

2 ситуация – выбор костюма (детям предлагается выбрать одежду для куклы):

  • коми национальная одежда
  • джинсовый костюм
  • спортивный костюм

3 ситуация  - выбор сувенира (детям предлагается купить подарок для друга, живущего в другой стране или республике):

  • коми игрушка - кукла в малице
  • покемон
  • городецкая игрушка

4 ситуация  - выбор занятия (детям предлагается выбрать занятие):

  • коми язык
  • математика
  • рисование

Критерии оценки:

3 балла - при первом выборе предметов национальной культуры коми.

2 балла - при втором выборе предметов национальной культуры коми

1 балл - при третьем выборе предметов национальной культуры коми

МЕТОДИКА 2  (метод индивидуальной беседы) 

Для выявления особенностей представлений детей о национальной культуре коми применяется метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагается  ответить на следующие вопросы:

  1. Какие предметы коми быта ты знаешь? Назови.
  2. Чем занимались мужчины и женщины в коми деревнях?
  3. Какую коми национальную одежду ты знаешь?
  4. Выбери из предложенных орнаментов коми орнамент (городецкая, хохломская, дымковская, коми орнамент).
  5. Выбери из предложенных изделий то, которое можно отнести к предметам коми культуры (меховой медведь; матрешка; сова, изготовленная из оленьего меха).
  6. Какие коми народные игры ты знаешь?
  7. Каких героев коми народных сказок ты знаешь?
  8. Знаешь ли ты какие-нибудь коми слова? Назови.

Оценка результатов:

3 балла – ребенок имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, промыслах северного народа; знает много объектов коми быта, деталей народной одежды, элементов орнамента коми, сказок, подвижных игр и называет их на двух языках (русском и коми). Эмоционально воспринимает красоту предметов материальной культуры; самостоятельно аргументирует свои суждения.

2 балла – ребенок имеет дифференцированные представления о некоторых элементах культуры коми; промыслах северного народа. Стремится  аргументировать свои суждения, называя объекты коми культуры, преимущественно использует русский язык; познавательное отношение к культурному достоянию неустойчиво, связано с яркими событиями, моментами.

1 балл – у ребенка не сформированы  представления о культурном достоянии родного края, дает неправильный ответ или не отвечает даже после наводящих вопросов взрослого, не знает названия предметов на коми языке познавательное отношение к ним неустойчиво.

МЕТОДИКА 3   (метод творческих заданий)

Для выявления  особенности умений отражать национальное в практической деятельности используется метод творческих заданий.  

1 задание – составить рассказ о кукле, одетой в национальную одежду (Настук и Степа).

2 задание – украсить варежку

Критерии  оценки:

1 – содержание  изображения, рассказа

2 – техника исполнения, выразительность при передаче образов

3 – отношение ребенка к деятельности.

Оценка результатов:

3 балла – ребенок устанавливает существенные связи; пользуется разнообразными средствами выразительности, передает черты национального образа; при выполнении деятельности проявляет инициативу, творчество.

2 балла – ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки; использует средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, выделяет некоторые элементы национальной культуры; проявляет интерес при выполнении заданий.

1 балл – ребенок не устанавливает связи, результаты деятельности не соответствуют теме;  не использует средства выразительности, навыки и умения для создания образа, национальный мотив отсутствует; при выполнении работы самостоятельности, инициативы и  творчества не проявляет.

МЕТОДИКА 4

При оценке интереса, представлений и умений отражать национальное в практической деятельности  используется следующая шкала:

Высокий уровень - от 2,4 до 3 баллов - проявляют познавательный  интерес к ознакомлению с национальной культурой;  имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, промыслах северного народа; используют в речи много коми слов; целостно отражают национальные черты, объекты в творческой  деятельности.

Средний уровень - от 1,7 до 2,3 баллов - интерес к ознакомлению с  национальной культурой проявляется наряду с другими интересами, интересуют наиболее яркие моменты; иногда в речи используют коми слова; дети имеют дифференцированные представления о некоторых наиболее ярких национальных объектах; пытаются отразить их в действительности.

Низкий  уровень - от 1 до 1,6 балла - интерес к ознакомлению с национальной культурой явно отсутствует, сформированы поверхностные элементарные представления в области национального; коми слова не знают. Появляются попытки отразить черты национального в  практической деятельности.

МЕТОДИКА 5

Выявление особенностей умений детей отражать элементы этнокультуры коми в игровой деятельности.

Для изучения игровых интересов и предпочтений детей в играх-драматизациях была проведена беседа с детьми по следующим вопросам:

  1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
  2. Знаешь ли ты, кто такой режиссер? (актер, художник-оформитель). Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
  3. Любишь ли ты играть в «театр»?
  4. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
  5.  Тебе нравится исполнять роли сказочных героев на сцене? Почему?
  6. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
  7. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
  8. В спектакле с какими персонажами ты хотел бы поучаствовать?

Критерии оценки:

3 балла – ответ правильный, полный, развернутый.

2 балла – ответ частичный, поверхностный, не полный.

1 балл – ответ неправильный или отсутствие ответа.

МЕТОДИКА 6

Для выявления  умений детей отражать элементы этнокультуры коми в игровой деятельности   проводится наблюдение в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей в группе детского сада. Результаты наблюдения фиксируются в таблице. В таблице фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.  

Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских и  оформительских  умений детей 7 года жизни  в играх-драматизациях.  

  1. Актерские умения – понимание эмоционального состояния персонажа;  выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа – голоса, мимики, пантомимики.
  1. Принятие роли.
  2. Передача смысла образа.
  3. Импровизация.

Критерии оценки:

3 балла – принятие роли сопровождается радостью, активностью, интересом; передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), возможна импровизация.

2 балла –  соглашается с любой ролью, не проявляет особого интереса; не всегда использует средства выразительности, необходима помощь взрослого.

1 балл –  не понимает эмоциональное состояние персонажа, равнодушен к роли; мимика и пантомимика не развиты.

  1. Режиссерские умения – понимание мотивов поступков героев, следование сюжетной линии; распределение ролей, умение руководить играющими.
  1. Планирование.
  2. Интерпретация.
  3. Комбинирование.

Критерии оценки:

3 балла – может организовать игру; понимает идею постановки; соединяет несколько знакомых литературных сюжетов в одну сюжетную линию; может описать образы предполагаемой постановки.

2 балла –  для организации игры необходима помощь взрослого;  не полностью уяснил основную идею постановки; затрудняется в наращивании сюжетной линии; нет логического перетекания одного сюжета в другой.

1 балл – не может организовать игру с другими детьми; не понимает замысел литературного произведения, его художественную идею; не может соединить несколько сюжетов в один.

  1. Оформительские умения – отражение сюжетной линии игры-драматизации в декорациях, костюмах, игровых атрибутах; подготовка игровой среды.
  1. Создание декораций.
  2. Передача смысла образа через создание атрибутов, костюмов.

Критерии оценки:

3 балла –  принимает активное участие в создании декораций; легко подбирает необходимые атрибуты.

2 балла –   необходима помощь взрослого в подборе декораций, атрибутов и костюмов для постановки спектакля.

1 балл –  не может подобрать необходимые для постановки декорации, атрибуты и костюмы.

  1. Этнокультурные умения – отражение духовной и материальной культуры своего народа в игровой деятельности, умение сознательно использовать знания об этнокультуре, умение подбирать адекватные средства выразительности.
  1. Предметы быта и утвари – посуда, мебель,  домашняя утварь.

Критерии оценки:

3 балла – использует национальную посуду, предметы мебели и домашней утвари,  интерес ярко выражен, осознан выбор.

2 балла – использует национальную посуду по подсказке взрослого, характерны правильные, но поверхностные представления о национальных предметах быта и утвари; интерес неустойчив.

1 балл - не использует предметы быта и утвари,  не проявляет интерес к предметам.  

  1. Фольклор – песни, танцы, сказки.

Критерии оценки:

3 балла –  использует знания коми фольклора: поет национальные песни, танцует танцы, водит хороводы, знает коми сказки;  интерес ярко выражен, осознан выбор.

2 балла – характерны правильные, но поверхностные представления о фольклоре; интерес неустойчив,  необходима подсказка и помощь взрослого.

1 балл - не проявляет интереса и  не использует  коми фольклор.  

  1. Народный костюм – традиционная мужская и женская одежда.

Критерии оценки:

3 балла – при одевании выбирает национальный костюм народа коми, самостоятельно придумывает и детализирует образ, проявляет ярко выраженный интерес, осознан выбор.

2 балла – при одевании использует элементы народного коми костюма, необходима помощь взрослого.

1 балл – не проявляет интереса и не использует народный коми костюм.

4.4. Народная кухня – блюда национальной кухни.

Критерии оценки:

3 балла – использует знания о блюдах национальной кухни, осознан выбор, устойчив интерес.

2 балла – использует знания о блюдах национальной кухни по подсказке взрослого, интерес неустойчив.

1 балл – не использует знания о блюдах национальной кухни, не проявляет интереса.

  1. Народное прикладное искусство – плетение, вязание, вышивание, лепка из глины.

Критерии оценки:

3 балла –  использует знания о народном прикладном искусстве, осознан выбор, устойчив интерес.

2 балла – использует знания о народном прикладном искусстве по подсказке взрослого, интерес неустойчив.

1 балл – не использует знания о народном прикладном искусстве, не проявляет интереса.

Характеристика уровней:

Высокий уровень – ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы; может организовать игру с другими детьми,  легко создает образы литературных персонажей с помощью мимики и пантомимики; легко подбирает необходимые атрибуты и декорации; хорошо развито творческое воображение, тяготеет к импровизации; использует элементы материальной и духовной культуры коми народа в игровой деятельности; умеет  сознательно использовать знания об этнокультуре и  подбирает адекватные средства выразительности.

Средний уровень – ребенок адекватно реагирует на героев литературного произведения, но необходима подсказка взрослого в понимании их  эмоционального состояния; организует игру с небольшой помощью взрослого;  мимика и пантомимика развиты не в достаточной степени;  затрудняется в подборе атрибутов и декораций; не всегда  использует элементы  духовной и материальной культуры в игровой деятельности, не осознан выбор, неустойчив интерес.  

Низкий уровень – ребенок не может понять замысел литературного произведения, его художественную идею; не воспринимает произведение целостно;  не может организовать игру с другими детьми; не развита мимика и пантомимика;  постоянно отвлекается, не следует сюжетной линии, театральную постановку не доводит до конца, не использует  элементы  духовной и материальной культуры в игровой деятельности, не проявляет интереса к игре-драматизации.

АНКЕТА

Для изучения профессиональной компетентности педагогов по формированию основ этнокультуры коми  у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Что Вы понимаете под приобщением детей к этнокультуре коми?

  1. Мое отношение к этнокультуре коми. Оно проявляется в том, что я…

  1. Приобщение детей к этнокультуре коми в дошкольном возрасте – один из важнейших факторов, так как…

  1. Приобщение детей к этнокультуре коми помогает мне решить такие педагогические задачи, как…

  1. Я предпочитаю использовать в работе с детьми по приобщению к этнокультуре коми  следующие формы работы …

  1. Мое творчество проявляется в том, что…

  1. Для организации работы по приобщению детей к этнокультуре коми я, прежде всего, учитываю…

  1. Приобщение детей к этнокультуре народа коми развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются…»  

Тесное сотрудничество заключается не только в изготовлении костюмов, декораций, атрибутов, но и в участии родителей в подготовке и «сказывании сказки».

АНКЕТА

Для изучения роли семьи в формировании основ этнокультуры коми у детей:

  1. Знакомите ли вы своего ребенка  с этнокультурой коми народа?

  1. Интересна ли вам этнокультура коми народа?

3.Посещаете ли вы музеи, театры, выставки, библиотеки для ознакомления детей с этнокультурой коми?

             4.Вы скорее предпочтете посмотреть по телевизору передачу о культуре и быте коми народа, чем художественный фильм, развлекательную программу?

             5.Обсуждая передачу, Вы в первую очередь обращаете внимание  на игру актеров?

       6.Обсуждая передачу, Вы в первую очередь обращаете внимание  на этнографическую основу сюжета? культуре коми народа, поэтому не обращают внимания на этнографическую основу сюжета.

7. Вы проявляете свою эрудицию при выборе темы беседы с ребенком по приобщению  к этнокультуре народа коми?

8. Вы знаете достаточно  много об этнокультуре  коми и хотели бы поделиться своими знаниями с окружающими?


№ п/п

Ф.И. ребенка

Методика 1

Методика 2

Методика

3

Методика

4

Методика

5

Сумма баллов

Средний балл

Уровень

выбор орнамента

выбор костюма

выбор сувенира

выбор занятия

представления детей о национальной культуре коми

рассказ о кукле

Украсить варежку

интерес

умение детей отражать элементы этнокультуры коми в игровой деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итоговая оценка: 

Высокий уровень - ____% (______количество детей),   Средний уровень - ___% ( _     _),    Низкий   уровень - ______% (_          _)

Диагностический лист педагогического исследования по разделу: «Национально – региональный компонент» 

Старшая группа  №              Воспитатель:                                              . Дата проведения:                .

Диагностический лист педагогического исследования по разделу: «Национально – региональный компонент» 

Подготовительная  группа  №                                  Воспитатель:                                     . Дата проведения:        .

№ п/п

Ф.И. ребенка

Методика 1

Методика 2

Методика

3

Методика

4

Методика

5

Сумма баллов

Средний балл

Уровень

выбор орнамента

выбор костюма

выбор сувенира

выбор занятия

представления детей о национальной культуре коми

рассказ о кукле

Украсить варежку

интерес

умение детей отражать элементы этнокультуры коми в игровой деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итоговая оценка: 

Высокий уровень - ____% (______количество детей),   Средний уровень - ___% ( _     _),    Низкий   уровень - ______% (_          _)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические материалы для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей ПДД

Диагностические  задания для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей старшего возраста ПДД...

Диагностические задания для выявления уровня знаний детей по программе в старшей группе

Диагностические задания для выявления знаний детей по программе в старшей группе...

Диагностические задания для выявления уровня знаний детей по программе в средней группе

Диагностические задания для выявления уровня детей по программе в средней группе...

Диагностические задания для выявления уровня знаний детей по программе в подготовительной группе

Диагностические задания для выявления уровня знаний детей по программе в подготовительной группе...

Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению уровня знаний

Диагностика помлщь воспитателям по материалу патриотического воспитания....

Диагностика выявление уровня нравственно - патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

laquo;Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе»....

Методическая разработка ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО

Экспериментальная работа по выявлению уровня развития знаний, о здоровом образе жизни, у детей старшего дошкольного возраста .В ней принимали участие 10 человек детей....