Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Цель, задачи и методика проведения педагогической диагностики. Диагностический лист.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_diagnostika_po_nrk.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель педагогической диагностики: выявить особенности освоения детьми 5-7-го года жизни содержания элементов национальной культуры коми.
Задачи:
- Выявить уровень интереса у детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре коми.
- Выявить уровень представлений детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре коми.
- Выявить уровень умений детей старшего дошкольного возраста отражать национальное в практической деятельности.
Методы:
- методика выбора;
- индивидуальная беседа;
- метод творческих заданий.
- наблюдение.
МЕТОДИКА 1 («Методика Выбора»)
Для выявления особенности интереса детей к национальной культуре коми. Детям предлагаются следующие ситуации:
1 ситуация – выбор орнамента (детям предлагается выбрать орнамент, узор, которым бабушка украсит варежки):
- коми орнамент
- геометрические фигуры
- однотонные (без рисунка)
2 ситуация – выбор костюма (детям предлагается выбрать одежду для куклы):
- коми национальная одежда
- джинсовый костюм
- спортивный костюм
3 ситуация - выбор сувенира (детям предлагается купить подарок для друга, живущего в другой стране или республике):
- коми игрушка - кукла в малице
- покемон
- городецкая игрушка
4 ситуация - выбор занятия (детям предлагается выбрать занятие):
- коми язык
- математика
- рисование
Критерии оценки:
3 балла - при первом выборе предметов национальной культуры коми.
2 балла - при втором выборе предметов национальной культуры коми
1 балл - при третьем выборе предметов национальной культуры коми
МЕТОДИКА 2 (метод индивидуальной беседы)
Для выявления особенностей представлений детей о национальной культуре коми применяется метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
- Какие предметы коми быта ты знаешь? Назови.
- Чем занимались мужчины и женщины в коми деревнях?
- Какую коми национальную одежду ты знаешь?
- Выбери из предложенных орнаментов коми орнамент (городецкая, хохломская, дымковская, коми орнамент).
- Выбери из предложенных изделий то, которое можно отнести к предметам коми культуры (меховой медведь; матрешка; сова, изготовленная из оленьего меха).
- Какие коми народные игры ты знаешь?
- Каких героев коми народных сказок ты знаешь?
- Знаешь ли ты какие-нибудь коми слова? Назови.
Оценка результатов:
3 балла – ребенок имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, промыслах северного народа; знает много объектов коми быта, деталей народной одежды, элементов орнамента коми, сказок, подвижных игр и называет их на двух языках (русском и коми). Эмоционально воспринимает красоту предметов материальной культуры; самостоятельно аргументирует свои суждения.
2 балла – ребенок имеет дифференцированные представления о некоторых элементах культуры коми; промыслах северного народа. Стремится аргументировать свои суждения, называя объекты коми культуры, преимущественно использует русский язык; познавательное отношение к культурному достоянию неустойчиво, связано с яркими событиями, моментами.
1 балл – у ребенка не сформированы представления о культурном достоянии родного края, дает неправильный ответ или не отвечает даже после наводящих вопросов взрослого, не знает названия предметов на коми языке познавательное отношение к ним неустойчиво.
МЕТОДИКА 3 (метод творческих заданий)
Для выявления особенности умений отражать национальное в практической деятельности используется метод творческих заданий.
1 задание – составить рассказ о кукле, одетой в национальную одежду (Настук и Степа).
2 задание – украсить варежку
Критерии оценки:
1 – содержание изображения, рассказа
2 – техника исполнения, выразительность при передаче образов
3 – отношение ребенка к деятельности.
Оценка результатов:
3 балла – ребенок устанавливает существенные связи; пользуется разнообразными средствами выразительности, передает черты национального образа; при выполнении деятельности проявляет инициативу, творчество.
2 балла – ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки; использует средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, выделяет некоторые элементы национальной культуры; проявляет интерес при выполнении заданий.
1 балл – ребенок не устанавливает связи, результаты деятельности не соответствуют теме; не использует средства выразительности, навыки и умения для создания образа, национальный мотив отсутствует; при выполнении работы самостоятельности, инициативы и творчества не проявляет.
МЕТОДИКА 4
При оценке интереса, представлений и умений отражать национальное в практической деятельности используется следующая шкала:
Высокий уровень - от 2,4 до 3 баллов - проявляют познавательный интерес к ознакомлению с национальной культурой; имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, промыслах северного народа; используют в речи много коми слов; целостно отражают национальные черты, объекты в творческой деятельности.
Средний уровень - от 1,7 до 2,3 баллов - интерес к ознакомлению с национальной культурой проявляется наряду с другими интересами, интересуют наиболее яркие моменты; иногда в речи используют коми слова; дети имеют дифференцированные представления о некоторых наиболее ярких национальных объектах; пытаются отразить их в действительности.
Низкий уровень - от 1 до 1,6 балла - интерес к ознакомлению с национальной культурой явно отсутствует, сформированы поверхностные элементарные представления в области национального; коми слова не знают. Появляются попытки отразить черты национального в практической деятельности.
МЕТОДИКА 5
Выявление особенностей умений детей отражать элементы этнокультуры коми в игровой деятельности.
Для изучения игровых интересов и предпочтений детей в играх-драматизациях была проведена беседа с детьми по следующим вопросам:
- Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
- Знаешь ли ты, кто такой режиссер? (актер, художник-оформитель). Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
- Любишь ли ты играть в «театр»?
- Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
- Тебе нравится исполнять роли сказочных героев на сцене? Почему?
- Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
- Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
- В спектакле с какими персонажами ты хотел бы поучаствовать?
Критерии оценки:
3 балла – ответ правильный, полный, развернутый.
2 балла – ответ частичный, поверхностный, не полный.
1 балл – ответ неправильный или отсутствие ответа.
МЕТОДИКА 6
Для выявления умений детей отражать элементы этнокультуры коми в игровой деятельности проводится наблюдение в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей в группе детского сада. Результаты наблюдения фиксируются в таблице. В таблице фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.
Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских и оформительских умений детей 7 года жизни в играх-драматизациях.
- Актерские умения – понимание эмоционального состояния персонажа; выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа – голоса, мимики, пантомимики.
- Принятие роли.
- Передача смысла образа.
- Импровизация.
Критерии оценки:
3 балла – принятие роли сопровождается радостью, активностью, интересом; передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), возможна импровизация.
2 балла – соглашается с любой ролью, не проявляет особого интереса; не всегда использует средства выразительности, необходима помощь взрослого.
1 балл – не понимает эмоциональное состояние персонажа, равнодушен к роли; мимика и пантомимика не развиты.
- Режиссерские умения – понимание мотивов поступков героев, следование сюжетной линии; распределение ролей, умение руководить играющими.
- Планирование.
- Интерпретация.
- Комбинирование.
Критерии оценки:
3 балла – может организовать игру; понимает идею постановки; соединяет несколько знакомых литературных сюжетов в одну сюжетную линию; может описать образы предполагаемой постановки.
2 балла – для организации игры необходима помощь взрослого; не полностью уяснил основную идею постановки; затрудняется в наращивании сюжетной линии; нет логического перетекания одного сюжета в другой.
1 балл – не может организовать игру с другими детьми; не понимает замысел литературного произведения, его художественную идею; не может соединить несколько сюжетов в один.
- Оформительские умения – отражение сюжетной линии игры-драматизации в декорациях, костюмах, игровых атрибутах; подготовка игровой среды.
- Создание декораций.
- Передача смысла образа через создание атрибутов, костюмов.
Критерии оценки:
3 балла – принимает активное участие в создании декораций; легко подбирает необходимые атрибуты.
2 балла – необходима помощь взрослого в подборе декораций, атрибутов и костюмов для постановки спектакля.
1 балл – не может подобрать необходимые для постановки декорации, атрибуты и костюмы.
- Этнокультурные умения – отражение духовной и материальной культуры своего народа в игровой деятельности, умение сознательно использовать знания об этнокультуре, умение подбирать адекватные средства выразительности.
- Предметы быта и утвари – посуда, мебель, домашняя утварь.
Критерии оценки:
3 балла – использует национальную посуду, предметы мебели и домашней утвари, интерес ярко выражен, осознан выбор.
2 балла – использует национальную посуду по подсказке взрослого, характерны правильные, но поверхностные представления о национальных предметах быта и утвари; интерес неустойчив.
1 балл - не использует предметы быта и утвари, не проявляет интерес к предметам.
- Фольклор – песни, танцы, сказки.
Критерии оценки:
3 балла – использует знания коми фольклора: поет национальные песни, танцует танцы, водит хороводы, знает коми сказки; интерес ярко выражен, осознан выбор.
2 балла – характерны правильные, но поверхностные представления о фольклоре; интерес неустойчив, необходима подсказка и помощь взрослого.
1 балл - не проявляет интереса и не использует коми фольклор.
- Народный костюм – традиционная мужская и женская одежда.
Критерии оценки:
3 балла – при одевании выбирает национальный костюм народа коми, самостоятельно придумывает и детализирует образ, проявляет ярко выраженный интерес, осознан выбор.
2 балла – при одевании использует элементы народного коми костюма, необходима помощь взрослого.
1 балл – не проявляет интереса и не использует народный коми костюм.
4.4. Народная кухня – блюда национальной кухни.
Критерии оценки:
3 балла – использует знания о блюдах национальной кухни, осознан выбор, устойчив интерес.
2 балла – использует знания о блюдах национальной кухни по подсказке взрослого, интерес неустойчив.
1 балл – не использует знания о блюдах национальной кухни, не проявляет интереса.
- Народное прикладное искусство – плетение, вязание, вышивание, лепка из глины.
Критерии оценки:
3 балла – использует знания о народном прикладном искусстве, осознан выбор, устойчив интерес.
2 балла – использует знания о народном прикладном искусстве по подсказке взрослого, интерес неустойчив.
1 балл – не использует знания о народном прикладном искусстве, не проявляет интереса.
Характеристика уровней:
Высокий уровень – ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы; может организовать игру с другими детьми, легко создает образы литературных персонажей с помощью мимики и пантомимики; легко подбирает необходимые атрибуты и декорации; хорошо развито творческое воображение, тяготеет к импровизации; использует элементы материальной и духовной культуры коми народа в игровой деятельности; умеет сознательно использовать знания об этнокультуре и подбирает адекватные средства выразительности.
Средний уровень – ребенок адекватно реагирует на героев литературного произведения, но необходима подсказка взрослого в понимании их эмоционального состояния; организует игру с небольшой помощью взрослого; мимика и пантомимика развиты не в достаточной степени; затрудняется в подборе атрибутов и декораций; не всегда использует элементы духовной и материальной культуры в игровой деятельности, не осознан выбор, неустойчив интерес.
Низкий уровень – ребенок не может понять замысел литературного произведения, его художественную идею; не воспринимает произведение целостно; не может организовать игру с другими детьми; не развита мимика и пантомимика; постоянно отвлекается, не следует сюжетной линии, театральную постановку не доводит до конца, не использует элементы духовной и материальной культуры в игровой деятельности, не проявляет интереса к игре-драматизации.
АНКЕТА
Для изучения профессиональной компетентности педагогов по формированию основ этнокультуры коми у детей старшего дошкольного возраста:
- Что Вы понимаете под приобщением детей к этнокультуре коми?
- Мое отношение к этнокультуре коми. Оно проявляется в том, что я…
- Приобщение детей к этнокультуре коми в дошкольном возрасте – один из важнейших факторов, так как…
- Приобщение детей к этнокультуре коми помогает мне решить такие педагогические задачи, как…
- Я предпочитаю использовать в работе с детьми по приобщению к этнокультуре коми следующие формы работы …
- Мое творчество проявляется в том, что…
- Для организации работы по приобщению детей к этнокультуре коми я, прежде всего, учитываю…
- Приобщение детей к этнокультуре народа коми развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются…»
Тесное сотрудничество заключается не только в изготовлении костюмов, декораций, атрибутов, но и в участии родителей в подготовке и «сказывании сказки».
АНКЕТА
Для изучения роли семьи в формировании основ этнокультуры коми у детей:
- Знакомите ли вы своего ребенка с этнокультурой коми народа?
- Интересна ли вам этнокультура коми народа?
3.Посещаете ли вы музеи, театры, выставки, библиотеки для ознакомления детей с этнокультурой коми?
4.Вы скорее предпочтете посмотреть по телевизору передачу о культуре и быте коми народа, чем художественный фильм, развлекательную программу?
5.Обсуждая передачу, Вы в первую очередь обращаете внимание на игру актеров?
6.Обсуждая передачу, Вы в первую очередь обращаете внимание на этнографическую основу сюжета? культуре коми народа, поэтому не обращают внимания на этнографическую основу сюжета.
7. Вы проявляете свою эрудицию при выборе темы беседы с ребенком по приобщению к этнокультуре народа коми?
8. Вы знаете достаточно много об этнокультуре коми и хотели бы поделиться своими знаниями с окружающими?
№ п/п | Ф.И. ребенка | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Методика 4 | Методика 5 | Сумма баллов | Средний балл | Уровень | ||||
выбор орнамента | выбор костюма | выбор сувенира | выбор занятия | представления детей о национальной культуре коми | рассказ о кукле | Украсить варежку | интерес | умение детей отражать элементы этнокультуры коми в игровой деятельности | |||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
Итоговая оценка: Высокий уровень - ____% (______количество детей), Средний уровень - ___% ( _ _), Низкий уровень - ______% (_ _) |
Диагностический лист педагогического исследования по разделу: «Национально – региональный компонент»
Старшая группа № Воспитатель: . Дата проведения: .
Диагностический лист педагогического исследования по разделу: «Национально – региональный компонент»
Подготовительная группа № Воспитатель: . Дата проведения: .
№ п/п | Ф.И. ребенка | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Методика 4 | Методика 5 | Сумма баллов | Средний балл | Уровень | ||||
выбор орнамента | выбор костюма | выбор сувенира | выбор занятия | представления детей о национальной культуре коми | рассказ о кукле | Украсить варежку | интерес | умение детей отражать элементы этнокультуры коми в игровой деятельности | |||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
Итоговая оценка: Высокий уровень - ____% (______количество детей), Средний уровень - ___% ( _ _), Низкий уровень - ______% (_ _) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические материалы для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей ПДД
Диагностические задания для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей старшего возраста ПДД...
Диагностические задания для выявления уровня знаний детей по программе в старшей группе
Диагностические задания для выявления знаний детей по программе в старшей группе...
Диагностические задания для выявления уровня знаний детей по программе в средней группе
Диагностические задания для выявления уровня детей по программе в средней группе...
Диагностические задания для выявления уровня знаний детей по программе в подготовительной группе
Диагностические задания для выявления уровня знаний детей по программе в подготовительной группе...
Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению уровня знаний
Диагностика помлщь воспитателям по материалу патриотического воспитания....
Диагностика выявление уровня нравственно - патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
laquo;Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе»....
Методическая разработка ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
Экспериментальная работа по выявлению уровня развития знаний, о здоровом образе жизни, у детей старшего дошкольного возраста .В ней принимали участие 10 человек детей....