Сопряженная гимнастика
статья
Предварительный просмотр:
СОПРЯЖЁННАЯ ГИМНАСТИКА
или театр пальчиков и языка
«Цветок» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Вырос высокий цветок на поляне. | Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы. | Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу. |
Ветром весенним раскрыл лепестки. | Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе – врозь (несколько раз). | Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев). |
Тем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки. | Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести. | Язык высунуть и с напряжением тянуть его к подбородку. |
«Кукушка» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Летела кукушка мимо сада. | Руки согнуть в локтях, скрес -тить перед грудью. Выполнять плавные волнообразные движе- ния руками от предплечья до кончиков пальцев. | Выполнять движения языком вверх – вниз, вверх – вниз. |
Поклевала | Руки согнуты в локтях, кисти направлены вверх. Ладонь левой руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щёпоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щёпотью левой ладони – «птица клюёт». | Выполнить упражнение «Лошадка» - поцокать языком 4 раза. |
Всю рассаду | Положение рук поменять, движения повторить. | Выполнить упражнение «Лошадка» - поцокать языком 4 раза. |
И кричала: «Ку-ку-мак!». | Пальцы обеих рук сжимать в щёпоть и разжимать – «птица раскрывает и закрывает клюв». | Округлить губы, как при произнесении звука «о», закрыть рот. |
Разжимай один кулак. | Пальцы обеих рук сжать в кулаки и поочерёдно сжимать - разжимать их. | Поочерёдно надувать щёки. |
«Лиса» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Уж как шла лиса по тропке, | Указательным и средним паль -цами левой руки «пробежаться» от плеча до кончиков пальцев правой руки, вытянутой вперёд. | Выполнять движения языком вверх – вниз, вверх – вниз. |
Нашла грамоту на тропке. | Положение рук поменять, движения повторить. | Выполнять движения языком вверх – вниз, вверх – вниз. |
Она села на пенёк | Сжать кулаки, один кулак поставить на другой | Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. |
И читала весь денёк: | Ладони развернуть от груди. | Выполнять движения языком вправо – влево. |
«Мамочка, мама! | Ладони прижать одну к другой. На каждый слог мизинцы размыкать и смыкать | Поочерёдно растягивать губы в улыбке и вытягивать «трубочкой». |
Милая моя. | Те же движения выполнять безымянными пальцами. | |
Мамочка, мама! | Те же движения выполнять средними пальцами. | |
Я люблю тебя!». | Те же движения выполнять указательными пальцами. | |
Те же движения выполнять большими пальцами. | При соприкосновении подушечек пальцев вытянуть губы, как для поцелуя. |
«Замок» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
На двери весит замок. | Пальцы сцепить в «замок». | Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке, чтобы были видны нижние и верхние резцы. |
Кто открыть его бы смог? | Губы сомкнуть, изобразить удивление. | |
Постучали, | Постучать одной ладонью по другой. | Вытянуть губы, потом разжать с произнесением звука «п». |
Покрутили, | Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны. | Вытянуть губу «трубочкой» и выполнять движения вправо – влево. |
Потянули | Потянули ладони в разные стороны. | Растянуть губы в улыбке. |
И открыли. | Развести руки в разные стороны | Широко открыть рот. |
«Мышки» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Раз, два, три, четыре. Жили мышки на квартире. | Хлопнуть в ладоши. Левую руку согнуть в локте вертикально перед лицом, ладонь на уровне плеча сжать пальцы в кулак, упереться в ладонь левой руки. | Поочерёдно надувать щёки – 8 раз. |
Чай пили, | Ладони соединить рёбрами, кисти рук собрать в «чашечку». | Высунуть широкий язык. При вдохе и выдохе воздушная струя проходит по середине языка. |
Чашки били, | Резко разомкнуть ладони, развернуть вниз. | Широким кончиком языка постучать о нёбо, произнося звук «д-д-д-д». |
По-турецки говорили: | Пальцы сцепить в «замок», выполнять кистями плавные волнообразные движения. | Широким кончиком языка выполнять движения вперёд – назад по верхней губе и добавить голос («Болтушка») |
«Чаби, чиляби, чиляби, чаби, чаби». | На каждое слово поочерёдно соединять пальцы одной руки с пальцами другой: большой – с большим, указательный – с указательным и т.д. |
«Рыбка плавала в пруду» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Рыбка плавала в пруду, хвостиком виляла. | Руки согнуть в локтях и выпол- нять волнообразные движения. | Выполнять движения языком вверх – вниз. |
Корм хватала на ходу, ротик открывала. | Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец каждой руки соединить, затем придвигать их к большим пальцам. | Округлить губы, как при произнесении звука «о», закрыть рот. |
Лягушонок мимо плыл, щёки раздувая. | Руки согнуть в локтях и выпол- нять волнообразные движения. | Поочерёдно надувать щёки. |
Ножкой дрыгал влево – вправо, | Соединить ладони: правая снизу, левая сверху. Разводить пальцы в стороны, затем соединять (4 раза). | Выполнять движения языком вправо – влево. |
Устали не зная. | Положение рук поменять. Повторить движения. | Повторить движения языком. |
«В лес за грибами» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
За грибами в лес пошли, | Руки согнуть в локтях ладонями вниз., указательным и средним пальцами имитировать движения ног при ходьбе. | Широким языком дотронуться с наружной стороны до верхних зубов, затем да нижних. |
Много там грибов нашли. | Руки развести в стороны. | Прижать язык всей полостью к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении. |
Встретили косого зайку, | Руки приставить к голове («ушки»). | Закусывать то верхнюю губу, то нижнюю. |
Убежал от нас зазнайка. | Ладонь левой руки развернуть вверх, указательным и средним пальцами правой руки «пробежаться» по ладони левой руки. | Выполнять движения языком влево – вправо (с закрытым ртом). |
Мишка ел в кустах малину и отдал нам половину. | Руками поглаживать живот. | Имитировать процесс жевания. |
Дятел стукал: тук да тук. | Ладонь левой руки развернуть вверх, указательным пальцем правой руки касаться ладони левой руки на каждый слог. | Широким кончиком языка постучать о нёбо, произнося звук «д-д-д-д». |
Раздавался громкий звук. | Положение рук поменять. Повторить движения. | Повторить звук «д». |
«Осьминог» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Много ног у осьминога. | Сжать кулаки развернуть к себе. Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших. | Высунуть язык «иголочкой» («жалом»). |
Все они ему нужны. | Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев. | Попеременно надувать и втягивать щёки. |
Заменяют ему руки. | Поочерёдно разжимать пальцы в кулаки, начиная с больших. | Высунуть язык «иголочкой» («жалом»). |
Очень ловкие | Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев. | Попеременно надувать и втягивать щёки. |
Они. | Кулаки повернуть к себе и одновременно разжать. |
«Краб» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. Вот на пальму лезет краб. | Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить направить вверх («пальма»). Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев. | Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад. |
Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех. | Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз. | Высунуть язык и выполнять движения вверх – вниз. |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. На песок сползает краб. | Пальцами правой руки имитировать движения краба вниз от кончиков пальцев к локтю. | С напряжением тянуть язык к подбородку. |
Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех? | С помощью жестов и мимики изобразить удивление. | |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. Вновь на пальму лезет краб. | Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить . Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев. | Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад. |
Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех. | Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз. | Высунуть язык и выполнять движения вверх – вниз. |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. На песок сползает краб. | Кистью правой руки имитировать движения краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю. | С напряжением тянуть язык к подбородку. |
Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех? | С помощью жестов и мимики изобразить удивление. | |
Хром, хром, хром, хром. Две мартышки под кустом. Хряп, хряп, хряп, хряп. | Подушечками пальцев обеих рук погладить щёки. | Имитировать процесс жевания. |
Ну и чудик этот краб. | Большими у указательными пальцами оттянуть уши. | Высунуть язык. |
«Пальцы растянуть пошире» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
рук | губ и языка | |
Пальцы растянуть пошире | Пальцы растопырить, напрячь. | Растянуть губы в улыбке. |
Раз, два, три, четыре, пять. | Поочерёдно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого. | |
Сжать их вместе – три, четыре - | Пальцы сжать в кулак, разжать. | Поочерёдно растягивать губы в улыбке и вытягивать их «трубочкой». |
И на месте поплясать. | Выполнять движения «фонарики». | Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять круговые движения. |
На носок, | Коснуться мизинцем одной руки мизинца другой руки. | Высунуть язык и с напряже- нием тянуть его к носу. |
Потом на пятку - | Коснуться большим пальцем одной руки большого пальца другой руки. | С напряжением тянуть язык к подбородку. |
Дружно делаем | Коснуться мизинцем одной руки мизинца другой руки. | С напряжением тянуть язык влево |
Зарядку. | Коснуться большим пальцем одной руки большого пальца другой руки. | С напряжением тянуть язык вправо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по проведению сопряженной гимнастики языка, пальцев и кистей рук на тему: «Прогулка в осеннем лесу».
Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук) на музыкальных занятиях....

Сопряженная гимнастика
Комплексы сопряженной гимнастики, включающей различные виды гимнастик (артикуляционную, дыхательную, пальчиковую)...

Сопряженная гимнастика пальцев и языка
У многих детей плохо развита речь.В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетн...
Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка
В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работ...