Сопряженная гимнастика
статья

Леванькова Марина Юрьевна

Перечень игр на развитие речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sopryazhyonnaya_gimnastika.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

СОПРЯЖЁННАЯ ГИМНАСТИКА

или театр пальчиков и языка

 

«Цветок»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Вырос высокий цветок на поляне.

Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы.

Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу.

Ветром весенним раскрыл лепестки.

Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе – врозь (несколько раз).

Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев).

Тем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки.

Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести.

Язык высунуть и с напряжением тянуть его к подбородку.

 

«Кукушка»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Летела кукушка мимо сада.

Руки согнуть в локтях, скрес -тить перед грудью. Выполнять плавные волнообразные движе- ния руками от предплечья до кончиков пальцев.

Выполнять движения языком вверх – вниз, вверх – вниз.

Поклевала

Руки согнуты в локтях, кисти направлены вверх. Ладонь левой руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щёпоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щёпотью левой ладони – «птица клюёт».

Выполнить упражнение «Лошадка» - поцокать языком 4 раза.

Всю рассаду

Положение рук поменять, движения повторить.

Выполнить упражнение «Лошадка» - поцокать языком 4 раза.

И кричала: «Ку-ку-мак!».

Пальцы обеих рук сжимать в щёпоть и разжимать – «птица раскрывает и закрывает клюв».

Округлить губы, как при произнесении звука «о», закрыть рот.

Разжимай один  кулак.

Пальцы обеих рук сжать в кулаки и поочерёдно сжимать - разжимать их.

Поочерёдно надувать щёки.

«Лиса»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Уж как шла лиса по тропке,

Указательным и средним паль -цами левой руки «пробежаться» от плеча до кончиков пальцев правой руки, вытянутой вперёд.

Выполнять движения языком вверх – вниз, вверх – вниз.

Нашла грамоту на тропке.

Положение рук поменять, движения повторить.

Выполнять движения языком вверх – вниз, вверх – вниз.

Она села на пенёк

Сжать кулаки, один кулак поставить на другой

Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении.

И читала весь денёк:

Ладони развернуть от груди.

Выполнять движения языком вправо – влево.

«Мамочка, мама!

Ладони прижать одну к другой. На каждый слог мизинцы размыкать и смыкать

Поочерёдно растягивать губы в улыбке и вытягивать «трубочкой».

Милая моя.

Те же движения выполнять безымянными пальцами.

Мамочка, мама!

Те же движения выполнять средними пальцами.

Я люблю тебя!».

Те же движения выполнять указательными пальцами.

Те же движения выполнять большими пальцами.

При соприкосновении подушечек пальцев вытянуть губы, как для поцелуя.

«Замок»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

На двери весит замок.

Пальцы сцепить в «замок».

Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке, чтобы были видны нижние и верхние резцы.

Кто открыть его бы смог?

Губы сомкнуть, изобразить удивление.

Постучали,

Постучать одной ладонью по другой.

Вытянуть губы, потом разжать с произнесением звука «п».

Покрутили,

Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны.

Вытянуть губу «трубочкой» и выполнять движения вправо – влево.

Потянули

Потянули ладони в разные стороны.

Растянуть губы  в улыбке.

И открыли.

Развести руки в разные стороны

Широко открыть рот.

«Мышки»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Раз, два, три, четыре. Жили мышки на квартире.

Хлопнуть в ладоши. Левую руку согнуть в локте вертикально перед лицом, ладонь на уровне плеча сжать пальцы в кулак, упереться в ладонь левой руки.

Поочерёдно надувать щёки – 8 раз.

Чай пили,

Ладони соединить рёбрами, кисти рук собрать в «чашечку».

Высунуть широкий язык. При вдохе и выдохе воздушная струя проходит по середине языка.

Чашки били,

Резко разомкнуть ладони, развернуть вниз.

Широким кончиком языка постучать о нёбо, произнося звук «д-д-д-д».

По-турецки говорили:

Пальцы сцепить в «замок», выполнять кистями плавные волнообразные движения.

Широким кончиком языка выполнять движения вперёд – назад по верхней губе  и добавить голос («Болтушка»)

«Чаби, чиляби, чиляби, чаби, чаби».

На каждое слово поочерёдно соединять пальцы одной руки с пальцами другой: большой – с большим, указательный – с указательным и т.д.

 

«Рыбка плавала в пруду»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Рыбка плавала в пруду, хвостиком виляла.

Руки согнуть в локтях и выпол- нять волнообразные движения.

Выполнять движения языком вверх – вниз.

Корм хватала на ходу, ротик открывала.

Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец каждой руки соединить, затем придвигать их к большим пальцам.

Округлить губы, как при произнесении звука «о», закрыть рот.

Лягушонок мимо плыл, щёки раздувая.

Руки согнуть в локтях и выпол- нять волнообразные движения.

Поочерёдно надувать щёки.

Ножкой дрыгал влево – вправо,

Соединить ладони: правая снизу, левая сверху. Разводить пальцы в стороны, затем соединять (4 раза).

Выполнять движения языком вправо – влево.

Устали не зная.

Положение рук поменять. Повторить движения.

Повторить движения языком.

«В лес за грибами»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

За грибами в лес пошли,

Руки согнуть в локтях ладонями вниз., указательным и средним пальцами имитировать движения ног при ходьбе.

Широким языком дотронуться с наружной стороны до верхних зубов, затем да нижних.

Много там грибов нашли.

Руки развести в стороны.

Прижать язык всей полостью к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении.

Встретили косого зайку,

Руки приставить к голове («ушки»).

Закусывать то верхнюю губу, то нижнюю.

Убежал от нас зазнайка.

Ладонь левой руки развернуть вверх, указательным и средним пальцами правой руки «пробежаться» по ладони левой руки.

Выполнять движения языком влево – вправо (с закрытым ртом).

Мишка ел в кустах малину и отдал нам половину.

Руками поглаживать живот.

Имитировать процесс жевания.

Дятел стукал: тук да тук.

Ладонь левой руки развернуть вверх, указательным пальцем правой руки касаться ладони левой руки на каждый слог.

Широким кончиком языка постучать о нёбо, произнося звук «д-д-д-д».

Раздавался громкий звук.

Положение рук поменять. Повторить движения.

Повторить звук «д».

«Осьминог»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Много ног у осьминога.

Сжать кулаки развернуть к себе. Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших.

Высунуть язык «иголочкой» («жалом»).

Все они ему нужны.

Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев.

Попеременно надувать и втягивать щёки.

Заменяют ему руки.

Поочерёдно разжимать пальцы в кулаки, начиная с больших.

Высунуть язык «иголочкой» («жалом»).

Очень ловкие

Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев.

Попеременно надувать и втягивать щёки.

Они.

Кулаки повернуть к себе и одновременно разжать.

«Краб»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

Вот на пальму лезет краб.

Левую руку вертикально

согнуть в локте, пальцы растопырить направить вверх («пальма»). Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев.

Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад.

Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех.

Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз.

Высунуть язык и выполнять движения вверх – вниз.

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

На песок сползает краб.

Пальцами правой руки имитировать движения краба вниз от кончиков пальцев к локтю.

С напряжением тянуть язык к подбородку.

Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех?

С помощью жестов и мимики изобразить удивление.

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

Вновь  на пальму лезет краб.

Левую руку вертикально

согнуть в локте, пальцы растопырить . Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев.

Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад.

Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех.

Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз.

Высунуть язык и выполнять движения вверх – вниз.

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

На песок сползает краб.

Кистью правой руки имитировать движения краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю.

С напряжением тянуть язык к подбородку.

Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех?

С помощью жестов и мимики изобразить удивление.

Хром, хром, хром, хром.

Две мартышки под кустом.

Хряп, хряп, хряп, хряп.

Подушечками пальцев обеих  рук погладить щёки.

Имитировать процесс жевания.

Ну и чудик этот краб.

Большими у указательными пальцами оттянуть уши.

Высунуть язык.

«Пальцы растянуть пошире»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Пальцы растянуть пошире

Пальцы растопырить, напрячь.

Растянуть губы в улыбке.

Раз, два, три, четыре, пять.

Поочерёдно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого.

Сжать их вместе – три, четыре -

Пальцы сжать в кулак, разжать.

Поочерёдно растягивать губы в улыбке и вытягивать их «трубочкой».

И на месте поплясать.

Выполнять движения «фонарики».

Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять круговые движения.

На носок,

Коснуться мизинцем одной руки мизинца другой руки.

Высунуть язык и с напряже- нием тянуть его к носу.

Потом на пятку -

Коснуться большим пальцем одной руки большого пальца другой руки.

С напряжением тянуть язык к подбородку.

Дружно делаем

Коснуться мизинцем одной руки мизинца другой руки.

С напряжением тянуть язык влево

Зарядку.

Коснуться большим пальцем одной руки большого пальца другой руки.

С напряжением тянуть язык вправо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по проведению сопряженной гимнастики языка, пальцев и кистей рук на тему: «Прогулка в осеннем лесу».

 Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук) на музыкальных занятиях....

Сопряженная гимнастика, или театр пальчиков и языка

Использование элементов биоэнергопластики...

Сопряженная гимнастика

Сопряженное выполнение артикуляционной гимнастики и движений рук...

Сопряженная гимнастика

Комплексы сопряженной гимнастики, включающей различные виды гимнастик (артикуляционную, дыхательную, пальчиковую)...

Сопряженная гимнастика пальцев и языка

У многих детей плохо развита речь.В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетн...

Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка

В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работ...