Сопряженная гимнастика
картотека по развитию речи по теме

Кузьминская Людмила Альбертовна

Комплексы сопряженной гимнастики, включающей различные виды гимнастик (артикуляционную, дыхательную, пальчиковую)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sopryazhennaya_gimnastika.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Комплексы сопряжённой гимнастики

Текст произносит взрослый

Движения или статическая поза рук

Движения или статическая поза языка

1.Наступило утро,
выглянуло солнышко.

Пальцы разжаты и подняты вверх.

Губы в улыбке, зубы видны.

2. И друзья пошли в лес:
топ-топ, топ-топ-топ.

Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме: указательным и средним.

Рот открыт. Язык поднимается и опускается.

3. Увидели большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх.

Язык высовывается и напряженно тянется к носу.

4. Вот его крона.

Пальцы чуть согнуты.

_____________________

5. На дереве сидит птица
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
Это дятел на сосне,
Долбит клювом по коре.

На первую строчку — постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую-наоборот.
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.
Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.


Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д».

6. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других-тонкие.

Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой руки-шляпку. Положение рук меняется (боровики).
Указательный палец одной руки-ножка, а ладонь другой руки-шляпка; положение рук меняется (поганок много).

7. Собираем их в корзину.

Переплетаем пальцы «корзинкой».

Язык – «чашечкой».

8. Идём по лесу дальше.

См. второе упражнение- имитация ходьбы.

9. Растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки.

Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх.

Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу.

10. Дома сварим из них варенье — во какое!

Большой палец правой руки поднят кверху — жест одобрения.

Улыбнуться и облизать верхнюю губу.

11. Поэтому соберём их в корзины.

Пальцы рук переплетены «корзинкой».

Язык – «чашечкой».

12. Тяжело нести корзины.
Увидели лошадку.
На лошадке ехали.
Гоп-гоп! Гоп-гоп!
Радостные ехали,
Гоп-гоп! Гоп-гоп!

Хлопки: два коротких, один длинный.

Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.

13. Приехали домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).

15. Радостные и весёлые мы стали играть на гармошке:
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.

Соединить ладоши вместе.
Хлопать в ладоши.
Головой кивать вперёд.
Руки поднять вверх.

Открывать и закрывать рот.

14. А в это время пошёл дождь:
«Весёлый дождик».
Дождик капнул на ладошку-
Т-д, т-д….
На цветок- т-д, т-д…
И на дорожку т-д, т-д…
Застучал по крыше он – т-д, т-д….
И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д….

Правой рукой изобразить падающие капельки дождя.
Левой рукой изобрази цветок.
Из левой руки сделай дорожку.
Изобрази левой рукой крышу домика.
Дождик пошёл сильнее.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

16. Спасибо нашим пальчикам.
Спасибо язычку.
Красиво, чётко, правильно
Я говорить хочу.

Сжимать и разжимать пальцы в кулак.
Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

«Осень»

Ветер северный подул: с-с-с-с-с.

(покачать, вверх поднятыми руками)

И все листья с липы сдул (пошевелить пальцами и подуть на них)

Полетели, закружились, и на землю опустились (медленно присесть)

Дождик стал по ним стучать и листочки умывать: (движения кистями рук сверху вниз) «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Осенняя прогулка.

1. Осенью пальчики пошли гулять в лес: топ-топ, топ-топ-топ. (имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме: указательным и средним, большим и указательным; языком двигать вверх-вниз).

2. Вышли на опушку - ровную-ровную, гладкую-гладкую (ладони рёбрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить; рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу)

3. На опушке большое-большое дерево. Вот его ствол (локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх; язык высунуть и напряжённо тянуть к носу)

4. С листьями играет весёлый ветерок, который срывает их и жёлтые листья опадают с деревьев (кисти расслабить, руки свободно опустить, попеременно двигать широко расставленными пальцами; широкий язык поднимать вверх-вниз).

5. Вдруг небо затянуло густыми тучами.

(пальцы рук переплетены между собой;)

6. Пошёл дождь (ритмично бить указательным пальцем  правой руки по левой ладони.

 7. Пальчики побежали домой: топ-топ, топ-топ-топ (имитировать бег пальчиков в заданном ритме: указательным и средним, большим и указательным; языком двигать вверх-вниз).

Статическое упражнение:

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два», «три» выдох ртом.

Образные перевоплощения.

Показать, как животные готовятся к зиме: ёжик накалывает грибы, яблоки на иголки; белка собирает шишки в дупло; медведь ищет себе место для берлоги и укладывается спать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по проведению сопряженной гимнастики языка, пальцев и кистей рук на тему: «Прогулка в осеннем лесу».

 Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук) на музыкальных занятиях....

Сопряженная гимнастика, или театр пальчиков и языка

Использование элементов биоэнергопластики...

Сопряженная гимнастика

Сопряженное выполнение артикуляционной гимнастики и движений рук...

Сопряженная гимнастика пальцев и языка

У многих детей плохо развита речь.В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетн...

Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка

В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работ...

Сопряженная гимнастика или Театр пальчиков и языка

laquo;Театр«Театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук); Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине года, когда у де...