Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка
материал по логопедии на тему
В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artik_gimn._i_bioenergoplastika.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Зимняя прогулка на детскую площадку»
Артикуляционная гимнастика с движением.
Составила учитель-логопед Буркотенко-Буркот Людмила Анатольевна.
Текст произносит взрослый | Движения рук - языка |
1. Пойдем с тобой гулять. | (Шагаем, одновременно язык высовываем и засовываем). |
Стоп! Много снега намело, не пройти на детскую площадку. Расчистим ее, берем лопату. | (Руки ладошками вверх, язык «лопатка». Ладошки в форме «чашечки», складываем в кулак, язык – «чашечка» убираем во внутрь). – 5-10 раз. |
Откопали карусель. Покатаемся. | (Кружимся в одну сторону, язычком по кругу в одну сторону; кружимся в другую сторону – язычком по кругу в другую сторону). – 5-8 раз. |
Покатались на карусели, а еще качели есть на площадке, покачаемся. | (приседаем, руки на поясе, одновременно язык за нижние зубы, встаем, язык за верхние и наоборот: присели – за верхние, встали – за нижние). 8-15 раз. |
Ой! Смотри, какая лошадка из снега. Поскакали | (скачем, высоко поднимая колени, руки согнуты в локтях. Языком щелкаем, цокаем.) |
Останавливаем лошадку – «Прррр» | (губами или кончиком языка). |
Слезли с лошадки. Ой, что случилось? Забор снегом поломало, починим. | (Кулачками стучим друг о друга, языком – упр. «Молоток»-т-т-т). |
Красивый забор получился, улыбнемся. | (упр. «Заборчик», «Улыбка». Руки в стороны.). |
Руки замерзли у нас, погреемся. | Вдох через нос, выдох через рот «Х-х-х-х»). |
Руки согрели, а сами еще не согрелись, попрыгаем сначала на одной ноге, потом на другой. | (Язык выполняет упр. «индюк».........) |
А еще, горка какая есть на площадке! Покатаемся. | (Приседаем, язык «горкой», зубами «катимся» по языку, встали – язык «горкой» и т.д.).- 5-8 раз. |
Смотрим который час. Пора возвращаться домой. Как часики тикают? | (Руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево, язык так же и наоборот наклон влево, язык – вправо; наклон вправо, язык - влево).- 8-10 раз. |
Пришли домой. | Шагаем, одновременно язык высовываем и засовываем), |
мама нам конфетки купила, едим. | (Упр. «Конфетка»).- 5 раз. |
Шарики надуваем. | (Упр. «Шарики», сдуваем, нажимая пальцами.)- 5-6 раз |
Сопряженная гимнастика,
или Театр пальчиков и языка
Цели занятий
Привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями.
Методические пояснения
В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях.
Проводимая в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз (сидя - за партами или за общим столом, стоя - в кругу или шеренге), сопряженная гимнастика может применяться и как физкультминутка.
Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Опорные рисунки к таблице имеют номера, соответствующие порядковому номеру упражнения. В создании нехитрых сюжетов желательно участие самих ребят - это соавторство вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу.
Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей) | Движения или статичная поза | |
рук | языка | |
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. | Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным | Язык движется вверх- вниз, вверх-вниз, вверх-вниз |
2. Подошли к опушке - ровной-ровной,глад- кой-гладкой. | Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены | Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе |
3. На опушке - большое дерево. Вот его ствол. | Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх | Язык высовывается и напряженно тянется к носу |
4. Вот его крона. | Пальцы чуть согнуты | Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой» |
5. Крона состоит из веток и листьев. | Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены. Ладони соединяются «чашечкой» | Язык в позе «чашечки» |
6. Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают. | Пальцы широко расставлены и попеременно двигаются. Кисти расслаблены, руки свободно опущены вдоль туловища | Движения языком вверх- вниз (язык со скругленными краями). Язык расслабленно опускается на нижнюю губу |
7. Вот его корни. | Кисти рук тыльной стороной соединяются у запястья, пальцы напряженно тянутся вниз | Язык напряженно тянется вниз |
8-9. На дереве гнездо. В нем живет птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов. | Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой». Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны | Язык «чашечкой». Язык движется вверх- вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы |
10. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других - тонкие. | Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой руки - шляпку. Положение рук меняется: то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много). Указательный палец одной руки - ножка, а ладонь другой руки - шляпка; положение рук меняется (поганок очень много) | Язык сначала мягко присасывается к твердому небу, затем напряженно (гриб растет) |
11. Дерево растет. | Руки тянутся вверх, к солнышку | Язык тянется к носу |
12. И грибы растут. | См. упражнение 10 | Чередовать: язык то присасывается к небу, то прогибается «чашечкой» |
13. Собираем их в корзину. | Переплетаем пальцы «корзинкой» | Язык - «чашечкой» |
14. Идем по лесу дальше. | См. первое упражнение - имитация ходьбы | Язык - как в первом упражнении |
15. Растет дикая яблонька. На ней плоды - яблочки. | Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх | Язык скругленный, выгнутый, с опорой на верхнюю губу |
16. Они кислые. | Махнуть рукой: «эх!» | Сморщиться и слегка высунуть язык |
17. Но дома сварим из них варенье - во какое! | Большой палец правой руки поднят кверху - жест одобрения | Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы |
18. Поэтому соберем их в корзины. | Пальцы рук переплетены «корзинкой» | Язык - «чашечкой» |
19. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. | Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам | Плавное движение широким языком вперед-назад |
20. Тяжело нести корзины. Увидели лодку. | Сложить ладони «лодочкой». Руки совершают волнообразные движения | Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягиваем язык вперед и убираем назад |
21. Приплыли домой. | Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком») языка | Язык присасывается к небу (крыша домика) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театр пальчиков и языка»
Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие детей...
Театр пальчиков и языка
Чтобы привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлению этими движениями я использую в своей работе с детьми сопряжённую гимнастик...
Сопряженная гимнастика, или театр пальчиков и языка
Использование элементов биоэнергопластики...
Сопряжённая гимнастика или театр пальчиков и языка
Сопряжённая гимнастика...
Сопряжённая гимнастика или театр пальчиков и языка
Сопряжённая гимнастика...
Сопряженная гимнастика или Театр пальчиков и языка
laquo;Театр«Театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук); Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине года, когда у де...
Биоэнергопластика. «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики
Наиболее распространённой нетрадиционной формой проведения артикуляционной гимнастики является сказка о Весёлом Язычке. Предлагаемые сказочные истории помогут детям справиться с речевыми трудностями. ...