Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка
материал по логопедии на тему

В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artik_gimn._i_bioenergoplastika.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Зимняя прогулка на детскую площадку»

Артикуляционная гимнастика с движением.

Составила учитель-логопед Буркотенко-Буркот Людмила Анатольевна.

Текст произносит взрослый

Движения рук - языка

1. Пойдем с тобой гулять.                

(Шагаем, одновременно язык высовываем и засовываем).

Стоп! Много снега намело, не пройти на детскую площадку. Расчистим ее, берем лопату.

(Руки ладошками вверх, язык «лопатка». Ладошки в форме «чашечки», складываем в кулак, язык – «чашечка» убираем во внутрь). – 5-10 раз.

Откопали карусель. Покатаемся.

(Кружимся в одну сторону, язычком по кругу в одну сторону; кружимся в другую сторону – язычком по кругу в другую сторону). – 5-8 раз.

Покатались на карусели, а еще качели есть на площадке, покачаемся.

(приседаем, руки на поясе, одновременно язык за нижние зубы, встаем, язык за верхние и наоборот: присели – за верхние, встали – за нижние). 8-15 раз.

Ой! Смотри, какая лошадка из снега. Поскакали

(скачем, высоко поднимая колени, руки согнуты в локтях. Языком щелкаем, цокаем.)

Останавливаем лошадку – «Прррр»

(губами или кончиком языка).

Слезли с лошадки. Ой, что случилось? Забор снегом поломало, починим.

(Кулачками стучим друг о друга, языком – упр. «Молоток»-т-т-т).

                                                  Красивый забор получился, улыбнемся.

(упр. «Заборчик», «Улыбка». Руки в стороны.).

Руки замерзли у нас, погреемся.

Вдох через нос, выдох через рот «Х-х-х-х»).

Руки согрели, а сами еще не согрелись, попрыгаем сначала на одной ноге, потом на другой.

(Язык выполняет упр. «индюк».........)

А еще, горка какая есть на площадке! Покатаемся.

(Приседаем, язык «горкой», зубами «катимся» по языку, встали – язык «горкой» и т.д.).- 5-8 раз.

Смотрим который час. Пора возвращаться домой. Как часики тикают?

(Руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево, язык так же и наоборот наклон влево, язык – вправо; наклон вправо, язык - влево).- 8-10 раз.

Пришли домой.

Шагаем, одновременно язык высовываем и засовываем),

мама нам конфетки купила, едим.

(Упр. «Конфетка»).- 5 раз.

Шарики надуваем.

(Упр. «Шарики», сдуваем, нажимая пальцами.)- 5-6 раз

Сопряженная гимнастика,
или Театр пальчиков и языка

Цели занятий

Привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями.

Методические пояснения

В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях.

Проводимая в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз (сидя - за партами или за общим столом, стоя - в кругу или шеренге), сопряженная гимнастика может применяться и как физкультминутка.

Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Опорные рисунки к таблице имеют номера, соответствующие порядковому номеру упражнения. В создании нехитрых сюжетов желательно участие самих ребят - это соавторство вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу.

Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей)

Движения или статичная поза

рук

языка

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным

Язык движется вверх- вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

2. Подошли к опушке - ровной-ровной,глад- кой-гладкой.

Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены

Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

3. На опушке - большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх

Язык высовывается и напряженно тянется к носу

4. Вот его крона.

Пальцы чуть согнуты

Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой»

5. Крона состоит из веток и листьев.

Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены. Ладони соединяются «чашечкой»

Язык в позе «чашечки»

6. Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают.

Пальцы широко расставлены и попеременно двигаются. Кисти расслаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

Движения языком вверх- вниз (язык со скругленными краями). Язык расслабленно опускается на нижнюю губу

7. Вот его корни.

Кисти рук тыльной стороной соединяются у запястья, пальцы напряженно тянутся вниз

Язык напряженно тянется вниз

8-9. На дереве гнездо. В нем живет птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов.

Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой».

Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны

Язык «чашечкой».

Язык движется вверх- вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы

10. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые,

у других - тонкие.

Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой руки - шляпку. Положение рук меняется: то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много). Указательный палец одной руки - ножка, а ладонь другой руки - шляпка; положение рук меняется (поганок очень много)

Язык сначала мягко присасывается к твердому небу, затем напряженно (гриб растет)

11. Дерево растет.

Руки тянутся вверх, к солнышку

Язык тянется к носу

12. И грибы растут.

См. упражнение 10

Чередовать: язык то присасывается к небу, то прогибается «чашечкой»

13. Собираем их в корзину.

Переплетаем пальцы «корзинкой»

Язык - «чашечкой»

14. Идем по лесу дальше.

См. первое упражнение - имитация ходьбы

Язык - как в первом упражнении

15. Растет дикая яблонька. На ней плоды - яблочки.

Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх

Язык скругленный, выгнутый, с опорой на верхнюю губу

16. Они кислые.

Махнуть рукой: «эх!»

Сморщиться и слегка высунуть язык

17. Но дома сварим из них варенье - во какое!

Большой палец правой руки поднят кверху - жест одобрения

Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы

18. Поэтому соберем их в корзины.

Пальцы рук переплетены «корзинкой»

Язык - «чашечкой»

19. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам

Плавное движение широким языком вперед-назад

20. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руки совершают волнообразные движения

Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягиваем язык вперед и убираем назад

21. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком») языка

Язык присасывается к небу (крыша домика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театр пальчиков и языка»

Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие детей...

Театр пальчиков и языка

Чтобы привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлению этими движениями я использую в своей работе с детьми сопряжённую гимнастик...

Сопряженная гимнастика, или театр пальчиков и языка

Использование элементов биоэнергопластики...

Сопряженная гимнастика или Театр пальчиков и языка

laquo;Театр«Театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук); Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине года, когда у де...

Биоэнергопластика. «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

Наиболее распространённой нетрадиционной формой проведения артикуляционной гимнастики является сказка о Весёлом Язычке. Предлагаемые сказочные истории помогут детям справиться с речевыми трудностями. ...