Использование сопряженной гимнастики как средства развития речи у детей с речевой патологией
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Использование сопряженной гимнастики как средства развития речи у детей с речевой патологией.
Краткая аннотация.
Применение сопряженной гимнастики в логопедической практике ускоряет исправление дефектных звуков у детей-логопатов, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка. А включение в гимнастику кинезиологических упражнений синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует устранению дефектов. Эта статья поможет учителям-логопедам, педагогам, работающим с детьми с речевой патологией, эффективно осуществлять коррекцию речевых нарушений. Тексты для “Театра пальчиков и языка” подобраны с учетом лексических тем, что позволяет использовать сопряженную гимнастику систематически в работе с детьми.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. У детей-логопатов, особенно у детей с различными формами дизартрии снижены и нарушены кинестетические ощущения. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к этим ощущениям, чтобы научить его управлять движениями пальцев рук, языка, губ, я использую в своей работе с детьми сопряженную гимнастику или иначе говоря “Театр пальчиков и языка”. Еще В.А. Сухомлинский говорил: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.(4,3) Одновременные движения руки и органов артикуляции оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей.
Применение сопряженной гимнастики ускоряет процесс исправления дефектных звуков, так как работающие мышцы пальцев рук многократно усиливают импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. В “Театр пальчиков и языка” я включила упражнения “Гимнастики мозга” , разработанной П.Деннисоном и Г.Деннисоном. Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой усиливает результативность занятий. “Театр пальчиков и языка” повышает у детей интерес к артикуляционным упражнениям, превратив их в занимательную игру. Для сюжетов я использовала тексты рассказов из комплекта опорных картинок Г.Е. Сычевой, которые адаптировала под эти упражнения, некоторые рассказы придумала сама.
“Театр пальчиков и языка” может являться одним из составляющих логопедических занятий, может использоваться воспитателями и другими специалистами в качестве разминки, организационного момента. Рекомендуется использовать “Театр пальчиков и языка” во второй половине учебного года или на втором году обучения, когда у детей уже сформированы устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Тексты сюжетов подобраны с учетом лексических тем, что позволяет использовать сопряженную гимнастику систематически в работе с детьми-логопатами. “Театр пальчиков и языка” я использую еще и для развития связной речи. После предварительной работы ребенок пересказывает тексты, опираясь на упражнения, которые показывают вслед за логопедом другие дети. Показ упражнений является своеобразной опорной схемой для пересказа.
Систематическое использование “Театра пальчиков и языка” на занятиях и вне занятий позволяет добиться следующих результатов:
- сопряженная работа пальчиков и органов артикуляции приводит к усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи;
-упражнения, объединенные одним сюжетом, создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка;
-ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;
- развивается память детей, так как они учатся запоминать определенные положения рук и языка и последовательность движений;
- развивается воображение и фантазия. В подготовительной группе дети, овладев упражнениями, сочиняют самостоятельно целые истории.
Тексты рассказов и подробные описания упражнений, в которых отражены лексические темы:
Для лексических тем: “Домашние животные”, “Лето”.
У бабушки в деревне.
1.Вот и пришло долгожданное лето.
Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.
2. Маша поехала на поезде к бабушке.
Губы вытянуть трубочкой. Пальцы рук сжимать в кулачки и разжимать.
3.У бабушки большой красивый дом.
Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.
4.Под окнами – клумба с цветами.
Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.
5.По двору бродят пестрые куры.
Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками указательных пальцев постучать по столу.
6.Протяжно мычат коровы.
Губы вытянуть трубочкой. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вперед только указательный палец и мизинец.
7.Греется на крыльце рыжая кошка.
Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх. Упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.
8. Маше нравится отдыхать у бабушки!
Улыбнуться, показать зубы. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вверх большие пальцы.
Для лексических тем: “Домашние животные”, “Продукты питания”.
Утро в деревне.
1.Маша проснулась рано утром и вышла во двор.
Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх, потянуться.
2.Котенок Тимка лакает молоко из блюдца.
Язык-чашечка двигается вперед-назад. Руки в форме чашечки.
3.Куры клюют зерно.
Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками указательных пальцев постучать по столу.
4.У сарая стоит корова Зорька.
Губы вытянуть трубочкой. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вперед только указательный палец и мизинец.
5.Бабушка несет в дом полное ведро парного молока.
Язык и руки в форме чашечки.
6. “Пойдем завтракать, внученька! Блины на столе!”- зовет она Машу.
Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.
Для лексических тем: “Лес. Грибы.”, “Дикие животные”
В лес за грибами.
1.Однажды Маша и бабушка пошли в лес за грибами.
Язык двигается вверх-вниз. Шагают по столу указательный и средний пальцы.
2.В лесу раздается стук дятла.
Кончиком языка постучать в альвеолы произносить отчетливо : д-д-д. Подушечками указательных пальцев постучать по столу.
3.С ветки на ветку прыгают рыжие белки.
Язык то спрятан за зубами, то высунут вперед. Руки лежат на столе. Правая рука ладонью вверх, левая -вниз. Затем положение рук меняется : левая-ладонью вверх, правая- вниз.
4. Из травы выглядывают грибы: подосиновики, боровики.
Язык подвести к небу и подтянуть вверх. Одна рука-ножка гриба ( пальцы, сложенные щепоткой). Вторая рука- шляпка (горизонтально лежащая на “ножке” ладонь).
5.Фыркнул и спрятался под кустиком колючий ежик.
Язык в форме иголочки. Руки сложены в замок, пальцы подняты вверх.
6. Корзинки быстро наполнились грибами.
Язык в форме чашечки, пальцы переплетены, ладони вверх.
7.Пора идти домой.
Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.
Для лексической темы “Весна”.
Весна в лесу.
1.Лес пробудился от зимнего сна.
Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх, потянуться.
2.Ели и сосны стряхнули со своих лап снежные шали.
Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны.
3.На лесных полянках появились первые проталины.
Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.
4.Раскололся лед на реке. Начался ледоход.
Язык плавно двигается вперед-назад. Руки делают волну.
5.Набухают почки на ветках деревьев.
Надуть щеки. Сложить ладони вместе в форме бутона.
6.На опушке леса прыгают на солнышке зайцы.
Язык попеременно то на нижней губе, то на верхней. Руки сжать в кулаки, вытянуть вверх указательный и средний пальцы.
7.Весна пришла!
Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.
Для лексической темы “Осень”.
Поздняя осень.
1.Сегодня весь день идет дождь.
Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками больших пальцев постучать по столу.
2.Сильный холодный ветер раскачивает деревья.
Язык попеременно то в левом уголке губ , то в правом. Сложенные вместе ладони наклоняются то вправо, то влево синхронно с языком.
3.Кружатся в воздухе желтые листья.
Язык в форме иголочки совершает круговые движения. Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе круги.
4.Большие грязные лужи на асфальте мешают прохожим.
Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.
5.Люди, прячась под зонтами, спешат домой.
Язык подвести к небу и подтянуть вверх. Одна рука-ножка зонта ( указательный палец). Вторая рука- шляпка (горизонтально лежащая на “ножке” ладонь).
6.Только воробьи никуда не спешат, они прячутся от дождя под крышей беседки.
Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.
Для лексических тем: “Зима”, “Дикие животные”.
Зима.
1.Зима укутала белым снегом все вокруг.
Язык свободно лежит на нижней губе. Ладонь правой руки лежит на тыльной стороне левой руки.
2.Голые деревья стынут на морозе.
Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны.
3.Только сосны и ели распушили свои зеленые иголки.
Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны, пальцы рук растопырены и напряжены.
4.Рыщет по лесу в поисках добычи голодный серый волк.
Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. На каждой руке соединить указательный , средний, безымянный пальцы. Мизинец отдельно от других пальцев опускается и поднимается.Волк открывает и закрывает воображаемую пасть.
5.Прячется под кустом заяц-беляк.
Язык попеременно то на нижней губе, то на верхней. Руки сжать в кулаки, вытянуть вверх указательный и средний пальцы.
6.А медведь спит себе в берлоге, не страшна ему зима.
Язык свободно лежит на нижней губе. Ладони рук сложить вместе. Закрыть глаза.
Для лексических тем: “Новый год”, “Дикие животные”.
Новый год.
1.Дед Мороз исполняет все желания, нужно только написать письмо.
Язык плавно двигается вперед-назад. Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе волнистую линию.
2.Медведь в берлоге мечтает о бочке меда.
Надуть щеки. Руки сжать в кулаки.
3.Заяц- о вкусной морковке.
Язык в форме иголочки. Пальцы рук собраны в щепотку.
4.Воробьи- о кормушке, полной зерен и хлебных крошек.
Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.
5.Деревья- о том, чтобы скорее наступило лето.
Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.
6.А Максимка мечтает о футбольном мяче.
Язык упирается попеременно то в правую, то в левую щеку внутри. Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе круги.
Для лексических тем: “Семья”, “Город”.
Воскресный день.
1.В воскресный день папа повел Машу в парк.
Язык двигается вверх-вниз. Шагают по столу указательный и средний пальцы.
2.На детской площадке играют малыши.
Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.
3.Малыши наполняют ведерки и формочки песком.
Язык и руки в форме чашечки.
4.Ребята постарше катаются на качелях.
Язык двигается вверх-вниз. Кисти рук смотрят вниз. Покачать восемью пальцами (без больших).
5.Ах, как высоко к небу взлетают качели!
Язык тянется к носу. Упереться подушечками указательных пальцев рук в край стола, нажать на него, выгибая пальцы.
6.Девочки играют в классики и прыгают через скакалку.
Кончиком языка постучать в альвеолы. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола.
7.Маша покачалась на качелях.
Язык двигается вверх-вниз. Кисти рук смотрят вниз. Покачать восемью пальцами (без больших).
8.Потом попрыгала с девочками через скакалку.
Кончиком языка постучать в альвеолы. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола.
9.Погуляла с папой по аллеям.
Язык двигается вверх-вниз. Шагают по столу указательный и средний пальцы.
10.К обеду папа и Маша вернулись домой.
Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.
Для лексической темы “Посуда”.
Сказка о чайнике.
1.Жил-был чайник.
Язык тянется к носу. Подушечки пальцев соединены вместе, кисти рук принимают форму шара. Большие пальцы вытянуты в сторону.
2.Чайник был пузатый-препузатый.
Надуть щеки. Руки сжать в кулаки.
3.У него была ручка,
Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх. Упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.
4. крышка,
Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.
5.и маленький носик с одной ноздрей.
Язык в форме иголочки. Пальцы рук собраны в щепотку.
6.Чайник был железный и очень полезный.
Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вверх большие пальцы.
7.Люди его любили и чай из него пили.
Язык и руки в форме чашечки.
Наша яблоня.
1.У нас в саду есть яблоня.
Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны.
2.За яблоней надо ухаживать, чтобы на ней были яблоки.
Язык горкой за нижней губой. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Пальцы рук сжаты в кулаки.
3.Весной надо побелить ствол.
Язык поглаживает твердое небо вперед-назад. Левая рука стоит на локте, кисть правой руки поглаживает левую снизу вверх, сверху вниз.
4.Землю вокруг яблони нужно рыхлить.
Покусать кончик языка зубами. Кисти рук ритмично выполняют упражнение ребро-ладонь.
5.Если летом нет дождя- яблоню надо поливать.
Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками больших пальцев постучать по столу.
6.На зиму нужно положить удобрения
Язык в форме лопаточки лежит на нижней губе. Правая рука лежит на левой ладонью вверх.
7.Без ухода урожая не жди!
Язык в форме чашечки. Пальцы рук переплетены, ладони вверх.
8.Осенью из яблок сварим вкусное яблочное варенье.
Язык облизывает губы. Левая ладонь в форме чашечки, указательный палец правой руки совершает круговые движения синхронно с движением языка.
Игрушки.
1.Принесли нам всем игрушки.
Язык в форме чашечки. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх, образуя форму чашки.
2.Кто захочет, тот возьмет.
Язык в форме чашечки двигается вперед-назад. Кисти рук прижаты друг к другу, пальцы рук сгибаются и разгибаются.
3.Вот вам мяч с полоской яркой,
Рот закрыт, язык упирается в щеку. Ладони и пальцы рук прижаты друг к другу, образуя форму шара.
4.Конь,
Пощелкать кончиком языка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола.
5.волчок,
Язык в форме иголочки совершает круговые движения. Указательные пальцы рук в воздухе рисуют круги синхронно с движением языка.
6. и пароход.
Язык зажат между зубами (упражнение “Пароход гудит”). Ладони рук прижаты друг к другу, стоят ребром на столе, указательные пальцы вытянуты вверх.
7.Пароход гудит, гудит,
Язык зажат между зубами, “погудеть”, как пароход. Положение рук прежнее.
8.Капитан на нем стоит!
Кончик языка упирается в небо. Руки от локтя до кончиков пальцев прижаты друг к другу, направлены вверх.
Путешествие маленькой машинки.
1.Однажды утром маленькая машинка выехала из гаража.
Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.
2.Поехала машина по длинной дороге.
Язык максимально высунут изо рта. Руки от локтя до кончиков пальцев прижаты друг к другу, лежат на столе горизонтально.
3.Она съехала с горы.
Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка прогибается горкой. Упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.
4.Объехала дерево.
Язык в форме иголочки совершает круговые движения. Указательные пальцы рук на столе рисуют круги.
5.Заехала в лес, в котором росли липы и березы.
Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны.
6.В лесу на ветке березы качалась любопытная сорока.
Кончик языка касается то левого, то правого уголка губ. Кисти рук ладонями вниз на столе совершают движения вправо-влево синхронно с движением языка.
7.Под кустом орешника спал колючий ежик.
Язык в форме иголочки. Руки сложены в замок, пальцы подняты вверх.
8. Полюбовалась машинка красотой леса и вечером вернулась домой.
Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.
Бегемот.
1.Это бегемот.
Надуть щеки. Пальцы рук сжать в кулаки.
2.Его привезли из Африки на пароходе.
Язык зажат между зубами (упражнение “Пароход гудит”). Ладони рук прижаты друг к другу, стоят ребром на столе, указательные пальцы вытянуты вверх.
3.Бегемоты там живут в реке.
Язык плавно двигается вперед-назад. Руки делают волну.
4.Едят они траву по берегам.
Язык в форме иголочки тянется вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.
5.Пасть у бегемота огромная.
Широко открывать и закрывать рот. Кисти рук ладонями вниз. На каждой руке 4 пальца сомкнуты. Большой палец отдельно. Когда рот открывается, на каждой руке большие пальцы опускаются вниз, а 4 пальца поднимаются вверх.
6.Ноги короткие и толстые.
Язык свернут трубочкой. Пальцы рук сжаты в кулаки.
7.В зоопарке плохо бегемоту зимой.
Язык свободно, расслабленно лежит на нижней губе. Кисти рук расслабленны, свисают вниз.
8.Он солнце любит, жару.
Губы в улыбке. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.
Используемая литература:
1. А.Колесников “Гимнастика мозга, или легкие способы развития ребенка”, Центорполиграф, 2009 год.
2. М.А. Поваляева “Сказки о веселом язычке” Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 год.
3. Г.Е. Сычева “Опорные картинки для пересказа текстов” Выпуски 1,2,3. Книголюб, 2007 год
4. С.И. Токарева “Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет. Игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика.” Волгоград, Учитель 2012 год.
5. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова “Пальчиковая гимнастика” М,:АСТ: Астрель, 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
«Развитие мелкой моторики рук, как средстворазвития речи у детей с речевыми нарушениями»...
"Развитие речи у детей с речевой патологией через экологическое воспитание"
Из опыта работы (статья)....
Проект: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевой патологией"
Проект: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевой патологией"...
Консультация для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики рук в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР...
«Развитие речи у детей с речевой патологией через экологическое воспитание».
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хо...