Программа по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в разновозрастной группе «Стоп угроза»
календарно-тематическое планирование (средняя, старшая, подготовительная группа)
Статья и перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в разновозрастной группе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс методических разработок – 2024
«Ларец творческих находок»
Программа по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в разновозрасной группе «Стоп угроза»
Лакштанкина Нина Григорьевна, воспитатель дошкольной группы МБОУ «Алтышевская ООШ»
Пояснительная записка
Безопасность ребенка - бесспорно, самое главное, что волнует всех взрослых в первую очередь. Как донести важную информацию до ребенка так, чтобы он не пропустил ее мимо ушей, не вырос недоверчивым или тревожным, а, наоборот, был уверен в себе и в своих силах?
Наша задача – сделать так, чтобы в нужный момент ребенок не только вспомнил о правилах безопасности и не растерялся, но и не постеснялся применить эти правила на практике: смело ответил незнакомцу, смог убежать или громко закричать в опасной ситуации, уверенно обратился за помощью, выбрав того, кому можно доверять. Знал, как вести себя при пожаре, на дороге.
Все эти умения не вложить в голову простым повторением запретов. В нашей программе материал изложен в форме интересных заданий для детей, решая которые, дошкольники в игровом формате сообща ищут правильные ответы, тренируют навыки и возвращаются к этим важным темам во время прогулки или обычного разговора.
Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Мы не учим правила – мы формируем навыки. Только правильные действия, доведенные до автоматизма, помогут детям выжить в опасной ситуации. Вся работа систематизирована по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.
В федеральной образовательной программе дошкольного образования, в планируемых результатах прописано, что на этапе завершения освоения Федеральной программы, ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения. Ребенок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности «Стоп угроза» (далее - Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБОУ «Алтышевская ООШ» (дошкольная группа), в соответствии с ФОП. Обязательная часть Программы разработана на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ООО «ТЦ Сфера», 2023), Часть, формируемая участниками образовательных отношений, на основе методического пособия «Безопасность» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина.
Все твердят тебе - опасно!
Даже кошке стало ясно:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Задачи:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .
2. Планируемые результаты освоения программы
- Способен самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни, в
различных видах детской деятельности, в неординарных и опасных ситуациях.
- Откликается на эмоции близких людей, сопереживает им. Усваивает представления об
источниках опасности, о негативном и позитивном поведении в опасных ситуациях.
- Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения.
- Способен управлять своим поведением и планировать свои действия.
- Способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
- Имеет представление о своем статусе, семейных отношениях, некоторых источниках
опасности.
- Способен действовать по инструкции.
- Сформированы умения и навыки, необходимые для безопасного осуществления
различных видов деятельности.
- Владеет навыками безопасного поведения в различных ситуациях, элементарными
способами оказания помощи и самопомощи.
Этапы реализации данных задач:
1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
Сформировать у детей позитивную картину мира: если что-то случится, тебя обязательно спасут. Спасатели, пожарные, полицейские , военные придут на помощь. Есть способы спастись самому: их надо знать и уметь применять.
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, познакомить со специальными ролями. Ловкий солдат (при пожаре ), тихая мышка (при нападении террористов), умная собачка (поведение на природе и дома), наблюдательный котик (как вести себя на дороге), извивающаяся змейка (если тебя захватил незнакомец); формировать навыки поведения в чрезвычайных ситуациях. Применяя роли в играх, дети доводят действия по спасению до автоматизма.
Дети закрепляют роли в разных видах продуктивной деятельности: лепка, рисование, раскрашивание, конструирование персонажей, проговаривание речевок, использование приемов мнемотехники, многократное повторение действий вместе с воспитателем, проигрывание сценок с персонажами.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:
1. Уголок безопасности,который содержит материалы:
- Макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема помещения, в котором находится детский сад, с отметкой аврийных выходов; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.
2. Игротека, которая содержит :
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Рекомендуемая художественная литература:
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
- В. Житков «Пожар», «В дыму»;
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;
- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;
- К. Зайцева «Уроки Айболита»;
- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
- Ю. Соколова «Правила безопасности»;
- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;
- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;
- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!», «Огуречик»;
- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;
- И. А. Яворская «Дети и дорога»;
- И. Лешкевич «Светофор»;
- Н. Носов «Автомобиль»;
- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;
- А. Дмоховский «Чудесный островок»;
- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;
- А. Северный «Три чудесных цвета».
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
В работе с родителями используются
-информационно-аналитическое направление : проведение опросов. анкетирование родителей;
-познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; -наглядно- информационное направление : организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;
-Досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:
1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
4.В опасных ситуациях ребенок не растеряется, а автоматически применит полученные навыки по спасению жизни.
Вывод:
Дети своими действиями способны управлять рисками и угрозами. Заметив подозрительный предмет, ребенок может спасти себя: не трогать, а позвать на помощь. При первых звуках выстрелов не поддаваться любопытству – не пойти смотреть, что происходит, а сразу спрятаться и спастись. При задымлении не залезать в шкафчик, а следовать к выходу. Распознав опасность, можно выбрать безопасный путь для своего спасения. Мы формируем личность безопасного типа: ребенок знает признаки опасностей, он уверен в спасении, умеет действовать и спасает свою жизнь.
Используемая литература:
1.Федеральная образовательная программа дошкольного образования. ООО «Тв.Ц.Сфера» , 2023г.
2.Безопасность Авдеева Н.Н., Князева О.В., Стеркина Р.Б., ООО «Издательство «Детство –Пресс», 2002г.
3.Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет Т.Шорыгина, «Тв.Центр «Сфера», 2006г.
4. «Основы безопасности жизнедеятельности» А.А.Усачев «Астрель», 2004г.
5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста под ред Романовой Е.А., «ООО « ТЦ Сфера» ,2005г.
6. «Стоп Угроза. Безопасный город» Лия Шарова изд.-е 4-е.»Феникс», 2023г
7. «Стоп Угроза. Безопасный мир» Лия Шарова «Феникс», 2023г
Перспективное планирование
месяц | Навыки безопасного Поведения В природе | Правила Пожарной безопасности | Основы безопасности Собственной жизнедеятельности | Правила Дорожного движения |
Сен- тябрь | 1.«Ядовитые грибы и ягоды» Волчкова В.Н.с. 197 2.Продуктивная деятельность, аппликация «Выросли грибы на поляне» Чтение «Безопасность в лесу: История двух друзей» «Безопасный мир»Лия Шаров астр.61-66 | «Опасные предметы» «Безопасный город» Л.Шарова стр.64-68 Ролевая игра -тренировка: «Начался пожар. Что делать?» | «Правила поведения в детском саду. Конфликты между детьми» «Безопасность» Н.Н.АвдеевАС.111 С/ролевая игра «Детский сад» | «Школа пешеходных наук» «Правила дорожного движения» Н.А.Извекова с.17 Отгадывание загадок по ПДД и рисование отгадок |
Ок- тябрь | Беседа «Съедобные ягоды и ядовитые растения» Продуктивная деятельность, рисование « Урожай ягод» | Рассматривание картин и беседа на тему: «Опасные ситуации» Сюжетно- ролевая игра: «Пожарные на учении». | Беседа «Если хочешь быть здоров» Чтение сказки «Мойдодыр» К.Чуковского Чтение и обсуждение «Безопасная вода». «Безопасный мир» ЛияШарова стр.55-60 | «Дорожные знаки»«Безопасность» Н.Н.Авдеева с.117 Рисование на тему «Перекрёсток» |
Ноя- брь | «Безопасность на льду. Осторожно, тонкий лёд» »Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.126 Чтение р.н.с «Петушок и бобовое зернышко» | «Предметы, требующие осторожного обращения» «Безопасность»Н.Н.Авдеева с.56 Просмотр мультфильма «Кошкин дом» | Беседа «В гостях у Айболита» С/ролевая игра»Больница» Детско-родительское Занятие «Стоп угроза» | «Безопасность в общественном транспорте» «Безопасность» Н.Н.Авдеева с.114 С/ролевая игра «Автобус» |
Де- кабрь | «Безопасность при общении с животными.» Чтение и обсуждение «Четвероногий друг или четвероногий враг?» «Безопасный мир» Л.Шарова стр.21-27 Просмотр мультфильма «Человек собаке – друг» | «Спички – это не игра»«Безопасность»Н.Н.Авдеева с.58 Чтение рассказа » Б. Житкова «Пожар в доме» Чтение «Хитрый огонь и вода» Игра с примененем роли «Ловкий солдат» | «Опасные ситуации» «Безопасность»Н.Н.Авдеева с.42 Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа- милиционер» Игра-тренировка с применением роли «Извивающаяся змейка» | «Лучший пешеход» Конкурс «Правила дорожного движения» Н.А.Извекова с.23 С/р игра «Водители ипешеходы» с применением роли «Наблюдательный котик» |
Ян- варь | «Что делать, если ты заблудился. Походный рюкзачок» «Безопасный мир» Л.Шарова стр.66-71 Экскурсия в лес | Чтение худ.литературы «Пожарные собаки», «Пожар», «Пожарыч» С.Маршак«Корифей» с.7-10 Пожар и паника в общественных местах» Игра-тренировка с применением роли «Ловкий солдат» и «Извивающаяся змейка» | Беседа «Внешность человека может обманчива» Игра-тренировка с применением ролей «умная собачка» и «извивающаяся змейка» Кукольный театр «Волк и семеро козлят» Познавательное занятие «Вирусы и бактерии» «Безопасный мир» Л.Шарова стр.27-35 | «Безопасная дорога» «Безопасный город» Л.Шарова стр.51-55 Музыкально-дидактическаяигра «Красный, желтый, зеленый». |
Фев- раль | «Умеешь ли ты обращаться с животными» Волчкова В.Н. 192 Придумывание историй на тему «Контакты с животными» (неправильные действия ребенка на картинке) | Беседа «МЧС на защите нашей страны» Затулина Г.Я. 106 Продуктивная деятельность-рисование: «Пожарная машина». | «Личная безопасность дома» Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.47 Чтение сказки «Три поросёнка» Обсуждение поговорки « У страха глаза велики» | «Что? Где? Откуда?» игра«Правила дорожного движения» Н.А.Извекова с.22 |
март | Безопасность на льду» Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.121 | Чтение худ.литературы «Сказка – быль об огненном змее» Познавательное занятие «Чтобы не попасть в беду» «Безопасный мир» Л.Шарова стр.44-49 | «К кому обратиться за помощью, если ты потерялся на улице»«Безопасность» Н.Н.Авдеева с.129 Лабиринты «Помоги детям дойти до детского сада» «Помоги мишке добраться до дома» | «Опасные участки на пешеходной части улицы»«Безопасность» Н.Н.Авдеева с.125 «Осторожно, гололёд» |
Ап- рель | «Безопасность на воде»Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.105 | «Пожар» «Безопасность» Н.Н.Авдеевас.61 Чтения художественной литературы С.Маршак« Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о непослушном Алеше» | Беседа «Витамины издоровый организм» Чтение и обсуждение стихотворения «Девочка чумазая» А. Барто | С\ролевая игра «Безопасный перекресток» Дидактическая игра «Светофор» |
май | «На воде, на солнце»«Безопасный мир» Л.Шарова стр.72 -77 Чтение и обсуждение стихотворения А.Барто «Весенняя прогулка» (закрепление правил поведения на прогулке.) | Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности» Игра –тренировка» с применением роли «Ловкий солдат» | Игра –тренировка «Как просить о помощи» (роли – умная собачка, наблюдательный котик ». «Безопасный город» Л.Шарова стр.60-63 Игра «Как?Когда? Почему?» Вспоминаем все правила Л.Шарова «Безопасный город»стр.86 | «Поле чудес» игра «Правила дорожного движения» Н.А.Извекова с.16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Люди очень часто страдают из-за своей собстве...

Картотека игр по формированию основ безопасного поведения (старшая и подготовительная группы)
Картотека игр по формированию основ безопасного поведения (старшая и подготовительная группы). По книге Т.И. Гризик и Г.В. Глушковой «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 ле...

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «НЕЗНАЙКА В ГОСТЯХ У РЕБЯТ»
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «НЕЗНАЙКА В ГОСТЯХ У РЕБЯТ»...
Исследовательская работа по формированию основ безопасности у дошкольников подготовительной разновозрастной группы «В мире много интересного!»
laquo;В природе всё взаимосвязано! Чтобы не нарушить взаимосвязь людям надо соблюдать правила безопасного поведения….»Введение:Почему так важно в современной жизни сформировать у ребёнка...

Дополнительная общеобразовательная программа по формированию основ безопасного поведения на дорогах «Школа Светофорика»
Дополнительная общеобразовательная программапо формированию основ безопасного поведения на дорогах«Школа Светофорика»...
«Программа по формированию основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста».
laquo;Программа по формированию основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»....