Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики у детей младшего возраста.
материал (младшая группа)

Платонова Мария Константиновна

Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Как утверждают психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. Ф. Трохимчук и др.) и педагоги-практики (М. М. Кольцова, Л. А. Венгер, Т.А. Кайсаканова, И.П. Светлова, Г.А. Шарикова и др.), «центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями». . Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: «в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира». Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека «не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве». Таким образом, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. По наблюдениям современных педагогов и психологов, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Так, в современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности. Сейчас почти никто не стирает вручную, не замешивает тесто, не режет овощи. Всю работу можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, мытью посуды, овощей, фруктов. Дошкольники носят одежду и обувь на липучках, а на футболках и толстовках, так популярных сейчас, нет пуговиц, которые необходимо застегивать. Шапки – без завязок. Кроме того, дома большинству детей не дают карандаши, пластилин, ножницы, опасаясь беспорядка. В итоге ребёнок лишается двигательной активности пальцев рук. Следствие всего этого – слабо развитая моторика рук у детей. Развитая мелкая моторика «дает возможность личностного развития ребёнка: самостоятельности, независимости, целеустремленности, инициативности, познавательного интереса в разных видах деятельности» . При поступлении ребенка в школу недостаточное развитие мелкой моторики вызовет трудности в овладении письмом, что может привести к повышенной нагрузке на ребёнка, возникновению негативного отношения к школе, снижению учебной мотивации; Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и многое другое. На современном этапе ведущие практикующие педагоги полагают, что развитие мелкой моторики должно начинаться в раннем возрасте (А.В. Артемьева, О.П. Батяева, И.А. Ермакова, И.А. Лыкова, О.А. Новиковская, Р.Э. Салманова, И.П. Светлова, Т.А. Ткаченко и др.). Но возникает несоответствие: существует большое количество исследований, монографий, рекомендаций по развитию мелкой моторики, которые ориентированы на детей от 4 до 7 лет, но крайне мало таких работ, где предлагаются рекомендации по организации продуктивной деятельности с целью развития мелкой моторики для детей 2-3 лет, то есть для детей первой младшей группы (например, такие рекомендации можно найти лишь у некоторых авторов – А.А. Грибовская, Е.А. Янушко). Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Эффективное развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста происходит в систематическом комплексном воздействии на ребенка, то есть в разнообразных видах продуктивной деятельности, а также в различных упражнениях, игровых ситуациях. Упражнения и игры по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, также развивается речь, память и мышление ребенка. Разнообразная продуктивная деятельность является эффективным средством развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет) при условии использования комплекса взаимосвязанных систематических занятий, упражнений, игровых ситуаций, при этом такой комплекс должен включать в себя разнообразные виды и направления продуктивной деятельности, формы и приемы работы. Только комплексное воздействие на ребенка может создать благоприятные педагогические условия для развития мелкой моторики рук и повышения эффективности всего образовательно-воспитательного процесса: у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма, также дети становятся более внимательными, усидчивыми, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополняется их словарный запас. Побуждать пальчики работать – одна из важнейших задач занятий по продуктивной деятельности, которая приносит много радости маленькому ребенку. Но, учитывая особенности современных детей (гиперактивность, привязанность к гаджетам), для развития мелкой моторики, а также творческих способностей, недостаточно стандартного набора техник и традиционных способов передачи полученной информации. Поэтому мы, разрабатывая взаимосвязанный комплекс занятий, игровых ситуаций, упражнений, старались включать в свою работу нетрадиционные техники продуктивной деятельности дошкольника, так как именно нетрадиционные техники того или иного вида продуктивной деятельности привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться, проявлять искренний интерес, позволяют почувствовать свою успешность, что плодотворно сказывается на результате их работы. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 2 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание . Мелкая моторика – «совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног». В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость» . Развитие мелкой моторики рук может иметь свои возрастные особенности. В возрасте 1-2 года ребенок может держать два предмета в одной руке, чертить карандашом различные каракули, переворачивать страницы книги. В возрасте 2-3 года ребенок может открывать различные ящики и доставать их содержимое, играет с песком, нанизывает бусы, лепит незатейливые фигурки с пластилина или глины. В 3-4 года четко держит карандаш или ручку пальцами, собирает и строит различные постройки с кубиков и многое другое. В 4-5 лет рисует карандашами, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина несколько частей, т.е. например ручки, ножки, голова и т.д. Умеет шнуровать ботинки. В норме к 6-7 годам заканчивается созревание определенных зон головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику и развитие речи. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируется в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Многие педагоги-практики и воспитатели (А.В. Артемьева, О.П. Батяева, Н.В. Гатанова, И.А. Ермакова, О.И. Крупенчук, О.А. Новиковская, Р.Э. Салманова, И.В. Светлова, Т.А. Ткаченко и др.) справедливо считают, что в развитии мелкой моторики эффективным средством является продуктивная деятельность. Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Данные виды активности имеют общую черту, отличающую их от сюжетной игры: вне зависимости от конкретных материалов они представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата. Продуктивная деятельность – это «превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом)». Через продуктивную деятельность в дошкольном периоде активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. т.). Такая деятельность влияет на психику ребенка, так как он успокаивает и расслабляет ее. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то рисование, лепка, ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, боль, радость. Продуктивная деятельность, как и любой ручной труд, способствует развитию сенсомоторики – «согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий». В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идет с учетом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, формируются и развиваются мышление, внимание, зрительное восприятие, воображение детей, совершенствуется мелкая моторика рук и координация движений, воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. Занятия продуктивной направленности оказывают благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Свою работу по использованию продуктивной деятельности для развития мелкой моторики мы начали с сентября, в ранней группе (дети 2-3 лет). Впервые пришедшие в детский сад дети неправильно держали карандаш, плохо держали ложку, у них возникали трудности при выполнении первых работ по рисованию, аппликации, лепке; не были сформированы навыки самообслуживания. В начале учебного года был проведен первый мониторинг. На первом этапе производилась диагностика координационной работы левой и правой рук. Для этого дети выполняли следующие упражнения: 1. Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно). 2. «Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук) 3. «Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца). 4. «Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку). 5. Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно. 6. «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца). Кроме пальчиковых упражнений были использованы также различные графические упражнения. На втором этапе диагностики применялись следующие методики: 1. Ребенку предлагалось как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия. 2. Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку, чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией. 3. Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д. Результаты диагностики: на каждом этапе были выявлены различные ошибки при выполнении заданий. Этап пальчиковых упражнений: при выполнении упражнения ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы. При выполнении 2-го задания неточность отмечалась в том, что в движения включались не все пальцы, которые были заданы в образце. Некоторые дети при повторном показе этого движения шагают безымянными и средними пальцами или средним и указательным пальцами, присоединяя время от времени безымянный палец. Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно. В ходе выполнения 3-го задания выяснилось, что некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. Многие дети после повторного показа смогли сами загнуть пальчики, но в некоторых случаях дети самостоятельно вообще не смогли выполнить движение. В ходе выполнения 4-го задания, затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть. Аналогичные затруднения возникали и при выполнении движения кулак-ладонь-ребро. Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно. Этап графических упражнений: с рисованием домика удовлетворительно справились 40% детей, которым понадобилась незначительная помощь педагога, у остальных детей (60%) задание вызвало очень большие трудности: не могли правильно держать карандаш, совсем не соотносили образец и то, что у них получалось. Ошибками являлись: замена одного элемента другим; отсутствие элемента; разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; сильный перекос рисунка. При рисовании по точкам дети часто отрывали карандаш, не понимали, в какой последовательности соединять точки, не могли правильно провести линию. Но, тем не менее, успешно с заданием справилось 35% детей, другие 45% сделали это с помощью воспитателя, 20% детям понадобилось, чтобы их водили рукой по бумаге, так как самостоятельно они не могли этого сделать. Штриховка также вызвала у детей большие трудности: они не понимали, в какой последовательности располагать линии, пытались просто «малевать». Кроме того, очень часто выходили за контур рисунка. После нескольких повторений успешно справились с заданием 40% детей, остальные 60% с помощью воспитателя. Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% – средний. Для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет был разработан комплекс взаимосвязанных занятий, упражнений, игровых ситуаций, который включал в себя разнообразные виды и направления продуктивной деятельности, формы и приемы работы. В первую очередь это пальчиковые гимнастики и пальчиковые игры, которые используются как на занятиях, так и в различных режимных моментах и игровых ситуациях. Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук. Многообразие пальчиковых игр позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Кроме того, подобные игры развивают усидчивость, внимание и другие психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе. Существует огромное количество пальчиковых игр и упражнений, развивающих мелкую моторику (см. пособия Е.С. Анищенковой, Т.Ю. Бардышевой, М.Б. Батраковой, Л.А. Венгер, Т.С. Овчинниковой, Е.Ю. Тимофеевой и Е.И. Черновой, В. В. Цвынтарного и др.). Эффективны и полезны для развития мелкой моторики дидактические игры и развивающие игрушки, направленные на развитие сенсорного восприятия. Такие игры достаточно просто изготовить самостоятельно. Например, мешочки для развития мелкой моторики. Сшили 10 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. С мешочками мы изучаем понятия «Легче-тяжелее», «Больше-меньше», «Тише-громче». Дидактические игры с пуговицами отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию. Для этого была изготовлена подушка с пуговицами. Перебирая пуговицы, у ребенка можно спросить: «Какого цвета пуговица, какого она размера – большая – маленькая, какая форма пуговиц – круглая, квадратная, треугольная?». Или попросить найти маленькую зеленую пуговицу, самую большую, железную желтую, самую маленькую, красную квадратную и т. д. Также интересны и полезны такие игры, как «Разноцветные пуговки» (рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие – маленькие; или сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь, как погремушка; или взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко, вверх – вниз), «Дорожка» (предложить ребенку сделать дорожку из пуговиц: красная дорожка, зелёная и т. д., или чередовать пуговицы четырех основных цветов; или дорожка из маленьких или больших пуговиц). Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками – развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, в прикреплении и отстегивании. Примерами игр с прищепками являются: игра «Рассели по домикам», ее цель – научить различать предметы по цвету с помощью сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению). Не менее интересны и результативны игра «Веселая гусеница» (выкладывание цветных пробок по заданному образцу), игра «Умные шнурочки» (продевание шнурка в дырочки, составление узоров). Отдельно следует сказать об играх с предметами. В воспитании детей раннего возраста очень важным является обогащение и совершенствование чувственного опыта в процессе деятельности. Характерной для этой возрастной ступени деятельностью является деятельность предметная. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Предметная деятельность имеет важное значение и для сенсорного развития ребенка. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. В процессе действий с предметами у детей второго года жизни развиваются качества обучаемости: сосредоточенность взгляда на предмете, заторможенность движений, сохранение определенной позы, эмоциональная настроенность. Действия с такими предметами, как дидактические игрушки, всегда ставят перед ребенком умственную задачу, он старается добиться результата – собрать башенку, сложить матрешку и т.п. Так, исподволь формируется целеустремленность. Некоторые дидактические игрушки для выполнения игровой задачи требуют известной последовательности действий и отбора деталей. Предметные действия развивают координацию и согласованность движений обеих рук ребенка, ведут к образованию связей в работе глаз (часто уха) и рук, обеспечивают овладение пространством. Цель игр и упражнений с дидактическими игрушками: развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). Итак, с помощью дидактических игр и развивающих игрушек: 1) формируется положительная мотивация к обучению, познавательная и речевая активность; 2) развиваются более тонкие ощущения кистей и пальцев рук, восприятие, внимание, память, воображение; 3) у детей формируются полноценные структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессом письма; развивается мышечная активность; 4) развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений, повышается работоспособность. Важное место в нашем комплексе занимают различные образовательные ситуации, направленные на развитие мелкой моторики через продуктивную деятельность, – занятия по рисованию, лепке. Занятия творчеством имеют большое значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук. Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является рисование. В нашей работе мы используем традиционное и нетрадиционное рисование. Нетрадиционные техники способствуют развитию у детей: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. На занятиях рисования мы используем такие виды нетрадиционных техник рисования: Отпечатки листьев на бумаге – нетрадиционная техника рисования с детьми раннего дошкольного возраста, позволяющая получить интересную фактуру изображения с помощью красок. В этой технике используются натуральные листья деревьев. Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определённые точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Рисуя, малыш учится строить причинно-следственные связи, учится логически мыслить. Так он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нём появляются интересные «загогулины», а если поставить кляксу и «развозюкать» её ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиков мы рисовали на самые разнообразные темы: «Осенний день», «Ветка рябины», коллективный рисунок «Аквариум», на круглом листе голубого цвета пальчиками дети рисовали водоросли. Не менее интересно и ладошковое рисование. По-разному поворачивая ручки и, дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Например, отпечатав сомкнутую ладошку, можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Ладошка с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик. С помощью ладошки мы рисовали «Рыбку» и вешали рисунки на «Аквариум», о котором было сказано выше. Техника рисования ватными палочками весьма эффективна для развития мелкой моторики рук. Кроме того, такая техника способствуют удерживанию интереса к кропотливому труду, что не очень свойственно ранним дошкольникам. Такие занятия имеют благотворное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, развивают любознательность, умение наблюдать за природой, формируют понимание ее ценности и бережное отношение к ней. А ещё таким образом дети знакомятся с окружающим миром и познают его Детьми обычно с радостью приветствуется техника рисования ватными палочками, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета. Мы рисовали ватными палочками «Ёжика». Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография – выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование с помощью нити». «Рисунки» получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей. Интересны и эффективны такие занятия как лепка из пластилина. Здесь мы использовали такую технику, как пластилинография. Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, объемные или полуобъёмные на горизонтальной поверхности. «Пластилинография» подразумевает рисование таким материалом как пластилин, он мягок, пластичен, имеет обширную палитру цветов, которые, как и краски можно смешивать, накладывать, друг, на друга меняя оттенки цвета. Пластилин можно прилеплять, раскатывать, отщипывать, оттягивать, все эти приёмы мы используем в лепке и эти же приёмы необходимы при работе в технике пластилинография. Основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Данная техника использовалась для создания работы «Елочный шарик». Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. С помощью родителей была пополнена предметно-пространственная среда в группе. Они изготовили несколько игр для развития мелкой моторики рук детей, в которые ребята любят играть («Волшебные мешочки», игры с прищепками, игры с пуговицами и др.). Многие родители не знают, как можно развивать мелкую моторику детей в раннем возрасте, не все знают и об использовании различных нетрадиционных техниках продуктивной деятельности. Поэтому, были разработаны различные консультации, проводились индивидуальные беседы о разновидностях нетрадиционных техник, которых нацеливали родителей на необходимость соблюдения принципов доступности, системности, последовательности в развитии детей. Вопросы о благоприятном влиянии мелкой моторики на формирование детской речи и координации движений рук у детей дошкольного возраста и значение нетрадиционных техник продуктивной деятельности в развитии мелкой моторики были предметом обсуждения на родительском собрании. Таким образом, эффективное развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста происходит в систематическом комплексном воздействии на ребенка, то есть в разнообразных видах продуктивной деятельности, а также в различных упражнениях, игровых ситуациях. Развитие мелкой моторики осуществляется на различных занятиях: рисовании, лепке, аппликации. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели. Продуктивная деятельность в детском саду при правильном подходе является одним из основных инструментов развития не только аккуратности, усидчивости, внимания, наблюдательности, мышления, творчества и воображения, но и развития тактильно-двигательного и оптико-пространственного восприятия дошкольников, начиная с раннего возраста. В продуктивной деятельности и ручном труде дети 2-3 лет через свои пальчики и руки познают окружающий мир. В январе был проведен промежуточный мониторинг (использовались те же диагностические задания, что и при первом мониторинге), который показал, что за пять месяцев произошли заметные изменения: повысился уровень детей со средним уровнем развития мелкой моторики на 15% (было 30%, стало 45%), уровень детей с низким уровнем развития мелкой моторики, соответственно, понизился (было 70%, стало 55%). В ходе практического применения нашего опыта мы пришли к выводу, что предложенный нами и практически применяемый в нашей практике комплекс взаимосвязанных систематических занятий, включающих в себя разнообразные виды и направления продуктивной деятельности, игровых ситуаций, применение различных пальчиковых, дидактических и развивающих игр, способствует развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности у детей раннего дошкольного возраста. Наблюдения за детьми в ходе реализации нашего опыта позволяют увидеть реальные результаты нашей работы, а именно: увеличилось количество детей со средним уровнем развития мелкой моторики пальцев, кистей рук; у детей улучшились пространственные представления (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела); улучшилась активная речь, стало заметным развитие словарного запаса; улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности; началось формирование начальных навыков учебной деятельности; была создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми. Итак, можно сказать, что мелкая моторика неразрывно связана с высшими психическими процессами, которые можно и нужно развивать через разные виды продуктивной деятельности. Описанная нами практика показывает, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей, начиная с раннего дошкольного возраста может дать положительный результат и благотворно повлиять на интеллектуальные способности детей, их речевую деятельность, позитивно отразиться на эмоциональной сфере и определить успешность освоения детьми изобразительных, конструктивных, трудовых умений, овладения речью, что в свою очередь постепенно подготавливает дошкольников к школе. И в своей дальнейшей педагогической деятельности мы продолжим работать над повышением уровня мелкой моторики у детей нашей группы с помощью различных видов продуктивной деятельности, применяя и совершенствуя уже существующий опыт. Список литературы Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика [Текст] / Е.С. Анищенкова. – М. : Изд-во «АСТ», 2007. – 79 с. Артемьева, А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет : методическое пособие [Текст] / А.В. Артемьева. – М. : ТЦ «Сфера», 2017. – 234 с. Бардышева, Т.Ю. Умелые пальчики [Текст] / Т.Ю. Бардышева. – М. : ООО ИД «Мир книги», 2008. – 124 с. Батракова, М.Б. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / М.Б. Батракова. – СПб. : Детство-ПРЕСС, 2013. – 122 с. Батяева, О.П. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности [Текст] / О.П. Батяева // [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/20/... Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст] / З.А. Богатеева. – М. : Просвещение, 2008. – 224 с. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М. : Изд-во «АСТ», 2015. – 214 с. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер. – М. : Изд-во «Аст», 2000. – 109 с. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – 256 с. Гатанова, Н.В. Развиваем мелкую моторику [Текст] / Н.В. Гатанова. – СПб. : ИД «Литера», 2010. – 118 с. Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет [Текст] / А.А. Грибовская . – М. : Сфера, 2010. – 244 с. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации [Текст] / А.А. Грибовская. – М. : Изд-во «Скрипторий», 2011. – 152 с. Давыдова, Г.И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.И. Давыдова. – М. : Изд-во «Скрипторий», 2008. – 98 с. Давыдова, Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы [Текст] / Г.Н. Давыдова. – М. : Изд-во «Скрипторий», 2009. – 72с. Ермакова, И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей [Текст] / И.А. Ермакова. – СПб. : ИД «Литера», 2006. – 138 с. Казакова, Т.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Т.Г. Казакова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 177 с. Кайсаканова, Т. А. Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Кайсаканова, Т.В. Нечаева // [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/09/05/... Киселева, Н.В. Пластилиновая живопись в детском саду [Текст] / Н.В. Киселева // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 11. – С. 21-23. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : Педагогика, 1973. –193 с. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь [Текст] / О.И. Крупенчук. – СПб. : ИД «Литера», 2013. – 117 с. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Изд-во МГУ, 1981. – 344 с. Лубышева, Е.А. Эта волшебная бумага [Текст] / Е.А. Лубышева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 4. – С. 49-50. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду : Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации [Текст] / И.А. Лыкова. – М. : Карапуз, 2007. – 198 с. Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки [Текст] / И.А. Лыкова. – М. : Карапуз, 2005. – 112 с. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев [Текст] / О.А. Новиковская. – М. : Аст; СПб. : Сова, 2006. Овчинникова, Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду [Текст] / Т.С. Овчинникова. – СПб. : СПб-Каро, 2006. – 195 с. Пичугина Н. П. Продуктивная деятельность в детском саду // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 895-897. // [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/107/25599/ Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности [Текст] / Ю.В. Рузанова. – М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 166 с. Салманова, Р.Э. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности [Текст] / Р.Э. Салманова // Журнал «Педагог» [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/2019/01/2... Светлова, И.В. Развиваем мелкую моторику [Текст] / И.В. Светлова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 94 с. Светлова, И.П. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И.П. Светлова. – М. : АСТ, 2010. – 156 с. Семенова, Т.А. Бумажная мозаика [Текст] / Т.А. Семенова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 123-125. Соловьева, Н.Г. Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники бумагопластики [Текст] / Н.Г. Соловьева. – М. : Айрис-Пресс, 2004. – 62 с. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. Т. 2. / В.А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1979. – 379 с. Тимофеева, Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики [Текст] / Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова. – СПб. : Изд-во «Корона-Век», 2007. – 188 с. Ткаченко, Т.А. Развиваем мелкую моторику [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М. : ЭКСМО, 2007. – 244 с. Трохимчук, Л. Ф. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка : учебное пособие [Текст] / Л. Ф. Трохимчук, О. И. Шквирина, Т. И. Бабенко. – Ростов н/Д : РГПУ, 1994. – 64 с. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки [Текст] / А.А. Фатеева. – Ярославль : Изд-во «Академия развития – Академия холдинг», 2015. – 150 с. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В. В. Цвынтарный. – Н. Новгород. : Флокс, 1995. – 32 с. Цквитария, Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ [Текст] / Т.А. Цквитария. – М. : ТЦ «Сфера», 2011. – 172 с. Шарикова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста [Текст] / Г.А. Шарикова. – Ростов-н-Дону : Феникс, 2010. – 256 с. Янушко, Е.А. Рисование с детьми раннего возраста [Текст] / Е.А. Янушко. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2012. – 116 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество как средство развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.

Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...

Семинар - практикум для молодых специалистов, воспитателей младших групп. Тема: «Использование техники квиллинг, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера....

Кружковая работа «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА» (или «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»).

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей 2-4 лет способствует формированию интеллектуальных способностей, рече...

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего возраста

Мелкая моторика очень важна доя формирования умений и навыков у детей раннего возраста...

Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики рук дошкольков

Развитие мелкой моторики рук очень важная, нужная и актуальная тема. Она обусловлена необходимостью формирования всесторонне развитой, творчески активной личности способной логически мыслить. Немало в...

«Игровая деятельность как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ».

laquo;Ум ребёнка  на кончиках  пальцев», - писал  В.А.Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего возраста

Статья посвящена  освоению детьми младшего дошкольного возраста  приемов работы с пластилином в процессе пластилинографии, раскрыты техники и приемы рисования пластелином. Описаны задачи пла...