Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики рук дошкольков
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)
Развитие мелкой моторики рук очень важная, нужная и актуальная тема. Она обусловлена необходимостью формирования всесторонне развитой, творчески активной личности способной логически мыслить. Немало важную роль в успешности интеллектуального и психофизиологического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика рук. Еще в давние времена было известно о влиянии действий рук на развитие головного мозга. Древние китайцы утверждали, что упражнение с участием рук и пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияет на деятельность мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_produktivnaya_deyatelnost.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Калинина Наталья Георгиевна, воспитатель
ГБДОУ детского сада № 122
Невского района Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ
Продуктивная деятельность как средство развития
мелкой моторики рук дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук очень важная, нужная и актуальная тема. Она обусловлена необходимостью формирования всесторонне развитой, творчески активной личности способной логически мыслить. Немало важную роль в успешности интеллектуального и психофизиологического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика рук. Еще в давние времена было известно о влиянии действий рук на развитие головного мозга. Древние китайцы утверждали, что упражнение с участием рук и пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияет на деятельность мозга.
Причины отставания в развитии мелкой моторики рук нужно связать с современным уровнем научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребёнка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов игры, или мультфильмы, тогда ребёнок не будет отвлекать от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой и в виде ручного труда - это требует внимания, заботы, терпения, времени.
Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в ЦНС. Массируя определенные точки можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени, почек, а мизинца – на работе сердца
Самомассаж с использование нетрадиционного материала дает заряд положительных эмоций, развивает мелкую моторику рук, стимулирует мыслительные функции, речь, а также готовит руку ребенка к письму. К игровым упражнениям с использование нетрадиционного материала для самомассажа относится: массаж с мячиками-ёжиками, прыгунками, шестигранными карандашами, грецкими орехами, бусами, чётками, прищепками, пуговицами, макаронными изделиями, массажной расческой, зубной щеткой и т.д.
Кроме игр и упражнений, развитие ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание, бисероплетение.
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитие ребенка. Б.М. Теплов пишет: «Что задача изображения необходимо требует острого восприятия подлинного чувства вещей. Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизменно приучается по новому гораздо острее и точнее видеть вещи». Благодаря рисованию развивается зрительно-двигательная координация, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования и творческого конструирование позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и работе с разными живописными материалами. К нетрадиционным техникам рисования относится: рисование пальчиком, ладошкой, точечный рисунок, кляксография обычная, кляксография трубочкой, печать по трафарету, набрызг, отпечатки листьев, поролоновые рисунки, тычок жесткой полусухой кистью, рисование мелками, метод ниткографии, восковые мелки или свеча + акварель и т.д. Следующим видом продуктивной деятельности является нетрадиционная аппликация. Это деятельность способствует приобретению практических умений, развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигурок состоит из ряда операций, требующих выдержки, настойчивости, сосредоточенности, внимания и аккуратности. К нетрадиционным техникам аппликации относится: мозаика, обрывная аппликация, аппликация из природного материала, из ватных дисков, из бумажных салфеток, квиллинг, торцевание.
Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской продуктивной деятельности является лепка. Лепка – самый осязательный вид продуктивной деятельности. Основным инструментов в лепке является руки. Дети осваивают простейшие приемы работы с материалом, учатся раскатывать, сплющивать, вытягивать, прищипывать, оттягивать. Пальчики ребенка непосредственно соприкасаются с глиной, пластилином, с соленым тестом.
Тактильное восприятие различных по качеству материалов предполагает снятие излишнего напряжения, повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость. Техники лепки разнообразны: рисование с помощью пластилина, пластилиновая мозаика, пластилиновая аппликация из жгутиков, пластилинография. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интеллектуальных способностей, речевому развитию, сохранению психического, физического здоровья ребенка.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Её можно мять, рвать, разглаживать, резать.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.
Конечно, овладевая рисованием, лепкой, вышиванием, бумагопластикой, ребёнок не научиться писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку ребёнка умелой.
Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперёд к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приёмы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное - будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагоги продолжают добиваться поставленной цели.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интеллектуальных способностей, речевому развитию, сохранению психического, физического здоровья ребенка.
Список используемой литературы
1. Разунова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности, СПБ-Каро, 2007г.
2. Давыдова Г.И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Изд-во «Скрипторий», М., 2008г.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Изд-во «Мозаика-Синтез», М., 2015г.
4.Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина. Ростов на Дону, 2003г.
5.Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику., Изд-во ЭКСМО, М., 2007г.
6.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки, Изд-во «Академия развития – Академия холдинг», Ярославль, 2015г.
7.Шкицкая И.О. Аппликация из пластилина. Ростов на Дону, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов. Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...
Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...
«Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
laquo;Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...
«Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
laquo;Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...
Обобщение педагогического опыта: "Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
В статье представлены цели, задачи, содержание работы по развитию мелкой моторикик посредством изобразительной деятельности....
Продуктивная деятельность как основа развития мелкой моторики
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Именно продуктивная деятельности является основой в развитии мелкой моторики детей младшего возраста...
Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...