Отчёт по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание аппликаций» 2024 год
методическая разработка

Ложкина Любовь Вячеславовна

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание аппликаций»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyotspo_samoobrazovaniyu_2024_god.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание аппликаций»

Ф.И.О. педагога: Ложкина Любовь Вячеславовна

Возрастная группа: старшая, средняя.

Цель: развитие эстетических чувств и интереса детей к изобразительной  деятельности (аппликация).

        Задачи:

- учить аккуратно, пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную  сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать  стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой;

- овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение;

-формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.

- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию через создание аппликаций;

- формировать  навыки использовать полученные знания  самостоятельной творческой деятельности детей;

- развивать  умение собирать целое изображение из отдельных деталей;

- учить создавать предметные, сюжетные и декоративные изображения, развивая чувство композиции;

Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною

методической литературы:

  1. Аппликация» И.А. Гусакова «Просвещение» 1977 г
  2. «Декоративные объемные цветы». А. Н. Зайцева. Е. К. Моисеева. «Эксмо», Москва. 2011г
  3. «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыкова «Карапуз» 2010
  4. «Путь бумаги». М. В. Гусакова. «Дошкольное воспитание» 1981г Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия  «Вместе с детьми»)

         5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа/Т.С.  Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015;

Помимо этого в работе по самообразованию мною были разработаны  конспекты занятий по теме самообразования. Была подготовлена  предметная среда, разнообразие инструментов и материалов для творчества, изготовлены тренажёры для вырезания для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Проводились вводные беседы с детьми, показ презентации, где  я узнавала, что воспитанники знают об аппликациях, какие есть виды аппликаций:

-предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.)

-сюжетная, отображающая те или иные события;

-декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы;

Познакомила воспитанников с познавательной сказкой «Жила-была бумага», рассказала историю возникновения ножниц, их разнообразия и назначения.

В своей работе я использовала такие формы работы с воспитанниками, как: беседы, наблюдения, игры, чтение художественной литературы, просмотр картинок и иллюстраций, просмотр презентаций и др.

Кроме этого я сотрудничала с родителями, проводила индивидуальные беседы, консультации («Аппликация помогает ребенку развиваться», «Аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников»)

В приёмной комнате мною был подготовлен для родителей наглядно-информационный  материал, такой как, информационные стенды, папки передвижки, буклеты на темы: «Занимайтесь аппликацией вместе», "Волшебная бумага" «Советы родителям» и, конечно же, выставки творческих работ воспитанников.

Дошкольное детство — это очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет себя маленьким исследователем, который с удивлением и радостью открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем детская деятельность разнообразнее, тем успешнее идет разностороннее развитие личности ребенка, реализуются его  первые проявления творчества и потенциальные возможности.

        Актуальность развития образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка (изобразительной, конструктивно-модельной и др.)

       Психологи и педагоги пришли к выводу, что ранее развитие способностей ребенка к творчеству, уже в дошкольном возрасте – залог будущих его успехов. Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно.

        Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального развития личности ребенка уже на первых этапах ее основания. Ребенок узнает мир с помощью действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему он прикасается. Одним из помощников ребенка в развитии его творческой деятельности является  работа с бумагой.

         Аппликация – один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Доступность ее использования, простота техники исполнения реализует в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает процесс более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми дошкольного возраста.

       Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой дает возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявлять творческие способности, приобрести ручную ловкость, которая позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Дети могут создавать, воплощать с помощью аппликации все, о чем фантазируют. Все это, обуславливает особое значение аппликации для развития творчества у детей дошкольного возраста.

В своей деятельности  я использовала различные технологии и виды нетрадиционной аппликации в работе с воспитанниками:

  • Обрывная аппликация
  • Накладная аппликация
  • Симметричная аппликация
  • Оригами
  • Аппликация из салфеток

Результаты реализации самообразования:

Задачи были реализованы, я смогла достичь поставленной цели. Объем материала, который детьми был получен и  усвоен, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам, уровню развития. Образовательная деятельность была оптимально выстроена, выдержана по времени, этапы НОД были последовательно  реализованы. В ходе продуктивной деятельности мною контролировалась работа детей, в случае затруднений я помогала воспитанникам индивидуально.

 Дети овладели техникой вырезания, передавая особенности формы и большее количество деталей;  научились соотносить основные части предмета по величине; выбирать цвет бумаги; составлять узор на бумаге, выделяя  углы одинаковыми элементами, украшать середину и кайму; закрепили умение наклеивать элементы на равном  расстоянии друг от друга.

По мимо занятий по аппликации в течении учебного года также проводились дополнительные  работы.

  • Консультации, беседы с родителями. Индивидуальные работы с детьми, которые при выполнении работ сталкивались с трудностями.  
  • Проводились дидактические игры: «Сложи узор», «Собери картинку» и т. д.
  • Оформлялись тематические выставки детских работ.

У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей. Создавая красивые аппликации, поздравительные открытки к праздникам, своими руками, видя результат своей работы, воспитанники испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Ребятам  приятно украшать групповую комнату своими работами и дарить их своим близким.

Проанализировав свою работу по теме самообразования, я пришла к выводу, что аппликация эффективно активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение у детей.

Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка.

 Я заметила, что у детей улучшилась фантазия, память, воображение, зрительное восприятие, стали более точны движение рук и мелкая моторика пальцев. Творческая деятельность стала иметь большое значение для всестороннего развития детей.

Проекция на будущее:

В следующем году мне бы хотелось качественно продумать критерии и показатели педагогической диагностики по разделу «Аппликация», если сейчас я вижу разницу умений и знаний воспитанников в начале года и в конце года на глаз, то в следующем году, я разработаю критерии, которые пригодятся мне, в дальней работе воспитателя по теме моего  самообразования.

        А так же, мне хочется организовывать больше занятий с детьми по нетрадиционным видам аппликаций. Аппликации из крупы и семян, ткани, ниток и других различных материалов, которые больше заинтересуют и замотивируют воспитанников на изготовление своей работы.

Помимо этого в новом учебном году, мне бы хотелось провести совместный конкурс для детей и родителей «Мир волшебных аппликаций», где родители  вместе с детьми будут делать свои интересные аппликации, а потом с помощью голосования, мы определим победителей и призёров. Я считаю, что проведение такого конкурса было бы интересно как для детей, так и для родителей, ведь совместная деятельность ребенка с родителями - важный и необходимый процесс укрепления их взаимоотношений, возникающих в результате различных форм работы педагога с семьей. 

Участие в конкурсах помогает сблизиться всем членам семьи, при одном условии, если родители выполняют работы не сами, а вместе с детьми, что помогает в семье совместно испытать азарт, трепет и восторг, радость и счастье от победы, сопереживание и поддержку в случае поражения. Разнообразные конкурсы делают детей общительными и уверенными в себе, повышают самооценку и раскрывают творческий потенциал.

Содержание моей деятельности с воспитанниками старшей и средней групп по теме самообразования в течение  года:

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Обрывная аппликация

«Осеннее дерево из кусочков бумаги»

- Учить создавать образ осеннего дерева в технике обрывной аппликации, без использования ножниц, путём обрывания бумаги на одинаковые листочки.

- Развивать чувство ритма и композиции в процессе аппликации.

«Мухомор»

-Совершенствовать умения воспитанников правильно, подбирать детали для работы по величине, для изображения больших и маленьких мухоморов.

-Развитие умений детей симметричного вырезывания деталей аппликации (ножка, шляпка, кружочки)

Аппликация из засушенных растений.  «Весёлый ёжик»

- Учить воспитанников наклеивать природный материал (листочки) для создания творческой композиции, аккуратно работая с материалами.

- Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие в процессе аппликации «Весёлый ёжик»

Октябрь

Объёмная аппликация  «Зонтик»

-Учить склеивать конус из полукруга,  дополнять необходимыми деталями.

-Развивать чувство композиции;  закреплять умение вырезать детали из  бумаги, сложенной в несколько раз.

-Развивать мелкую моторику рук и творческое мышление воспитанников

Объёмная аппликация  «Российский флаг»

-Закрепление знаний детей о символе России – государственном флаге.

-Знакомство с приёмом наклеивания изображения флага из полосок бумаги, создавая объём.

Ноябрь

Оригами «Верные друзья»

- Закреплять умения воспитанников вырезать квадрат из бумаги, складывать его по диагонали.

-Учить детей делать разнообразные фигурки из одной и той же заготовки (кошка, собака)  

Организация рабочего места.

Работа с шаблонами.

Изготовление аппликации из  бумаги, с помощью шаблонов

- Познакомить воспитанников  с видами шаблонов

- Учить детей обводить шаблоны и аккуратно их   наклеивать их.

Декабрь

«Красавицы снежинки»

- Учить вырезать снежинки из бумаги

сложенной,  в несколько слоёв.

- Совершенствовать навыки работы с

бумагой, учить скручивать элемент

«свободная спираль» и наклеивать их на основу.

«Замок снежной королевы»

- Учить приёмам ажурного вырезывания

- Развивать фантазию и творческое мышление, умений придумывать сюжет, отображающей те или иные события;

«Новогодняя ёлочка»

-Формировать у детей умения создавать образ новогодней елки с помощью вырезания деталей и их склеивания.

-Расширять представления детей о празднике Новый год, о его традициях, об особенностях украшения елки в разных странах.

Январь

«Сосульки на крыше дома»

-Продолжать учить детей вырезать ножницами, показать способ вырезывания сосулек из бумаги

«Снеговик»

-Закреплять умения различать геометрические формы, тренировать умения срезать углы квадрата, равномерно закругляя их.

Февраль

Оригами «Пожарная часть»

-Продолжать совершенствовать навыки детей, выполнять действия по образцу, пошагово.

-Повышать познавательную активность детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности.

«Наша Армия родная»

-Развивать у детей умение коллективно

выполнять аппликацию; закрепление

навыков вырезания; обогащение знаний

детей о военной технике.

Поздравительная открытка «Поздравь защитника Отечества с 23 февраля»

-Закреплять навыки украшения основной

детали дополнительными элементами.

-Развивать творческое воображение. Делать

шаблон из картона. Учить создавать из

бумаги открытку своими руками.

Март

Оригами «Тюльпаны»

-Продолжать знакомить детей с техникой оригами, развивать мелкую моторику пальцев рук.

-Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях, воспитывать усидчивость и аккуратность.

Поздравительная открытка для мамы к 8 марта

- Создать весеннее настроение, вспомнить с детьми приметы весны, развивать воображение в процессе  изготовления поздравительной открытки, учить правильно, складывать и соединять детали, закрепляя понятия «пополам», «вдоль», «посередине», создавая композицию.  

Апрель

Объёмная аппликация

«День Земли»

Упражнять детей в вырезывании из бумаги тонких полосок одинаковых размеров, наклеивая их на круг (землю), удачно подбирая сочетающиеся по цвету аппликации полоски, воспитывать художественный вкус.

«Добрый клоун»

-Продолжать учить пользоваться шаблонами, учить путём аппликации создавать образ весёлого человечка – клоуна.

- Развивать фантазию и воображение при создании задуманного образа.

Май

«Открытка ко Дню Победы»

- Формировать умение детей, изображать сюжет, логически составлять композицию.

- Развитие умений делать цветок из салфеток и приклеивать его на картон.

- Способствовать воспитанию и аккуратности, культуры труда, самостоятельности и чувств радости при изготовлении подарка.

«Пасхальный кулич»

- Знакомство детей с традицией празднования праздника Пасхи.

- Совершенствовать умения работать с ножницами, четко по контуру вырезать необходимые детали (яйца, кулич, глазурь) , аккуратно наклеивать их на картон.

«Подводный мир»

-Развитие умений детей, аккуратно не заходя за контур вырезать подводных жителей (медуза, рыбы, акула, осьминог), равномерно намазывая их клеем и приклеивая на картон, продумывая сюжет аппликации «Подводный мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги"

Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:•  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, скл...

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Проект  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию и постановку мюзикла».

«мюзикл» (англ. Musical) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография....

План самообразования «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через певчевскую деятельность на 2019-2024 гг.».

План самообразования «Развитие творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста через певчевскую деятельность на 2019-2024 гг.»....

Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через занятия аппликацией из нетрадиционных материалов».

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности является аппликация — эффективное средство познания действительности....

ШЕРСТЯНАЯ АКВАРЕЛЬ. Опыт работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание картин из шерсти.

- создать условия для формирования и развития у детей культуры художественного творчества,-раскрытия творческого потенциала;- учить различным художественным способам работы с шерстью;- учить смешивать...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...