Отчёт по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание аппликаций» 2024 год
методическая разработка
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание аппликаций»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyotspo_samoobrazovaniyu_2024_god.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание аппликаций»
Ф.И.О. педагога: Ложкина Любовь Вячеславовна
Возрастная группа: старшая, средняя.
Цель: развитие эстетических чувств и интереса детей к изобразительной деятельности (аппликация).
Задачи:
- учить аккуратно, пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой;
- овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение;
-формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию через создание аппликаций;
- формировать навыки использовать полученные знания самостоятельной творческой деятельности детей;
- развивать умение собирать целое изображение из отдельных деталей;
- учить создавать предметные, сюжетные и декоративные изображения, развивая чувство композиции;
Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною
методической литературы:
- Аппликация» И.А. Гусакова «Просвещение» 1977 г
- «Декоративные объемные цветы». А. Н. Зайцева. Е. К. Моисеева. «Эксмо», Москва. 2011г
- «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыкова «Карапуз» 2010
- «Путь бумаги». М. В. Гусакова. «Дошкольное воспитание» 1981г Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»)
5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа/Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015;
Помимо этого в работе по самообразованию мною были разработаны конспекты занятий по теме самообразования. Была подготовлена предметная среда, разнообразие инструментов и материалов для творчества, изготовлены тренажёры для вырезания для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Проводились вводные беседы с детьми, показ презентации, где я узнавала, что воспитанники знают об аппликациях, какие есть виды аппликаций:
-предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.)
-сюжетная, отображающая те или иные события;
-декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы;
Познакомила воспитанников с познавательной сказкой «Жила-была бумага», рассказала историю возникновения ножниц, их разнообразия и назначения.
В своей работе я использовала такие формы работы с воспитанниками, как: беседы, наблюдения, игры, чтение художественной литературы, просмотр картинок и иллюстраций, просмотр презентаций и др.
Кроме этого я сотрудничала с родителями, проводила индивидуальные беседы, консультации («Аппликация помогает ребенку развиваться», «Аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников»)
В приёмной комнате мною был подготовлен для родителей наглядно-информационный материал, такой как, информационные стенды, папки передвижки, буклеты на темы: «Занимайтесь аппликацией вместе», "Волшебная бумага" «Советы родителям» и, конечно же, выставки творческих работ воспитанников.
Дошкольное детство — это очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет себя маленьким исследователем, который с удивлением и радостью открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем детская деятельность разнообразнее, тем успешнее идет разностороннее развитие личности ребенка, реализуются его первые проявления творчества и потенциальные возможности.
Актуальность развития образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка (изобразительной, конструктивно-модельной и др.)
Психологи и педагоги пришли к выводу, что ранее развитие способностей ребенка к творчеству, уже в дошкольном возрасте – залог будущих его успехов. Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального развития личности ребенка уже на первых этапах ее основания. Ребенок узнает мир с помощью действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему он прикасается. Одним из помощников ребенка в развитии его творческой деятельности является работа с бумагой.
Аппликация – один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Доступность ее использования, простота техники исполнения реализует в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает процесс более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми дошкольного возраста.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой дает возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявлять творческие способности, приобрести ручную ловкость, которая позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Дети могут создавать, воплощать с помощью аппликации все, о чем фантазируют. Все это, обуславливает особое значение аппликации для развития творчества у детей дошкольного возраста.
В своей деятельности я использовала различные технологии и виды нетрадиционной аппликации в работе с воспитанниками:
- Обрывная аппликация
- Накладная аппликация
- Симметричная аппликация
- Оригами
- Аппликация из салфеток
Результаты реализации самообразования:
Задачи были реализованы, я смогла достичь поставленной цели. Объем материала, который детьми был получен и усвоен, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам, уровню развития. Образовательная деятельность была оптимально выстроена, выдержана по времени, этапы НОД были последовательно реализованы. В ходе продуктивной деятельности мною контролировалась работа детей, в случае затруднений я помогала воспитанникам индивидуально.
Дети овладели техникой вырезания, передавая особенности формы и большее количество деталей; научились соотносить основные части предмета по величине; выбирать цвет бумаги; составлять узор на бумаге, выделяя углы одинаковыми элементами, украшать середину и кайму; закрепили умение наклеивать элементы на равном расстоянии друг от друга.
По мимо занятий по аппликации в течении учебного года также проводились дополнительные работы.
- Консультации, беседы с родителями. Индивидуальные работы с детьми, которые при выполнении работ сталкивались с трудностями.
- Проводились дидактические игры: «Сложи узор», «Собери картинку» и т. д.
- Оформлялись тематические выставки детских работ.
У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей. Создавая красивые аппликации, поздравительные открытки к праздникам, своими руками, видя результат своей работы, воспитанники испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Ребятам приятно украшать групповую комнату своими работами и дарить их своим близким.
Проанализировав свою работу по теме самообразования, я пришла к выводу, что аппликация эффективно активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение у детей.
Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка.
Я заметила, что у детей улучшилась фантазия, память, воображение, зрительное восприятие, стали более точны движение рук и мелкая моторика пальцев. Творческая деятельность стала иметь большое значение для всестороннего развития детей.
Проекция на будущее:
В следующем году мне бы хотелось качественно продумать критерии и показатели педагогической диагностики по разделу «Аппликация», если сейчас я вижу разницу умений и знаний воспитанников в начале года и в конце года на глаз, то в следующем году, я разработаю критерии, которые пригодятся мне, в дальней работе воспитателя по теме моего самообразования.
А так же, мне хочется организовывать больше занятий с детьми по нетрадиционным видам аппликаций. Аппликации из крупы и семян, ткани, ниток и других различных материалов, которые больше заинтересуют и замотивируют воспитанников на изготовление своей работы.
Помимо этого в новом учебном году, мне бы хотелось провести совместный конкурс для детей и родителей «Мир волшебных аппликаций», где родители вместе с детьми будут делать свои интересные аппликации, а потом с помощью голосования, мы определим победителей и призёров. Я считаю, что проведение такого конкурса было бы интересно как для детей, так и для родителей, ведь совместная деятельность ребенка с родителями - важный и необходимый процесс укрепления их взаимоотношений, возникающих в результате различных форм работы педагога с семьей.
Участие в конкурсах помогает сблизиться всем членам семьи, при одном условии, если родители выполняют работы не сами, а вместе с детьми, что помогает в семье совместно испытать азарт, трепет и восторг, радость и счастье от победы, сопереживание и поддержку в случае поражения. Разнообразные конкурсы делают детей общительными и уверенными в себе, повышают самооценку и раскрывают творческий потенциал.
Содержание моей деятельности с воспитанниками старшей и средней групп по теме самообразования в течение года:
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Обрывная аппликация «Осеннее дерево из кусочков бумаги» | - Учить создавать образ осеннего дерева в технике обрывной аппликации, без использования ножниц, путём обрывания бумаги на одинаковые листочки. - Развивать чувство ритма и композиции в процессе аппликации. |
«Мухомор» | -Совершенствовать умения воспитанников правильно, подбирать детали для работы по величине, для изображения больших и маленьких мухоморов. -Развитие умений детей симметричного вырезывания деталей аппликации (ножка, шляпка, кружочки) | |
Аппликация из засушенных растений. «Весёлый ёжик» | - Учить воспитанников наклеивать природный материал (листочки) для создания творческой композиции, аккуратно работая с материалами. - Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие в процессе аппликации «Весёлый ёжик» | |
Октябрь | Объёмная аппликация «Зонтик» | -Учить склеивать конус из полукруга, дополнять необходимыми деталями. -Развивать чувство композиции; закреплять умение вырезать детали из бумаги, сложенной в несколько раз. -Развивать мелкую моторику рук и творческое мышление воспитанников |
Объёмная аппликация «Российский флаг» | -Закрепление знаний детей о символе России – государственном флаге. -Знакомство с приёмом наклеивания изображения флага из полосок бумаги, создавая объём. | |
Ноябрь | Оригами «Верные друзья» | - Закреплять умения воспитанников вырезать квадрат из бумаги, складывать его по диагонали. -Учить детей делать разнообразные фигурки из одной и той же заготовки (кошка, собака) |
Организация рабочего места. Работа с шаблонами. Изготовление аппликации из бумаги, с помощью шаблонов | - Познакомить воспитанников с видами шаблонов - Учить детей обводить шаблоны и аккуратно их наклеивать их. | |
Декабрь | «Красавицы снежинки» | - Учить вырезать снежинки из бумаги сложенной, в несколько слоёв. - Совершенствовать навыки работы с бумагой, учить скручивать элемент «свободная спираль» и наклеивать их на основу. |
«Замок снежной королевы» | - Учить приёмам ажурного вырезывания - Развивать фантазию и творческое мышление, умений придумывать сюжет, отображающей те или иные события; | |
«Новогодняя ёлочка» | -Формировать у детей умения создавать образ новогодней елки с помощью вырезания деталей и их склеивания. -Расширять представления детей о празднике Новый год, о его традициях, об особенностях украшения елки в разных странах. | |
Январь | «Сосульки на крыше дома» | -Продолжать учить детей вырезать ножницами, показать способ вырезывания сосулек из бумаги |
«Снеговик» | -Закреплять умения различать геометрические формы, тренировать умения срезать углы квадрата, равномерно закругляя их. | |
Февраль | Оригами «Пожарная часть» | -Продолжать совершенствовать навыки детей, выполнять действия по образцу, пошагово. -Повышать познавательную активность детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности. |
«Наша Армия родная» | -Развивать у детей умение коллективно выполнять аппликацию; закрепление навыков вырезания; обогащение знаний детей о военной технике. | |
Поздравительная открытка «Поздравь защитника Отечества с 23 февраля» | -Закреплять навыки украшения основной детали дополнительными элементами. -Развивать творческое воображение. Делать шаблон из картона. Учить создавать из бумаги открытку своими руками. | |
Март | Оригами «Тюльпаны» | -Продолжать знакомить детей с техникой оригами, развивать мелкую моторику пальцев рук. -Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях, воспитывать усидчивость и аккуратность. |
Поздравительная открытка для мамы к 8 марта | - Создать весеннее настроение, вспомнить с детьми приметы весны, развивать воображение в процессе изготовления поздравительной открытки, учить правильно, складывать и соединять детали, закрепляя понятия «пополам», «вдоль», «посередине», создавая композицию. | |
Апрель | Объёмная аппликация «День Земли» | Упражнять детей в вырезывании из бумаги тонких полосок одинаковых размеров, наклеивая их на круг (землю), удачно подбирая сочетающиеся по цвету аппликации полоски, воспитывать художественный вкус. |
«Добрый клоун» | -Продолжать учить пользоваться шаблонами, учить путём аппликации создавать образ весёлого человечка – клоуна. - Развивать фантазию и воображение при создании задуманного образа. | |
Май | «Открытка ко Дню Победы» | - Формировать умение детей, изображать сюжет, логически составлять композицию. - Развитие умений делать цветок из салфеток и приклеивать его на картон. - Способствовать воспитанию и аккуратности, культуры труда, самостоятельности и чувств радости при изготовлении подарка. |
«Пасхальный кулич» | - Знакомство детей с традицией празднования праздника Пасхи. - Совершенствовать умения работать с ножницами, четко по контуру вырезать необходимые детали (яйца, кулич, глазурь) , аккуратно наклеивать их на картон. | |
«Подводный мир» | -Развитие умений детей, аккуратно не заходя за контур вырезать подводных жителей (медуза, рыбы, акула, осьминог), равномерно намазывая их клеем и приклеивая на картон, продумывая сюжет аппликации «Подводный мир» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги"
Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:• Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, скл...
Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"
Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...
Проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию и постановку мюзикла».
«мюзикл» (англ. Musical) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография....
План самообразования «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через певчевскую деятельность на 2019-2024 гг.».
План самообразования «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через певчевскую деятельность на 2019-2024 гг.»....
Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через занятия аппликацией из нетрадиционных материалов».
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности является аппликация — эффективное средство познания действительности....
ШЕРСТЯНАЯ АКВАРЕЛЬ. Опыт работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание картин из шерсти.
- создать условия для формирования и развития у детей культуры художественного творчества,-раскрытия творческого потенциала;- учить различным художественным способам работы с шерстью;- учить смешивать...
Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет
Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...