Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через занятия аппликацией из нетрадиционных материалов».
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности является аппликация — эффективное средство познания действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через занятия аппликацией из нетрадиционных материалов».
Разработала: Сарсания А.Э.
Воспитатель ГБДОУ №2 Петродворцовоо р-на.
Введение.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности является аппликация — эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе деятельности, дети усваивают целый ряд умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Занятия аппликацией имеют большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, и, в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание ребенка.
Аппликация приобщает детей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Аппликация – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные картины.
Дети воспринимают занятия, как новый, необычный и интересный опыт.
Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс.
Тем не менее, они способны понять, по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное творение.
Детская поделка привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л.С.Выготкий говорит о том, что «Ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает», «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может».
При умелой организации совместной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, аппликация может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.
Для успешного обучения детей аппликации, можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные техники.
Из всего этого вытекает гипотеза: развитию творческих способностей способствует проведение занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации.
Цель данной разработки предусматривает: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста, через занятия аппликацией из нетрадиционных материалов.
Актуальность заключается в том, что занятие аппликацией является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:
- умение одухотворять живую и неживую природу;
- способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира;
- умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном - значительное и в неказистом – выразительное;
- способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним.
С другой стороны, ребёнок набирается опыта творческой деятельности:
- учится быть оригинальным;
- учится использовать нетрадиционные материалы в изготовлении поделок;
- учится давать оценку своей и чужой деятельности;
- учится проявлять инициативу, самостоятельность;
- развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
- Изучить нетрадиционные техники аппликации: виды, описания.
- Использовать один из видов нетрадиционной аппликации на занятии.
- Выявить эффективность работы.
История аппликации.
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеящих веществ, ниток.
Аппликация, как одна из изобразительных техник, зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Виды аппликации.
Аппликация — один из видов изобразительной деятельности, наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Выделяют несколько видов аппликации:
- предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
- сюжетная, отображающая те или иные события;
- декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
В педагогической образовательной деятельности используют следующие традиционные техники обучения детей аппликации, а именно:
- Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
- Составлять изображение предмета или сюжета из цветной бумаги из отдельных частей.
- Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение, а также техникой прикрепления их к основе.
- Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.
Но все чаще можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы с аппликацией.
Нетрадиционные техники аппликации: виды, описания.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
- Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на мелкие кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
- Накладная аппликация.
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
- Модульная аппликация (мозаика).
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо все вырезанные формы одновременно.
- Симметричная аппликация.
Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
- Ленточная аппликация.
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
- Силуэтная аппликация.
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Торцевание — один из видов бумажного рукоделия, основанный на вклеивании кусочков бумаги при помощи трубочки в контур намеченного изображения. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.
- Коллаж.
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
- Оригами.
Оригами (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
- Аппликация из салфеток – декупаж.
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц, развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры, широкие возможности для проявления креатива.
Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
- Аппликация из ткани.
Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.
- Аппликация из крупы.
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
- Аппликация из соломы.
Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Аппликация составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, передает неповторимую игру: блестит, как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
- Аппликация из засушенных растений.
В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовку природного материала можно производить совместно.
Вывод.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими нетрадиционными материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям
Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и ознакомление с природой села Родино».
Аннотация к рабочей программе.Рабочая программа разработана Дедовой П.И, воспитателем старшей группы МКДОУ д.с. «Теремок».Срок реализации программы – 1 год. Программа предназначена для зан...

Методическая разработка: «Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»
План 1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей3. Использование музыкально-дидактических игр и упражнен...
Развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику (квиллинг)
Фукс Н.В, воспитатель МКДОУ д/с № 172 г.НовосибирскРазвития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику (квиллинг) "Истоки спос...

Консультация для родителей «Влияние нетрадиционных техник изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на примере аппликации»
Консультация содержит интересный и разнообразный материал для родителей, который поможет раскрыть творческие способности детей через различные вилы аппликации...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"
Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет
Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...

Отчёт по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание аппликаций» 2024 год
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание аппликаций»...