Особенности обеспечения эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Зарянова Ольга Николаевна

Особенности обеспечения эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста

Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности обеспечения эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста, которые способствуют всестороннему развитию личности. Также выделены возрастные психофизиологические особенности формирования старших дошкольников, которые позволяют понять «как слышать голос детей старшего дошкольного возраста?».

Ключевые слова: дошкольное образование, эмоциональное благополучие, старший дошкольный возраст, чувство защищенности, предметно – развивающая среда, голос ребенка.

В современном мире актуальной является проблема эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Это вызвано тем, что ежегодно растет количество отклонений в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Поэтому дети испытывают трудности при распознании чужих эмоций, а также не умеют корректно выражать свои. В результате этого общение с окружающими людьми становится неприятным и зачастую конфликтным. Если же ребенку обеспечено эмоциональное благополучие, он растет здоровым, уверенным в своих силах, активным, инициативным и любознательным. А самое главное – он чувствует себя защищенным. Это дает дошкольнику возможность всесторонне развиваться, формируя положительные качества (высокая самооценка, саморегуляция, коммуникабельность и т.д.), которые необходимы для жизнедеятельности в современном мире.

Если дошкольнику обеспечено эмоциональное благополучие, он  открыт новым знакомствам, приключениям и опыту. Если же эмоциональное благополучие отсутствует в жизни ребенка, он тратит все ресурсы своего организма на создания чувства защищенности и в итоге часто болеет.

Эмоциональное благополучие – это стойкое эмоционально – положительное самочувствие ребенка, которое основывается на удовлетворении биологических и социальных потребностей. Чтобы выделить особенности обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста необходимо рассмотреть возрастные психофизиологические особенности.

Старший дошкольный возраст характеризуется бурным развитием всех физиологических систем организма (иммунной, нервной, сердечно – сосудистой и т.д.). Дети чувствуют острую потребность в двигательной активности, которая приносит много эмоций, удовлетворение и «мышечную радость».

Данный возрастной период в жизни детей также называют «сензитивным» так, как он является мощным двигателем для развития всех сфер личности (внимание, восприятие, память и т.д.). Дошкольники активно познают окружающий их мир, задавая большое количество вопросов и проводя опыты и эксперименты, чтобы получить  как можно больше новой информации. Так, игровой материал в старшем дошкольном возрасте модифицируется и усложняется, чтобы ребенок мог активно рассуждать, выстраивать причинно – следственные связи, делать необходимые выводы и умозаключения. Восприятие окружающей действительности становится более осмысленным и анализирующим. Дети лучше запоминают факты, которые оставляют наиболее яркие впечатления. Так, количество фиксируемой информации определяется эмоциональным откликом ребенка [1].

Изменения в познавательной сфере детей старшего дошкольного возраста влекут за собой преобразования и в эмоциональном развитии. Эксперименты, исследования, общение – дают детям возможность пережить предвосхищение, восторг, удивление, радость открытий. Коммуникация помогает дошкольникам научиться распознавать эмоции собеседника, благодаря этому собственные эмоции становятся более понятными и осмысленными [2].

Последняя ступень дошкольного возраста, когда ребенок иначе относится к своему «Я», преподносит новые потребности в жизни. Игровая деятельность, которая прежде была ведущей деятельностью, больше не способна в полной мере удовлетворить интерес и требования дошкольника. Появляется новая потребность – изменить свой жизненный уклад, сделать общественно значимый вклад, который обязательно положительно оценят окружающие люди. Таким образом, ребенок оказывается на пороге знакомства с новой социальной ролью – «ученика». Это служит основой личностно – психологического развития ребенка старшего дошкольного возраста [2].

Данные возрастные особенности делают актуальным вопрос: как обеспечить эмоциональное благополучие детей?

Педагог – ключевой человек в образовательном процессе, который создает насыщенную предметно – пространственную среду, предоставляя при этом своим воспитанникам возможность транслировать свои идеи и задумки, выражая тем самым свой «внутренний голос». Так, дети становятся создателями вещей и атрибутов, которые важны и необходимы для них именно здесь и сейчас. И если данные продукты детской деятельности становятся актуальными и полезными, то повышается детская самооценка и чувство собственной значимости для окружающих людей.

Сегодня предметно – развивающая среда образовательных учреждений не всегда позволяет детям быть инициативными, активными и самостоятельными. «Детский голос» зачастую вытесняется навыками шаблонной и исполнительской работы. Поэтому важно понимать, что взрослому необходимо не только создавать и обогащать предметно – пространственную среду дошкольного учреждения, слышать запросы воспитанников, но и предоставлять детям возможность воплощать в жизнь эти запросы, замыслы, идеи и переживания в форме определенных продуктов деятельности. Поэтому взаимоотношения между взрослыми и детьми должны приобретать особы формат, где педагог слышит ребенка, проникается его идеей, помогает воплотить ее, предоставляя соответствующие условия [3].

Чтобы в дошкольном образовательном учреждении между детьми и взрослыми сложились комфортные, дружественные отношения, педагогу необходимо внимательно выстраивать коммуникацию и взаимодействие в коллективе. Для этого следует учитывать следующие особенности создания эмоционального благополучия:

1. Добродушное, ласковое и спокойное отношение в режимных моментах, игровой, познавательной и других видах деятельности (взрослый обращается к детям с любовью, добротой, по имени, утром радостно приветствует, вечером прощается с теплотой в глазах).

2. Предсказуемость предстоящих в детском саду событий, которая создается посредством особых ритуалов (утренний/вечерний круг, шкатулочка секретов, проект дня и т.д.). Самое ценное – это создание данных ритуалов, исходя из желаний и потребностей воспитанников.

3. Детская вовлеченность в происходящие события детского сада. Это то, насколько ребенок заинтересован и мотивирован, чтобы посещать дошкольное учреждение. Детская вовлеченность создается благодаря сюрпризным моментам, новым мероприятиям и т.д. События хоть и являются обсуждаемыми и предвидимыми, но носят яркий и интересный для детей формат.

4. Учет детских интересов в образовательном процессе. Л.С. Выготский в своих трудах отмечал о большой значимости создания проблемных ситуаций, которые будут трогать сердца детей, вызывая искренний, неподдельный интерес. Именно такие ситуации будут носить для дошкольников личную значимость и смысл.

5. Возможность проявления ребенком своего уникального «Я» в стенах образовательного учреждения.

6. Согласованность работы педагогов и родителей. Воспитатели должны владеть знаниями возрастных особенностей воспитанников и выстраивать образовательный процесс с опорой на запросы детей, создавая для каждого ситуацию успеха. Родителям, в свою очередь, следует понимать задачи образования и активно помогать педагогу в их реализации [3].

А.К. Маркова в своих работах также выделяет ряд особенностей обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста:

1. Позитивные эмоции и воспоминания, связанные с моментами, проведенными в  стенах детского сада.

2. Утренняя гимнастика – это важный режимный момент, который создает особое настроение и настраивает детей на предстоящий день в образовательном учреждении. Воспитателю следует подбирать интересные, динамичные игровые упражнения, в любимом для детей музыкальном сопровождении.

3. Использование в режимных моментах (умывание, прогулка, прием пищи, переодевание и т.д.) стихов, песен, поговорок и т.д.

4. Использование в образовательной деятельности игровых приемов, сюрпризных моментов и т.д.

5. Доброжелательный, улыбчивый вид педагогов при взаимодействии с детьми.

6. Зарождение положительных эмоций и реакций при внесении в группу новых игр, книг, дидактических материалов.

7. Зарождение положительных эмоций детей при самостоятельном получении  знаний, умений и навыков.

8. Зарождение положительных эмоций при совместном чтении и обсуждении литературы.

9. Зарождение положительных эмоций при просмотре театральных постановок, мюзиклов, кукольных спектаклей и т.д.

10. Проигрывание  различных сюжетов, провоцирующих дошкольников к сочувствию и проживанию эмоций главных персонажей [4].

В результате, все повседневные ситуации, которые происходят в жизни  ребенка, оставляют особый след. Они позволяют пережить различные эмоции, как благоприятные, так и неблагоприятные, оказывая непосредственное влияние на самочувствие и самоощущение дошкольника.

Таким образом, на эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста оказывает влияние большое количество факторов, поэтому для его обеспечения в условиях дошкольного образовательного учреждения важно учитывать такие особенности, как:

1. Добродушное, ласковое и спокойное отношение взрослых;

2. Предсказуемость предстоящих в детском саду событий;

3. Детская вовлеченность в происходящие события детского сада;

4. Учет детских интересов в образовательном процессе;

5. Возможность проявления ребенком своего уникального «Я» в стенах образовательного учреждения;

6. Согласованность работы педагогов и родителей;

 

Список используемой литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968. - 296с.
  2. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. - М., Академия, 2000. 329 с.
  3. Шиян О.А. Современный детский сад. Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования// Шиян О.А. Мозаика-Синтез: От рождения до школы. 2021. С. 64-70.
  4. Неклюдова Г.Ю. Обеспечение эмоционального благополучия детей в условиях дошкольного образовательного учреждения/Неклюдова Г.Ю. В сборнике: детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. материалы IV Международной научной конференции в рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". 2018. С. 544-551.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обеспечения эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста

Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности обеспечения эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста, которые способствуют всестороннему развитию личности. Также выделены возрастные психофизиологические особенности формирования старших дошкольников, которые позволяют понять «как слышать голос детей старшего дошкольного возраста?».

Ключевые слова: дошкольное образование, эмоциональное благополучие, старший дошкольный возраст, чувство защищенности, предметно – развивающая среда, голос ребенка.

В современном мире актуальной является проблема эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Это вызвано тем, что ежегодно растет количество отклонений в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Поэтому дети испытывают трудности при распознании чужих эмоций, а также не умеют корректно выражать свои. В результате этого общение с окружающими людьми становится неприятным и зачастую конфликтным. Если же ребенку обеспечено эмоциональное благополучие, он растет здоровым, уверенным в своих силах, активным, инициативным и любознательным. А самое главное – он чувствует себя защищенным. Это дает дошкольнику возможность всесторонне развиваться, формируя положительные качества (высокая самооценка, саморегуляция, коммуникабельность и т.д.), которые необходимы для жизнедеятельности в современном мире.

Если дошкольнику обеспечено эмоциональное благополучие, он  открыт новым знакомствам, приключениям и опыту. Если же эмоциональное благополучие отсутствует в жизни ребенка, он тратит все ресурсы своего организма на создания чувства защищенности и в итоге часто болеет.

Эмоциональное благополучие – это стойкое эмоционально – положительное самочувствие ребенка, которое основывается на удовлетворении биологических и социальных потребностей. Чтобы выделить особенности обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста необходимо рассмотреть возрастные психофизиологические особенности.

Старший дошкольный возраст характеризуется бурным развитием всех физиологических систем организма (иммунной, нервной, сердечно – сосудистой и т.д.). Дети чувствуют острую потребность в двигательной активности, которая приносит много эмоций, удовлетворение и «мышечную радость».

Данный возрастной период в жизни детей также называют «сензитивным» так, как он является мощным двигателем для развития всех сфер личности (внимание, восприятие, память и т.д.). Дошкольники активно познают окружающий их мир, задавая большое количество вопросов и проводя опыты и эксперименты, чтобы получить  как можно больше новой информации. Так, игровой материал в старшем дошкольном возрасте модифицируется и усложняется, чтобы ребенок мог активно рассуждать, выстраивать причинно – следственные связи, делать необходимые выводы и умозаключения. Восприятие окружающей действительности становится более осмысленным и анализирующим. Дети лучше запоминают факты, которые оставляют наиболее яркие впечатления. Так, количество фиксируемой информации определяется эмоциональным откликом ребенка [1].

Изменения в познавательной сфере детей старшего дошкольного возраста влекут за собой преобразования и в эмоциональном развитии. Эксперименты, исследования, общение – дают детям возможность пережить предвосхищение, восторг, удивление, радость открытий. Коммуникация помогает дошкольникам научиться распознавать эмоции собеседника, благодаря этому собственные эмоции становятся более понятными и осмысленными [2].

Последняя ступень дошкольного возраста, когда ребенок иначе относится к своему «Я», преподносит новые потребности в жизни. Игровая деятельность, которая прежде была ведущей деятельностью, больше не способна в полной мере удовлетворить интерес и требования дошкольника. Появляется новая потребность – изменить свой жизненный уклад, сделать общественно значимый вклад, который обязательно положительно оценят окружающие люди. Таким образом, ребенок оказывается на пороге знакомства с новой социальной ролью – «ученика». Это служит основой личностно – психологического развития ребенка старшего дошкольного возраста [2].

Данные возрастные особенности делают актуальным вопрос: как обеспечить эмоциональное благополучие детей?

Педагог – ключевой человек в образовательном процессе, который создает насыщенную предметно – пространственную среду, предоставляя при этом своим воспитанникам возможность транслировать свои идеи и задумки, выражая тем самым свой «внутренний голос». Так, дети становятся создателями вещей и атрибутов, которые важны и необходимы для них именно здесь и сейчас. И если данные продукты детской деятельности становятся актуальными и полезными, то повышается детская самооценка и чувство собственной значимости для окружающих людей.

Сегодня предметно – развивающая среда образовательных учреждений не всегда позволяет детям быть инициативными, активными и самостоятельными. «Детский голос» зачастую вытесняется навыками шаблонной и исполнительской работы. Поэтому важно понимать, что взрослому необходимо не только создавать и обогащать предметно – пространственную среду дошкольного учреждения, слышать запросы воспитанников, но и предоставлять детям возможность воплощать в жизнь эти запросы, замыслы, идеи и переживания в форме определенных продуктов деятельности. Поэтому взаимоотношения между взрослыми и детьми должны приобретать особы формат, где педагог слышит ребенка, проникается его идеей, помогает воплотить ее, предоставляя соответствующие условия [3].

Чтобы в дошкольном образовательном учреждении между детьми и взрослыми сложились комфортные, дружественные отношения, педагогу необходимо внимательно выстраивать коммуникацию и взаимодействие в коллективе. Для этого следует учитывать следующие особенности создания эмоционального благополучия:

1. Добродушное, ласковое и спокойное отношение в режимных моментах, игровой, познавательной и других видах деятельности (взрослый обращается к детям с любовью, добротой, по имени, утром радостно приветствует, вечером прощается с теплотой в глазах).

2. Предсказуемость предстоящих в детском саду событий, которая создается посредством особых ритуалов (утренний/вечерний круг, шкатулочка секретов, проект дня и т.д.). Самое ценное – это создание данных ритуалов, исходя из желаний и потребностей воспитанников.

3. Детская вовлеченность в происходящие события детского сада. Это то, насколько ребенок заинтересован и мотивирован, чтобы посещать дошкольное учреждение. Детская вовлеченность создается благодаря сюрпризным моментам, новым мероприятиям и т.д. События хоть и являются обсуждаемыми и предвидимыми, но носят яркий и интересный для детей формат.

4. Учет детских интересов в образовательном процессе. Л.С. Выготский в своих трудах отмечал о большой значимости создания проблемных ситуаций, которые будут трогать сердца детей, вызывая искренний, неподдельный интерес. Именно такие ситуации будут носить для дошкольников личную значимость и смысл.

5. Возможность проявления ребенком своего уникального «Я» в стенах образовательного учреждения.

6. Согласованность работы педагогов и родителей. Воспитатели должны владеть знаниями возрастных особенностей воспитанников и выстраивать образовательный процесс с опорой на запросы детей, создавая для каждого ситуацию успеха. Родителям, в свою очередь, следует понимать задачи образования и активно помогать педагогу в их реализации [3].

А.К. Маркова в своих работах также выделяет ряд особенностей обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста:

1. Позитивные эмоции и воспоминания, связанные с моментами, проведенными в  стенах детского сада.

2. Утренняя гимнастика – это важный режимный момент, который создает особое настроение и настраивает детей на предстоящий день в образовательном учреждении. Воспитателю следует подбирать интересные, динамичные игровые упражнения, в любимом для детей музыкальном сопровождении.

3. Использование в режимных моментах (умывание, прогулка, прием пищи, переодевание и т.д.) стихов, песен, поговорок и т.д.

4. Использование в образовательной деятельности игровых приемов, сюрпризных моментов и т.д.

5. Доброжелательный, улыбчивый вид педагогов при взаимодействии с детьми.

6. Зарождение положительных эмоций и реакций при внесении в группу новых игр, книг, дидактических материалов.

7. Зарождение положительных эмоций детей при самостоятельном получении  знаний, умений и навыков.

8. Зарождение положительных эмоций при совместном чтении и обсуждении литературы.

9. Зарождение положительных эмоций при просмотре театральных постановок, мюзиклов, кукольных спектаклей и т.д.

10. Проигрывание  различных сюжетов, провоцирующих дошкольников к сочувствию и проживанию эмоций главных персонажей [4].

В результате, все повседневные ситуации, которые происходят в жизни  ребенка, оставляют особый след. Они позволяют пережить различные эмоции, как благоприятные, так и неблагоприятные, оказывая непосредственное влияние на самочувствие и самоощущение дошкольника.

Таким образом, на эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста оказывает влияние большое количество факторов, поэтому для его обеспечения в условиях дошкольного образовательного учреждения важно учитывать такие особенности, как:

1. Добродушное, ласковое и спокойное отношение взрослых;

2. Предсказуемость предстоящих в детском саду событий;

3. Детская вовлеченность в происходящие события детского сада;

4. Учет детских интересов в образовательном процессе;

5. Возможность проявления ребенком своего уникального «Я» в стенах образовательного учреждения;

6. Согласованность работы педагогов и родителей;

Список используемой литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968. - 296с.
  2. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. - М., Академия, 2000. 329 с.
  3. Шиян О.А. Современный детский сад. Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования// Шиян О.А. Мозаика-Синтез: От рождения до школы. 2021. С. 64-70.
  4. Неклюдова Г.Ю. Обеспечение эмоционального благополучия детей в условиях дошкольного образовательного учреждения/Неклюдова Г.Ю. В сборнике: детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. материалы IV Международной научной конференции в рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". 2018. С. 544-551.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обеспечению эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста.

«Вводное. Повторение основных эмоций: радость, грусть, страх, удивление, обида, злость».Задачи:1. Актуализация знаний о базовых эмоциях.2. Развитие мимических и пантомимических умений.Ход занятия:1....

Занятие по обеспечению эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста.

«Вводное. Повторение основных эмоций: радость, грусть, страх, удивление, обида, злость».Задачи:1. Актуализация знаний о базовых эмоциях.2. Развитие мимических и пантомимических умений.Ход занятия:1....

Подвижная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.

В методической разработке игра представлена как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Прописано значение игры. Создание условий  для эмоционального благополучия ребенка и его позит...

Хороводная игра как средство обеспечение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - период становления личности ребёнка, и в связи с этим главной задачей педагога становится развитие разносторонне развитого человека....

ХОРОВОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и обладает игровой доступностью для дошкольников....

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ

В статье говорится об обеспечении эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста средствами игротерапии и приводится пример игр для детей разного возраста....

Хороводная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

Хороводная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Проект « Хороводное лукошко»Актуальность: 1 СЛАЙД Хороводная игра являетс...