Доклад по инновационной теме на 2024-2025 г.
методическая разработка (младшая группа)

Доклад для педагогов воспитатель высшее квалификационной категории Дубовик Т.С. по ипм «Работа со сказкой как средство формирования читательской грамотности у детей 3-4 лет».

2024-2025 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubovik_doklad_dlya_pedagogov_24-25.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад для педагогов воспитатель высшее квалификационной категории Дубовик Т.С. по ипм «Работа со сказкой как средство формирования читательской грамотности у детей 3-4 лет».

2024-2025 г.

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный. дошкольное детство связано с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «читательская грамотность» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.

Думается этих аргументов достаточно

Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».

Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.

Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественнонаучная, компьютерная, юридическая, экономическая. 

Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.

Читательскую грамотность можно сравнить с мышцами, которые необходимо накачивать, а успех зависит от вложенного времени и усилий. Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Познание мира через книгу и чтение продолжается в средний период раннего детства от 3 до 6 лет. Общение ребенка с книжной культурой в этом возрасте, по-прежнему, осуществляется через посредничество взрослого. Расширяется тематика чтения, ребенок осваивает разные литературные жанры: рассказы, сказки, стихи, охотно фантазирует сам, сочиняя свои тексты по аналогии со знакомым жанром. Характер познания в этом возрасте свободный, наивно – игровой, неутилитарный. Это определяет и отношение ребенка к книге как особое, наивное, эмоционально-эстетическое. Именно в этом возрасте у ребенка развиваются важнейшие психические свойства, которые лежат в основе восприятия художественного слова: эмоциональная сфера, мышление, воображение.

К шести годам многие дети обучаются самостоятельному чтению, посещают с родителями детскую библиотеку. Однако есть и отстающие в развитии дети, как правило, из неблагополучной социальной среды. Столкнувшись с таким явлением, воспитатель, библиотекарь должен подойти индивидуально к сопровождению читательского развития такого ребенка, по возможности выравнивая его заметное отставание от других детей средствами усиленной индивидуальной работы.

Снижение интереса к чтению – это сегодня общемировая тенденция. Она обусловлена глобализацией средств массовой информации и Интернет технологий, интенсивным развитием индустрии развлечений, которые вытесняют чтение на периферию использования свободного времени. Ответом библиотек на вызовы времени должно стать сохранение книжной культуры, продвижение чтения как интересного и полезного, развивающего занятия.

Приходим к выводу, что ранний возраст – самое благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению. Как это сделать? Вот несколько полезных и интересных идей.

Для начала ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.

Когда читать?
- как только ребенок родится;
- выделять несколько минут, но каждый день;
- выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;
- приучать ребенка «ждать» время для чтения;
- читать в любом месте;
- утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.

Как читать?
- выбирать удобное и уютное место;
- читать малышу наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства;
- находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;
- рассматривать книжки и картинки;
- читать с «выражением»;
- давать возможность ребенку самому «выбрать» книгу;
- перечитывать любимые книги.

Когда начинать знакомство с книгой?

Первая книга ребенка - мягкая книжка-раскладушка

Покупаемые книги должны подходить малышу по возрасту. На первом году жизни это могут быть предметные и тематические рисунки, рассказы (сказки) в картинках о том, как кто-то играет, проводит свой день: умывается, одевается, кушает и т.д.

Кроме народных сказок можно почитать, например, «Тараканище» Корнея Чуковского. Не опасайтесь, что что-то из этих сказок напугает малыша. Чувства детей отличаются от взрослых. Они хоть и яркие, но более спонтанные. Ребёнок не боится того, что Колобок оказывается съеденным, а заяц выгнан из дому лисой. Придуманная мамой новая концовка сказки его всегда удовлетворяет и восхищает. Все подтексты, видимые для взрослого, остаются незамеченными. Малыши всегда уверены в победе доброты над злом.

Книги, в частности сказки позволяют привить ребенку эмпатию. Способность личности к проявлению эмпатии выступает одним из важнейших умений, помогающих успешной адаптации человека в социуме, эффективности его коммуникации и возможности построения крепких социально значимых контактов.  Первый год жизни («этап знакомства и накопления»): ребенок запоминает эмоции, которые встречает в повседневной жизни, после пробует проигрывать их самостоятельно. 2. Второй год жизни ребенка («этап сострадания»): ребенок интересуется окружающим миром, начинает различать эмоциональное состояние других людей. Печаль, грусть, меланхоличные эмоции рассматриваются им как странные, непривычные переживания, которые нужно исправить. В такие моменты ребенок старается прижаться к опечаленному человеку и пожалеть его, рассказать о своих чувствах, о том, что он любит этого человека. Переживание другими людьми положительных эмоций (радости, увлеченности, восторга, удовольствия) рассматриваются детьми как естественные и правильные. Проявление гнева, злости, злобы и ярости не всегда понятны для ребенка и выступают как пугающие (учитывая, что социальная среда ребенка благополучна). 3. Третий и четвертый годы жизни ребенка: дошкольник окончательно определяется со своим местом в окружающем мире, теперь он способен понять чувства и желания другого (спектр переживаемых эмоций постепенно увеличивается), но при этом дети не всегда способны к сопереживанию. Ребенок научается четко различать «своего» и «чужого» и степень сопереживания варьируется в зависимости от близости оппонента. 4. Возраст 4-6 лет (этап «сочувствия и отзывчивости»): у ребенка зарождается способность принимать эмоции других людей, приходить им на помощь, при этом не всегда понимая, чем и как он может помочь . Так, успешное развитие эмпатии иллюстрируется способностью ребенка проявлять к окружающим людям, животным и предметам такие умения и чувства как: 1. сопереживание; 2. сочувствие; 3. содействие. Одним из наиболее эффективных способов формирования и развития эмпатийных способностей у ребенка дошкольного возраста является погружение его в сказку. Недаром психологи сходятся во мнении, что дошкольный возраст – это возраст сказок. В.А. Сухомлинский говорил: «Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». Она имеет огромное значение для формирования личности дошкольника. Именно в сказке заключена вся мудрость накопленная народом: ценности, идеалы, гендерные и национальные особенности людей. Сказка, как один из основных жанров фольклора и литературы, имея преимущественно прозаическую форму, воздействует посредством выдуманного сюжета на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, открывает ему глубины народной или авторской мудрости, развивает сознание и самосознание дошкольника. Роль сказки в формировании эмпатии у ребенка сложно переоценить. Независимо от вида сказки она формирует в ребенке способность к сочувствию и сопереживанию. Эмоционально воздействуя, сказка не только вводит ребенка в воображаемые обстоятельства, но и объединяет ребенка и героя в одно целое - позволяя дошкольнику разделить чувства второго. Сказка, как средство воспитания, способствуя развитию воображения, речи ребенка, словарного запаса, интеллектуальных способностей, параллельно может открывать для него новые способы решения жизненных проблем. Так, народная сказка отражает всю жизненную философию, накопленную народом. Подобные сказки отличаются своей поэтичностью, остроумностью, правдивостью и мудростью. Главными героями русских народных сказок обычно бывают младший из братьев, падчерица, глупец (дурак) или животные, благодаря такому приему ребенку значительно легче идентифицировать себя с персонажем, и дошкольник без особого труда может занять позицию сказочного героя. Народные сказки прививают ребенку общепринятые идеалы, такие как: честность, доброта, отзывчивость и миролюбие. Авторские сказки отражают репрезентацию реальности писателя (при использовании таких сказок в целях воспитания дошкольника важно обратить внимание на то, к какому историческому времени относится период творчества автора; именно те ценности и будут отражены в его произведениях, хотя общая тенденция к актуализации гуманности и общепринятых идеалов сохраняется в большинстве произведений). Этот тип сказок чаще всего способствует формированию у ребенка индивидуальных моделей поведения, смекалки, показывает контрастность окружающего мира и разные способы решения проблем. Дети понимают смысл сказки не только из слов текста, но и из иллюстраций к произведению, это говорит о том, что книжки для детей обязательно должны быть с картинками. Воспитание сказкой – один из самых древних методов воспитания и обучения. Умение дошкольника сопереживать литературному герою базируется на его способности проявлять эмпатию к ближнему человеку. Однако правильное прочтение сказки помогает развитию у ребенка эмпатийных навыков. Роль взрослого в правильном прочтении сказки велика. В спектр его задач должно входить не только чтение текста ребенку, но и объяснение новых слов, показ и обсуждение иллюстраций и сюжета сказки, рассматривание поведенческих и коммуникативных особенностей героев. Полезными будут вопросы: «Кто тебе больше всех нравится? Почему?», «Как думаешь, он хорошо поступил?», «Ты бы его простил?», «Как думаешь, этому герою сейчас весело (грустно, страшно и т.д.)?», «Что бы ты сделал, чтобы помочь герою?». Основным мотивом сказки К. Юнг выдвигал процесс индивидуализации: взрослый человек, читая сказку, возвращается назад, в детство, а ребенок при чтении сказки движется вперед. Взрослые склонны анализировать и в какой-то степени усложнять получаемую ими информацию, в то время как ребенок видит ее поверхностно, не пытаясь найти скрытый смысл. При этом за каждым сказочным персонажем или образом скрыты символы коллективного бессознательного (эти же символы встречаются в мифах, религии, снах), которые понимаются ребенком гораздо проще, чем взрослыми, происходит это за счет особенностей построения большинства сказок. Ребенок бессознательно идентифицирует себя с героем сказки, в то время как родителю это дается труднее: взрослый при идентификации принимает информацию к сведению, ребенок же переносит полученную информацию - знания, умения, навыки, модели поведения героев в собственную поведенческую копилку. Ребенок учится различать персонажей хороших и плохих, категории добра и зла, правды и лжи. Видит последствия различных поступков и соотносит такое поведение с моментами из своей жизни. Ребенок строит внутренние модели внешнего мира, посредством примера определенного героя сказки, приобретает качества для решения сложных жизненных ситуаций. Также благодаря сказке ребенок снимает психическое и эмоциональное напряжение. Вместе со сказочным героем он попадает в какую-либо ситуацию, проблему, испытывает ее нарастание и усложнение, затем переживает вместе с героем кульминацию сюжета сказки, а после к концу произведения разделяет победу, решение проблемы героя произведения, чувствуя при этом собственное расслабление и удовлетворение .  Читать сказки в дошкольном возрасте очень полезно не только дома, но и в детском саду. Многие воспитатели используют в своей практике прочтение сказок не только как общий способ развития ребенка, но и как метод формирования эмпатийности у дошкольников. Для развития эмпатийных способностей  ребенка рекомендуется брать ту литературу, которая четко разграничивает положительных и отрицательных героев (например, «Красная шапочка» Ш. Перо , «Три поросенка» С. Михалкова) или ту, где перед главным героем стоит вопрос нравственного выбора между собственным удовлетворением и помощью другому человеку (например, «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена). Существуют сказки, объединяющие оба параметра, например, «Снежная королева» Г.Х. Андерсена. Воспитывая у детей сочувствие и сопереживание полезно будет обратиться к сказкам о животных («Заюшкина избушка», «Лиса и журавль»). Непревзойденными мастерами литературного дела, чьи произведения наиболее эффективно развивают в ребенке вчувствование, являются Л.Н. Толстой («Лев и собачка»), В. Драгунский («Друг детства»), А. Барто («Мишка», «Бычок»), Н. Некрасов («Дед Мазай и зайцы»), В. Катаев (Цветик-семицветик), С. Михалков («Мой щенок»), К. Чуковсий («Айболит»), В. Осеева («До первого дождя», «Синие листья», «Три товарища»), Э. Цюрюпа («Олешек. Очень важно заложить основы эмпатийных умений в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) так как именно этот этап выступает первым сензитивным периодом в процессе формирования эмпатии у ребенка. Для развития эмпатийности у дошкольника особенно важна способность родителей, воспитателей и других окружающих его людей к проявлению этого чувства. Одним из способов увеличения уровня показателя эмпатийности ребенка выступает сказка. Правильное прочтение литературного произведения: объяснение, иллюстрация, обсуждение – способствует более эффективным изменениям эмпатийных  умений дошкольника.

Спасибо за внимание ,я готова ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Тема моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки объекта».Цель ИП: Формировани...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

Тема Инновационного плана «Формирование познавательного  мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Наблюдение – это то, с чег...

Тема самообразования 2024-2025 учебный год

laquo;Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через игровые методики и творческие практики»...