Проект на тему: "Я - гражданин России" для детей старшего дошкольного возраста
проект (подготовительная группа)

Виноградова Елена Васильевна

        Формирование у детей  дошкольного возраста основ представлений о Родине, её национальном многообразии, культуре и символике является важной задачей воспитания. Дошкольный возраст – это период, когда у детей активно формируется интерес к окружающему миру, их родной стране и её истории. Знакомство с культурными и этническими особенностями народов, населяющих Россию, поможет воспитать уважение к другим народам и укрепить чувство гордости за свою Родину.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности гражданина и патриота.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\USER\Desktop\01_1.jpg

Проект на тему: "Я - гражданин России"

для детей старшего дошкольного возраста

Вид проекта: информационно - творческий 

По срокам проведения: октябрь 2024 г. – декабрь 2024 г

 Продолжительность: 3 месяца.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

 как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

        Актуальность выбранной темы

        Формирование у детей  дошкольного возраста основ представлений о Родине, её национальном многообразии, культуре и символике является важной задачей воспитания. Дошкольный возраст – это период, когда у детей активно формируется интерес к окружающему миру, их родной стране и её истории. Знакомство с культурными и этническими особенностями народов, населяющих Россию, поможет воспитать уважение к другим народам и укрепить чувство гордости за свою Родину.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности гражданина и патриота. 

           Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну.

Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, но результаты исследования показали, что необходимо усилить работу в данном направлении. Поэтому решением данной проблемы стала реализация проекта «Я-гражданин - России». Так как технология проектов позволяет дошкольникам усвоить сложный материал, через совместный поиск решения проблемы, тем самым мотивировать познавательный интерес, развивать творческие способности детей и самому педагогу повысить свою компетентность.

Поэтому мною была поставлена цель и выделены задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Цель:

Создание условий для воспитания у дошкольников устойчивых положительных качеств, патриотической нравственности и духовной культуры.

Задачи:

  1. Обогащение и расширение предметно-пространственной среды ДОО.
  2. Способствовать формированию чувств достоинства и самоуважения через осознание своих прав и обязанностей, как гражданина своего Отечества. 
  3. Расширять знания о малой родине.
  4. Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим.
  5. Закрепить знания о государственной символике РФ.
  6. Закреплять знания о государственных праздниках России, о русских народных праздниках.
  7. Воспитывать интерес к истории своей Родины.
  8. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
  9. Создать условия для совместной творческой работы детей и родителей.
  10. Развивать познавательный интерес и коммуникативные навыки у детей.

Предварительная работа

  • Чтение методической и художественной литературы, русские народные сказки, стихи, рассказы.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов.
  • Проведение цикла тематических занятий. 
  • Подбор пословиц, поговорок, загадок о русской культуре.

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный (октябрь)

  • Обсуждение целей и задач проекта с педагогами, распределение ролей и обязанностей.
  •  Создание предметно – развивающей среды, оформление уголка   патриотического воспитания;
  •  Подготовка и распространение буклетов для родителей с рекомендациями по участию в проекте.
  •  Подбор и подготовка методического материала (методическая и художественная литература.

II этап. Основной (октябрь - декабрь)

Тематические занятия и беседы

  • Беседа "Россия – наша Родина" с демонстрацией карты России, государственных символов.
  • Занятие "Моя малая родина" для детей 5–7 лет.
  • Беседа «Праздники в моей семье»
  • Конкурс рисунков «Моя мама на работе»
  • Утренник «День матери»
  • Конкурс рисунков «Россия – Родина моя»
  • Тематическое занятие " День рождения русской матрешки "
  • Викторина "Многонациональная Россия" с вопросами о народах и их особенностях. День народного единства.
  • Тематическое занятие «День Государственного герба Российской Федерации»
  • Информационный час «Всемирный день ребёнка»
  • Беседа «День героев Отечества» экскурсия в библиотеку.
  • Литературно-музыкальный час «День Конституции Российской Федерации»

Итоговое мероприятие – Конкурс чтецов "Я гражданин России" (декабрь)

Проведение конкурса чтецов для детей 5–7 лет с участием родителей, где дети могут рассказать  стихи на тему Родины и дружбы народов, а родители  рассказать о разнообразии городов нашей большой страны. Дети младших групп будут активными слушателями, что позволит им познакомиться с культурной темой и получить позитивный опыт.

III этап. Заключительный (конец декабря)

Подведение итогов проекта, анкетирование родителей на тему «Семейные традиции» и обсуждение результатов с педагогами.

 Работа с родителями

  • Проведение консультаций по вопросам патриотического воспитания.
  • Распространение памяток с рекомендациями для семьи, как поддерживать интерес к изучению культурных традиций.
  • Участие родителей в конкурсе чтецов, что способствует укреплению связи между родителями и детьми в образовательном процессе.

Предполагаемый результат

Дети должны знать:

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • название планеты, на которое мы живем;
  • флаг, герб, гимн России;
  • представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  • страну и столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов,  показывать их на карте России );
  • Свои права и обязанности как гражданина России.
  • Уважать защитников своей страны и чтить память павших героев.

 Используемая литература

  1. Агаева, Е.Ю. "Патриотическое воспитание дошкольников: сценарии и разработки занятий".
  2. Захарова, О.В. "Моя Родина - Россия: занятия для дошкольников".
  3. Колесникова, В. И. "Знакомство дошкольников с культурой и традициями народов России".
  4. Пушкина, М.В. "Многонациональная Россия: занятия для детей дошкольного возраста".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:"Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

Содержательные линии культуры здоровья выражаются, прежде всего, в осознании личной значимости здорового образа жизни - как быть здоровым, жить в гармонии с собой, природой, социумом; в элемента...

Проект на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Содержит актуальность, перспективный план, протоколы заседаний творческой группы...

Проект на тему: «Калейдоскоп эмоций» для детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)

Название проекта«Калейдоскоп эмоций»Тип проекта  Информационно-практико-ориентированный,   психолого-просветительский.Исполнители - Педагог-психолог.- Воспитатели п...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»

Актуальность Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга ку...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современн...

Проект по теме: «Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».

Актуальность проекта.  Проблема плоскостопия у детей всегда была насущной и актуальной Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их орг...