Проект на тему:"Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре по теме
Содержательные линии культуры здоровья выражаются, прежде всего, в осознании личной значимости здорового образа жизни - как быть здоровым, жить в гармонии с собой, природой, социумом; в элементарных знаниях о здоровье и здоровом образе жизни; участием в здоровьесберегающем пространстве и саморегуляции на личностном уровне.
Под воспитанием у детей культуры здоровья надо понимать грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, практического воплощения потребности вести здоровый образ жизни, умение заботиться о своем здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект на тему "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста | 954.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36
Проект на тему:
Формирование культуры здоровья
детей старшего дошкольного возраста
Автор-разработчик:
Верхозина Л.Г. зам.зав. по ВМР
магистр педагогики.
Ангарск 2012
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………….. 3
- Основная часть…………………………………………………… 6
- Заключение……………………………………………………….. 8
- Список литературы……………………………………………… 9
- Приложение………………………………………………………. 10
Пояснительная записка
«Наблюдайте за вашим телом, если хотите,
чтобы ваш ум работал правильно».
Декарт
В современном образовании детей отчетливо проявляются противоречия между достижениями в области обучения и потерями в состоянии здоровья. Становится очевидным, что сегодня необходим научный взгляд на деятельность образовательных учреждений не только с точки зрения задач обучения, но и целенаправленного воспитания здорового поколения. Исходя из этого, самым важным в организации деятельности дошкольного учреждения является реальная возможность целенаправленного формирования здоровья ребенка как основы эффективной реализации его индивидуальности. Физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в дошкольном учреждении, должна стать основным и эффективным средством в решении этой задачи.
В условиях сохраняющейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей, подростков и молодёжи должна рассматриваться как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в целом
Одной из главных задач политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формирование ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни. (Письмо Министерства здравоохранения Р, Ф., от 26.02.03, №27/26326).
Содержательные линии культуры здоровья выражаются, прежде всего, в осознании личной значимости здорового образа жизни - как быть здоровым, жить в гармонии с собой, природой, социумом; в элементарных знаниях о здоровье и здоровом образе жизни; участием в здоровьесберегающем пространстве и саморегуляции на личностном уровне.
Под воспитанием у детей культуры здоровья надо понимать грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, практического воплощения потребности вести здоровый образ жизни, умение заботиться о своем здоровье.
- Формирование культурно-гигиенических навыков;
- Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Система психолого-педагогической работы по данному направлению должна базироваться на определенных принципах:
Принцип системности - выработка определенной системы работы в подаче знаний о здоровье и здоровом образе жизни с учетом использования их в практической деятельности детей;
Принцип индивидуализации - учет индивидуально-типологических, психо-эмоциональных и возрастных особенностей старших дошкольников;
Принцип деятельностного подхода - организация активной деятельности дошкольника, направленной на постепенное осознание необходимости быть здоровым человеком, для того чтобы быть успешным в обучении и общении со сверстниками;
Принцип гуманистической направленности - чуткое и внимательное отношение к личным чувствам и эмоциям каждого ребенка. Педагогическое общение должно быть направлено на эффективность обучения, на установление гуманных отношений между детьми, на создание здорового психологического микроклимата в группе.
Принцип бинарного взаимодействия - активное взаимодействие педагога с детьми в познании сил, возможностей, желаний, определения потенциала, направленного на осознанное сохранение и укрепление здоровья.
При планировании и реализации оздоровительной работы необходимо учитывать:
- Контингент воспитанников: особенности состояния здоровья и развития детей;
- Наполняемость группы;
- Местные и региональные особенности, в том числе климатические и сезонные.
В последнее время интерес к проблеме формирования культуры здоровья дошкольников усилился, но в практике работы дошкольных образовательных учреждений педагоги часто проявляют некомпетентность в решении задач, связанных с физическим воспитанием, оздоровлением дошкольников. А отсутствие индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей в дошкольном возрасте оборачивается невосполнимыми потерями в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей. Возникла необходимость определить оптимальные педагогические условия, которые позволяли бы формировать культуру здоровья наших воспитанников, а именно:
- Определить механизмы включения валеологического воспитания в педагогический процесс детского сада;
- Особенности взаимодействия в триаде педагог-ребёнок-родитель;
- Создание здоровьесберегающего пространства ДОУ»
- Подходы к взаимодействию с семьёй.
В связи с этим нами был разработан проект: «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста». Данная разработка ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7лет). Может быть полезна педагогам, инструкторам физической культуры, методистам ДОУ.
Основная часть.
Проект на тему: «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста».
Цели проекта:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
- Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.
- Формировать у детей интегративные качества: овладевший необходимыми умениями и навыками культуры здоровья.
- Создать комфортный микроклимат в детском коллективе и коллективе ДОУ в целом.
- Повышать педагогическую грамотность родителей.
- Объединять усилия семьи и ДОУ в формировании культуры здоровья воспитанников.
Образовательная область: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность»
Длительность проекта: долгосрочный ( от 1года до 2 лет).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, специалист, родители воспитанников ДОУ.
Принципы планирования и организации работы:
- Преемственность педагогических действий
- Безопасность мероприятий
- Креативность
- Вариативность
- Учёт индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка
- Целостность педагогического процесса
- Сотрудничество, взаимодействие, соавторство
Основные направления проекта:
- Изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы, по проблеме, рекомендаций по содержанию психолого-педагогической работы по решению задач образовательной области «Здоровье» с учётом ФГТ, требований СанПиН;
- Разработка и реализация модели «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста»;
- Совместная деятельность педагогов, специалистов, детей и родителей по формированию культуры здоровья всех участников процесса (в рамках реализации модели);
- Разработка и реализация перспективного плана педагогической мастерской «Здоровье»;
- Разработка и реализация перспективного плана работы с семьёй «Крепыш»;
- Презентация проекта.
Обеспечение проекта:
- Учебное - методическое: нормативно-правовая и научно-методическая литература по проблеме;
- Информационное: интернет ресурс;
Продукты проекта:
- Модель «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста» (приложение 1);
- Перспективный план педагогической мастерской «Здоровье»; (приложение 2)
- Перспективный план взаимодействия с семьёй «Крепыш» (приложение 3).
- Презентация «Культура здоровья ребёнка – дошкольника»
Предполагаемый результат: «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок».
Заключение
Проведённое нами теоретическое исследование по проблеме формирования культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста и разработка проекта, позволило сделать ряд выводов:
- Уточнено понятие «культура здоровья», которое обусловлено такими компонентами как: физическая, интеллектуальная, социально-личностная, нравственная и эмоциональная готовность.
- Проведённый анализ научно - методической литературы позволил нам определить основные направления оздоровительной работы; разработать перспективные планы психолого – педагогической работы по оздоровлению детей и модель культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, культура здоровья ребёнка – это неотъемлемая часть общей культуры человечества, многие педагоги это понимают, но немногим удаётся воплотить это понимание в действительность. Нам представляется перспективным дальнейшее изучение этой проблемы и реализация проекта «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста» в детском саду.
Литература:
- Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М. Издательство НЦ ЭНАС. 2006. – 144 с.
- Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005 - 96 с.
- Дик Н.Ф., Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплентю здоровья для дошкольников - Ростов н/Д: Феникс, 2005.-256 с.(Сердце отдаю детям).
- Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография. - СПб.: КАРО, 2006. - 176 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 года № 2106 « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников».
- Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 464 с.
Приложение 1
Предлагаем вашему вниманию модель культуры здоровья ребёнка-дошкольника (рис. 1). Содержательные аспекты модели «Культуры здоровья» дошкольников включают в себя комплекс показателей, обеспечивающих успешное овладение интегративными качествами и дальнейшее обучение в школе. В неё включены следующие компоненты:
- Физическая готовность – соответствие возраста антропометрическим показателям; наличие 1-й или 2-й группы здоровья; развитие в соответствии с возрастом физических качеств; сформированности двигательных и моторных навыки; культурно-гигиенических навыков; высокая выносливость и работоспособность.
- Интеллектуальная готовность – сформированности сенсорных представлений, психических и познавательных процессов, представлений об окружающем мире и мотивации к обучению.
- Социально-личностная готовность – ребёнок имеет представления о ЗОЖ, о духовных ценностях в категориях «плохо - хорошо», о социальных ценностях в категориях «можно - нельзя», «хочу – могу – должен». Имеется определённый уровень умений и навыков общения, установления контактов со сверстниками и взрослыми; умеет управлять своими желаниями, эмоциями, поведением.
- Нравственная готовность - ребёнок бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, к предметному миру.
- Эмоциональная готовность - умение ребёнка проявлять активность в действии, ярко выраженное чувство индивидуальности, умеет контролировать свои эмоции.
Рис. 1: Модель культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Приложение 2
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36
План
работы педагогической мастерской
«Здоровье»
на 2011-2012 г.
Подготовила: зам.зав. по ВМР Верхозина Л.Г.
№ П/П | содержание | Время проведения | ответственные |
I. |
1.Представление плана работы педагогической мастерской. 2.Сбор банка-информации о здоровье педагов (воспитателей и специалистов ) ДОУ; -анкетирование «Индекс отношения к здоровью», паспорт здоровья педагога. 3. «Здоровый педагог - здоровый ребёнок» -интегральные показатели здоровье сберегающей работы в ДОУ: -паспорт занятия; -санитарно-гигиеническая среда. | Сентябрь | Зам.зав. по ВМР Инструктор ф.к. Воспитатели Мед/блок психолог |
II. |
1.Мотивационно - эмоциональный аспект самостоятельной двигательной активности детей. 2.Осознанное отношение детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культуры, здоровому образу жизни, своему здоровью. -тестирование детей -консультация для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. | октябрь | Инструктор ф.к. Психолог Зам.зав. по ВМР |
I II. |
1.Физкультурно-познавательные (развивающие) занятия в системе физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ: -серия практических занятий. | октябрь-апрель | Воспитатели Инструктор ф.к. |
IV. |
| февраль март | Зам.зав. по ВМР Заведующий д/с Зам.зав. по ВМР Специалисты Воспитатели Инструктор ф.к. психолог |
V. |
-теоретические основы методика проведения диагностики; -мини практикум для воспитателей дошкольных групп. | Сентябрь-май | мед блок Инструктор ф.к. Воспитатели Зам.зав. по ВМР |
Приложение 3
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36
Перспективно – тематический план
Семейного клуба «Крепыш»
На период 2011-2012 г.
Подготовила: зам.зав. по ВМР Верхозина Л.Г.
№ п\п | Организационно- методические мероприятия «Встречи» | Время проведения | Ответственные |
1. | Анкетирование:
| Сентябрь-октябрь | Инструктор ф.к. Воспитатели; Мед. блок. |
2. | Встречи с родителями на тему (мини-семинары; практические занятия):
| Ноябрь- декабрь
| Зам.зав. по ВМР Инструктор ф.к. Воспитатели групп. |
3. | Тематические консультации для родителей:
«Формирование правильной осанки»; | В течении года | Инструктор ф.к. Воспитатели |
3. | «Дни открытых дверей»
| В течении года Согласно плану д\у | Заведующий д/с Зам.зав. по ВМР, Инструктор ф.к. |
4. | Семейные спортивные конкурсы и праздники
| Февраль Март | Инструктор ф.к. Воспитатели групп, Родители. |
5. | Подготовка и выпуск:
| Раз в квартал | Инструктор ф.к. Воспитатели Зам.зав. по ВМР Мед. блок |
Культура
здоровья ребёнка-дошкольника
Валеологическая культура
Физическая культура
Эмоционально-коммуникативная культура
- Интеллектуальная готовность
- Социально-личностная готовность
- Физкультурная грамотность
- Физкультурная грамотность
- Физическая готовность
- Нравственная готовность
- Эмоциональная готовность
Здоровый ребёнок – успешный ребёнок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста
Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...
Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста
Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...
Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"
Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"...
Педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»
Актуальность Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга ку...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
Тема нравственного воспитания актуальна во все времена.Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: формирование культуры поведения д...
Психолого-педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДО»
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантно...
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...