Консультация «Физическое и нравственное воспитание посредством подвижных народных игр».
консультация

Макиевская Анастасия Вячеславовна

Консультация 


«Физическое и нравственное воспитание посредством подвижных народных игр».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya2.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей


«Физическое и нравственное воспитание посредством подвижных народных игр».


Подготовила воспитатель  группы «Незнайка»: Макиевская А.В.

« Русская народная игра  является упражнением, посредством которого ребенок  готовится к жизни»
                               
                     П. Ф. Лесгафт

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека.  Наблюдения показывают, что у современного ребенка,   слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. И хотя мы с вами  живем в удивительное время, когда много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют. познают мир.

Порой поток информации поступает большой и очень  сложный. Дети, окунувшись в него, плывут , как и взрослые , по течению. Теряется интерес к нашим играм. им на смену приходят  мультики и игры Запада. В семье , да и в детском саду- изобилие игрушек, которые постоянно покупаются и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня  не интересуются  своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем, в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. В России программа дошкольного учреждения содержит раздел       "Введение в русскую традиционную культуру", предполагающий привитие детям интереса и любви к своему народу. Перед педагогами стоит задача - помочь дошколятам найти пути возвращения традиций  и обычаев своего народа. Одним из приемлемых путей  является  русская народная игра. Недаром говорят:

“Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети.”

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он  улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

            Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка,  хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. . Ведь движение-это  жизнь

 

Какие же цели и задачи мы ставим, знакомя дошкольников с народными играми?

Цель:

  • Приобщать детей к истокам отечественной культуры на основе устного фольклора и русских народных подвижных игр.
  • Наполнить жизнь детей художественно-эстетическим, патриотическим и духовно-нравственным содержанием.

Задачи:

  • Развивать интерес детей к устному народному творчеству и подвижным играм.
  • Способствовать развитию творческих задатков детей на традиционном фольклорном материале.
  • Совершенствовать двигательные навыки, умение согласовывать свои действия с другими детьми, соблюдать правила игр.
  • Воспитывать нравственные качества: честность, взаимовыручку, дружелюбие.
  • Обогащать образно-эмоциональную сферу ребёнка, познание разнообразных жизненных явлений через использование подвижных игр и русского народного фольклора.

Из истории.

    Русские народные  игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

     Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах,  связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным
двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки.  

Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству, особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Весёлые  русские народные  игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные игры.

           Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном  процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

  1. 1. Возраст играющих.
    Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
    Место для проведения игр.
    Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
    3. Количество участников игры.
    Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
    4. Наличие инвентаря для игр.
    Для многих игр нужен инвентарь. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.
     Игры можно разделить на:
    1. Хороводные
    2. Сидячие (типа « Колечко»)
    3. Подражательные (типа « Заинька, выйди в круг»)
    4. Игры с преследованием (типа « Селезень утку догонял»)
    5. Игры с выбором (основной участник – в середине, потом после движений, он выбирает следующего)
    6. Игры с диалогами (типа « Коршун, что ты делаешь? - ответ)
    7. Игры – забавы (типа игры «Я змея, я ползу, хочешь быть моим хвостом?)

Особенности организации

  народных подвижных игр.

  • Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
  • При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили
  • Если игра хорошо детям знакома, то воспитатель предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты. .
  • В младших группах при разучивании новой игры роль водящего воспитатель берёт на себя.
  • Правила игры воспитатель должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.
  • При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.
  • Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.
  • В процессе игры воспитатель следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка
  • Руководя игрой, воспитатель воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение придти на выручку, учит преодолевать трудности.

 Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.
 Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:

-никогда не заставлять детей играть, а только приглашать

- использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки)

- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка

- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом

- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи

- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней

  • создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой

В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера.  Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть и воспитательное значение.  
           В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка.  Велико  значение подвижных народных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
 Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.
         Народные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками.
     В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма.
       В настоящее время недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации народных игр для детей, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.
Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок физминутках, динамических минутах, на занятиях физической культурой. Таким образом,  в вопросах воспитания детей, огромная роль   дошкольного детства является общепризнанной. Сегодня педагоги не должны стоять в стороне от решения судьбы одного из важнейших средств - народной игры. Введение народных игр в современный педагогический процесс может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа.

  • Вывод:
  • Игры, основанные на русском народном творчестве, создают хорошее настроение, самочувствие ребенка “заряжают” бодростью, энергией.
    Появляется интерес к своему здоровью, здоровому образу жизни.
    Дети полностью удовлетворяют естественную потребность в движении.
    Повышается уровень заинтересованности родителей в решении данной проблемы.
    Дети проявляют интерес к традициям русского народа,  русским народным играм, появляется  желание самостоятельно придумывать варианты  действий игр, и их организации. Изменяются взаимоотношения детей, они проявляют большее внимание друг к другу. Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием. Поэтому для нас, педагогов, важен девиз: «Ни дня без игры!».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое и нравственное воспитание дошкольников средствами народной подвижной игры

В данной статье раскрывается взаимосвязь нравственного и физического воспитания дошкольников через народную подвижную игру....

Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»

laquo;Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они заб...

Самообразование « Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством подвижных народных игр»

 Воспитание патриотизма у  дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность. Утраченные со временем народные традиции и связь поколений,...

Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Духовно - нравственное воспитание посредством приобщения к истокам народной культуры «Бабушкин сундучок»

Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал,Ты вспоминаешь родину - такую,Какой ее ты в детстве увидал.К. СимоновАктуальность мини-музея :В наши дни, дети очень мало получают ...

Воспитание с дошкольной ступени духовно-нравственного человека посредством русского-народного творчества и культуры.

В статье описывается практика реализации парциальной программы «У истоков народного творчества и культуры» в дошкольном учреждении с детьми разного дошкольного возраста и достижения ...