Консультация «Физическое и нравственное воспитание посредством подвижных народных игр».
консультация
Консультация
«Физическое и нравственное воспитание посредством подвижных народных игр».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Физическое и нравственное воспитание посредством подвижных народных игр».
Подготовила воспитатель группы «Незнайка»: Макиевская А.В.
« Русская народная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни»
П. Ф. Лесгафт
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наблюдения показывают, что у современного ребенка, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. И хотя мы с вами живем в удивительное время, когда много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют. познают мир.
Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут , как и взрослые , по течению. Теряется интерес к нашим играм. им на смену приходят мультики и игры Запада. В семье , да и в детском саду- изобилие игрушек, которые постоянно покупаются и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем, в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. В России программа дошкольного учреждения содержит раздел "Введение в русскую традиционную культуру", предполагающий привитие детям интереса и любви к своему народу. Перед педагогами стоит задача - помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев своего народа. Одним из приемлемых путей является русская народная игра. Недаром говорят:
“Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети.”
Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.
Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. . Ведь движение-это жизнь
Какие же цели и задачи мы ставим, знакомя дошкольников с народными играми?
Цель:
- Приобщать детей к истокам отечественной культуры на основе устного фольклора и русских народных подвижных игр.
- Наполнить жизнь детей художественно-эстетическим, патриотическим и духовно-нравственным содержанием.
Задачи:
- Развивать интерес детей к устному народному творчеству и подвижным играм.
- Способствовать развитию творческих задатков детей на традиционном фольклорном материале.
- Совершенствовать двигательные навыки, умение согласовывать свои действия с другими детьми, соблюдать правила игр.
- Воспитывать нравственные качества: честность, взаимовыручку, дружелюбие.
- Обогащать образно-эмоциональную сферу ребёнка, познание разнообразных жизненных явлений через использование подвижных игр и русского народного фольклора.
Из истории.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным
двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки.
Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.
Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству, особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.
Весёлые русские народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные игры.
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
- 1. Возраст играющих.
Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
Место для проведения игр.
Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
3. Количество участников игры.
Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
4. Наличие инвентаря для игр.
Для многих игр нужен инвентарь. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве. Игры можно разделить на:
1. Хороводные
2. Сидячие (типа « Колечко»)
3. Подражательные (типа « Заинька, выйди в круг»)
4. Игры с преследованием (типа « Селезень утку догонял»)
5. Игры с выбором (основной участник – в середине, потом после движений, он выбирает следующего)
6. Игры с диалогами (типа « Коршун, что ты делаешь? - ответ)
7. Игры – забавы (типа игры «Я змея, я ползу, хочешь быть моим хвостом?)
Особенности организации
народных подвижных игр.
- Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
- При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили
- Если игра хорошо детям знакома, то воспитатель предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты. .
- В младших группах при разучивании новой игры роль водящего воспитатель берёт на себя.
- Правила игры воспитатель должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.
- При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.
- Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.
- В процессе игры воспитатель следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка
- Руководя игрой, воспитатель воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение придти на выручку, учит преодолевать трудности.
Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.
Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:
-никогда не заставлять детей играть, а только приглашать
- использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки)
- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка
- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом
- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи
- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней
- создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой
В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера. Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть и воспитательное значение.
В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка. Велико значение подвижных народных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.
Народные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками.
В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма.
В настоящее время недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации народных игр для детей, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.
Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок физминутках, динамических минутах, на занятиях физической культурой. Таким образом, в вопросах воспитания детей, огромная роль дошкольного детства является общепризнанной. Сегодня педагоги не должны стоять в стороне от решения судьбы одного из важнейших средств - народной игры. Введение народных игр в современный педагогический процесс может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа.
- Вывод:
- Игры, основанные на русском народном творчестве, создают хорошее настроение, самочувствие ребенка “заряжают” бодростью, энергией.
Появляется интерес к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Дети полностью удовлетворяют естественную потребность в движении.
Повышается уровень заинтересованности родителей в решении данной проблемы.
Дети проявляют интерес к традициям русского народа, русским народным играм, появляется желание самостоятельно придумывать варианты действий игр, и их организации. Изменяются взаимоотношения детей, они проявляют большее внимание друг к другу. Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием. Поэтому для нас, педагогов, важен девиз: «Ни дня без игры!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-1297706-1607632159.jpg)
Физическое и нравственное воспитание дошкольников средствами народной подвижной игры
В данной статье раскрывается взаимосвязь нравственного и физического воспитания дошкольников через народную подвижную игру....
Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»
laquo;Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они заб...
Самообразование « Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством подвижных народных игр»
Воспитание патриотизма у дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность. Утраченные со временем народные традиции и связь поколений,...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/26/picture-1486336-1695715569.jpg)
Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-574358-1423422135.jpg)
Духовно - нравственное воспитание посредством приобщения к истокам народной культуры «Бабушкин сундучок»
Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал,Ты вспоминаешь родину - такую,Какой ее ты в детстве увидал.К. СимоновАктуальность мини-музея :В наши дни, дети очень мало получают ...
Воспитание с дошкольной ступени духовно-нравственного человека посредством русского-народного творчества и культуры.
В статье описывается практика реализации парциальной программы «У истоков народного творчества и культуры» в дошкольном учреждении с детьми разного дошкольного возраста и достижения ...