Самообразование « Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому очень важно уже с младшего дошкольного возраста  показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Одним из средств нравственного воспитания является сказка. 

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период сказка способна пробудить все доброе, что есть в душе малыша, сформировать нравственные ценности и любовь к чтению, научить правильному общению, развить эмоциональную сферу и речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_gaeva_kopiya.docx19.55 КБ
Файл otchyot_samoobrazovaniya_gaeva.docx42.56 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

На 2020-2021 учебный год.

Педагог: Гаева Ольга Владимировна

Должность: воспитатель

Дошкольное отделение: «Лукоморье»

Тема: «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».

Цель: создание условий для формирования нравственных качеств посредством народной сказки.

Задачи:

Образовательные:

  • Пробудить у детей интерес к русским народным сказкам.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  • Формировать умение сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Развивающие:

  • Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.
  • Развивать эмоционально – волевую сферу.
  • Развивать речь.
  • Развивать слуховое восприятие.
  • Развивать воображение, внимание, мышление, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь к чтению.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своей стране, культуре и традициям ее народа.

Прогнозирование результата:

Дети научатся:

  • Внимательно слушать литературное произведение.
  • Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
  • Устанавливать причинные связи в тексте.
  • Давать элементарную оценку поступкам героев сказок.
  • Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.
  • Сочувствовать и сопереживать героям произведения.
  • Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.

Этапы работы над темой

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Сроки выполнения

Подготовительный

1. Изучение методической литературы по теме:

  • Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой.
  • Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.

2. Диагностика детей.

3. Определение цели и задач работы над темой.

4. Разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели.

Сентябрь

Практический

1. Работа с воспитанниками.

- Составление перспективного плана мероприятий на учебный год.

- Оформление картотеки дидактических игр по нравственному воспитанию детей 3-4 лет.

- Оформление альбома «Нравственные эталоны русских народных сказок».

- Оформление тантамаресок по русским народнымсказкам.

- Создание мини – музея в группе «Там, где живет сказка».

- Организация выставки поделок «Мои любимые сказки» (совместно с родителями).

2. Работа с родителями:

- Анкетирование «Сказка в жизни нашей семьи».

- Консультация «Скрытые возможности русских народных сказок».

- Консультация «Нравственное воспитание в семье».

- Папка – передвижка «Сказка в жизни ребенка».

- Организация фотовыставки «В мире сказок».

- Родительское собрание: семинар – практикум «Сказка глазами детей и родителей».

Сентябрь - май

Обобщающий

1. Диагностика детей на конец года.

2.         Анализ данных по итогам учебного года.

3. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

4. Обмен опытом с педагогами ДОУ «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методика работы».

Май


Список используемой литературы

  1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.
  2. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М., 2008.
  3. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
  4. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
  5. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.
  6. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г.
  7. Фесюкова Л. Б.. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – М. -
    Фолио, 1996.

Интернет – ресурсы:

  1. «Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников»:

http://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Города Москвы

 детский сад № 1279 ДО 4

Отчет по самообразованию

«Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»

Выполнил: Гаева Ольга Владимировна                                                                                                     воспитатель группы 17- Б

 

 

2020-2021 год


Актуальность:

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…”

В. А. Сухомлинский.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому очень важно уже с младшего дошкольного возраста  показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Одним из средств нравственного воспитания является сказка.

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период сказка способна пробудить все доброе, что есть в душе малыша, сформировать нравственные ценности и любовь к чтению, научить правильному общению, развить эмоциональную сферу и речь.

Так, интерес к воспитательным способностям народной сказки перерос в обширный тематический модуль по самообразованию «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».

Целью работы над темой стало создание условий для формирования нравственных качеств посредством народной сказки.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

- проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста;

- оценить целесообразность и успешность применения русской народной сказки для воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста;

- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам нравственного воспитания детей;

- поделиться опытом с коллегами по вопросу применения возможностей русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников.

Предполагаемый результат работы над темой:

Дети научатся:

  • Внимательно слушать литературное произведение.
  • Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
  • Устанавливать причинные связи в тексте.
  • Давать элементарную оценку поступкам героев сказок.
  • Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.
  • Сочувствовать и сопереживать героям произведения.
  • Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.

Список литературы:

1.        Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.

2.        Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М., 2008.

3.        Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.

4.        Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.

5.        Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.

6.        Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г.

7.        Фесюкова Л. Б.. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – М. -

Фолио, 1996.

Интернет – ресурсы:

1.        «Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников»:

http://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

В процессе работы над темой были проведены следующие мероприятия:

- Оформлен альбом «Нравственные эталоны русских народных сказок».

- Оформлены тантамарески по русским народным сказкам: «Кот, Лиса и Петух», «Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».

- В группе создан мини – музей «Там, где живет сказка».

- Организована выставка поделок «Мои любимые сказки» (совместно с родителями).

В процессе работы над темой плодотворно велась работа с родителями:

- В начале учебного года проведено анкетирование «Сказка в жизни нашей семьи», по результатам которого было выяснено отношение родителей к народным сказкам. Так, 65% опрошенных предпочитают народные сказки другим художественным произведениям.

- Проведены консультации: «Скрытые возможности русских народных сказок», «Нравственное воспитание в семье».

- Подготовлена папка – передвижка «Сказка в жизни ребенка».

- Организована фотовыставка «В мире сказок».

- Проведено родительское собрание: семинар – практикум «Сказка глазами детей и родителей».

- Произведен обмен опытом с педагогами ДОУ «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методика работы».

Результат (чего достигли):

В результате плодотворной работы в течение учебного года произошло повышение качества воспитательно-образовательного процесса по результатам показателей мониторинга в области «Социально – коммуникативное развитие» (нравственное воспитание).

Результат мониторинга по сформированности нравственных качеств на начало учебного года.

Результат мониторинга по сформированности нравственных качеств на конец учебного года.

Таким образом, у детей сформированы понятия о таких нравственных качествах личности, как: взаимовыручка, взаимопомощь, дружелюбие, чувство товарищества, верность, трудолюбие, гостеприимство.

Дети не только познакомились с проявлением данных качеств народных произведениях, но стараются применять их в своей жизни: в играх и общении друг с другом.

Перспективы на будущий год:

По результатам углубленного изучения темы по самообразованию, мы увидели важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Сказка сопровождает ребенка на всем протяжении дошкольного детства, постепенно вводя его в мир более серьезных житейских понятий.

Положительный опыт применения сказок в качестве средства воспитания и обучения предполагает возможность их использования в других областях развития детей на следующий учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»

АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

Воспитание нравственных качеств посредством игровой ситуации у детей среднего возраста.

Задачи:-Образовательная:Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова.Формировать позитивное отношение к сверстникам у детей 4-5 лет.- Развивающие:Развивать умение слушать и понимать других,...

План по самообразованию:"Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Материал по теме самообразования "Воспитание нравтвенных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок", включает в себя: цель, задачи, актуальность работы ...

Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...

Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»

laquo;Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они заб...

Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...