Самообразование « Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому очень важно уже с младшего дошкольного возраста показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Одним из средств нравственного воспитания является сказка.
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период сказка способна пробудить все доброе, что есть в душе малыша, сформировать нравственные ценности и любовь к чтению, научить правильному общению, развить эмоциональную сферу и речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_gaeva_kopiya.docx | 19.55 КБ |
otchyot_samoobrazovaniya_gaeva.docx | 42.56 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
На 2020-2021 учебный год.
Педагог: Гаева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Дошкольное отделение: «Лукоморье»
Тема: «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».
Цель: создание условий для формирования нравственных качеств посредством народной сказки.
Задачи:
Образовательные:
- Пробудить у детей интерес к русским народным сказкам.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Формировать умение сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Развивающие:
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.
- Развивать эмоционально – волевую сферу.
- Развивать речь.
- Развивать слуховое восприятие.
- Развивать воображение, внимание, мышление, память.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к чтению.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своей стране, культуре и традициям ее народа.
Прогнозирование результата:
Дети научатся:
- Внимательно слушать литературное произведение.
- Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
- Устанавливать причинные связи в тексте.
- Давать элементарную оценку поступкам героев сказок.
- Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.
- Сочувствовать и сопереживать героям произведения.
- Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.
Этапы работы над темой | Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой | Сроки выполнения |
Подготовительный | 1. Изучение методической литературы по теме:
2. Диагностика детей. 3. Определение цели и задач работы над темой. 4. Разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели. | Сентябрь |
Практический | 1. Работа с воспитанниками. - Составление перспективного плана мероприятий на учебный год. - Оформление картотеки дидактических игр по нравственному воспитанию детей 3-4 лет. - Оформление альбома «Нравственные эталоны русских народных сказок». - Оформление тантамаресок по русским народнымсказкам. - Создание мини – музея в группе «Там, где живет сказка». - Организация выставки поделок «Мои любимые сказки» (совместно с родителями). 2. Работа с родителями: - Анкетирование «Сказка в жизни нашей семьи». - Консультация «Скрытые возможности русских народных сказок». - Консультация «Нравственное воспитание в семье». - Папка – передвижка «Сказка в жизни ребенка». - Организация фотовыставки «В мире сказок». - Родительское собрание: семинар – практикум «Сказка глазами детей и родителей». | Сентябрь - май |
Обобщающий | 1. Диагностика детей на конец года. 2. Анализ данных по итогам учебного года. 3. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. 4. Обмен опытом с педагогами ДОУ «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методика работы». | Май |
Список используемой литературы
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.
- Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М., 2008.
- Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
- Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
- Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.
- Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г.
- Фесюкова Л. Б.. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – М. -
Фолио, 1996.
Интернет – ресурсы:
- «Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников»:
http://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Города Москвы
детский сад № 1279 ДО 4
Отчет по самообразованию
«Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»
Выполнил: Гаева Ольга Владимировна воспитатель группы 17- Б
2020-2021 год
Актуальность:
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…”
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому очень важно уже с младшего дошкольного возраста показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Одним из средств нравственного воспитания является сказка.
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период сказка способна пробудить все доброе, что есть в душе малыша, сформировать нравственные ценности и любовь к чтению, научить правильному общению, развить эмоциональную сферу и речь.
Так, интерес к воспитательным способностям народной сказки перерос в обширный тематический модуль по самообразованию «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».
Целью работы над темой стало создание условий для формирования нравственных качеств посредством народной сказки.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста;
- оценить целесообразность и успешность применения русской народной сказки для воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста;
- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам нравственного воспитания детей;
- поделиться опытом с коллегами по вопросу применения возможностей русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников.
Предполагаемый результат работы над темой:
Дети научатся:
- Внимательно слушать литературное произведение.
- Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
- Устанавливать причинные связи в тексте.
- Давать элементарную оценку поступкам героев сказок.
- Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.
- Сочувствовать и сопереживать героям произведения.
- Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.
Список литературы:
1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.
2. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М., 2008.
3. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
4. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
5. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.
6. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г.
7. Фесюкова Л. Б.. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – М. -
Фолио, 1996.
Интернет – ресурсы:
1. «Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников»:
http://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
В процессе работы над темой были проведены следующие мероприятия:
- Оформлен альбом «Нравственные эталоны русских народных сказок».
- Оформлены тантамарески по русским народным сказкам: «Кот, Лиса и Петух», «Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».
- В группе создан мини – музей «Там, где живет сказка».
- Организована выставка поделок «Мои любимые сказки» (совместно с родителями).
В процессе работы над темой плодотворно велась работа с родителями:
- В начале учебного года проведено анкетирование «Сказка в жизни нашей семьи», по результатам которого было выяснено отношение родителей к народным сказкам. Так, 65% опрошенных предпочитают народные сказки другим художественным произведениям.
- Проведены консультации: «Скрытые возможности русских народных сказок», «Нравственное воспитание в семье».
- Подготовлена папка – передвижка «Сказка в жизни ребенка».
- Организована фотовыставка «В мире сказок».
- Проведено родительское собрание: семинар – практикум «Сказка глазами детей и родителей».
- Произведен обмен опытом с педагогами ДОУ «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методика работы».
Результат (чего достигли):
В результате плодотворной работы в течение учебного года произошло повышение качества воспитательно-образовательного процесса по результатам показателей мониторинга в области «Социально – коммуникативное развитие» (нравственное воспитание).
Результат мониторинга по сформированности нравственных качеств на начало учебного года.
Результат мониторинга по сформированности нравственных качеств на конец учебного года.
Таким образом, у детей сформированы понятия о таких нравственных качествах личности, как: взаимовыручка, взаимопомощь, дружелюбие, чувство товарищества, верность, трудолюбие, гостеприимство.
Дети не только познакомились с проявлением данных качеств народных произведениях, но стараются применять их в своей жизни: в играх и общении друг с другом.
Перспективы на будущий год:
По результатам углубленного изучения темы по самообразованию, мы увидели важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.
Сказка сопровождает ребенка на всем протяжении дошкольного детства, постепенно вводя его в мир более серьезных житейских понятий.
Положительный опыт применения сказок в качестве средства воспитания и обучения предполагает возможность их использования в других областях развития детей на следующий учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»
АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...
Воспитание нравственных качеств посредством игровой ситуации у детей среднего возраста.
Задачи:-Образовательная:Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова.Формировать позитивное отношение к сверстникам у детей 4-5 лет.- Развивающие:Развивать умение слушать и понимать других,...
Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
отчет по самообразованию...
План по самообразованию:"Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок".
Материал по теме самообразования "Воспитание нравтвенных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок", включает в себя: цель, задачи, актуальность работы ...
Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...
Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»
laquo;Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они заб...
Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...