Воспитание с дошкольной ступени духовно-нравственного человека посредством русского-народного творчества и культуры.
статья (старшая группа)

 В статье описывается практика реализации парциальной программы «У истоков народного творчества и культуры» в дошкольном учреждении с детьми разного дошкольного возраста и достижения основных целей и задач в рамках полученных результатов мониторинговой системы. Рассматривается духовно-нравственный аспект в дошкольном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_s_doshkolnoy_stupeni_anisimova_e.a.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание с дошкольной ступени духовно-нравственного человека посредством русского-народного творчества и культуры.

Автор: воспитатель первой квалификационной категории

Анисимова Евгения Александровна

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №28 «Огонек»,

г. Бердск

Аннотация: В статье описывается практика реализации парциальной программы «У истоков народного творчества и культуры» в дошкольном учреждении с детьми разного дошкольного возраста и достижения основных целей и задач в рамках полученных результатов мониторинговой системы. Рассматривается духовно-нравственный аспект в дошкольном образовании.

Ключевые слова: духовно-нравственный компонент, дошкольный возраст, патриотическое воспитание, программа, речевое развитие, русское-народное творчество, русская культура, художественно-эстетическое направление.

К истокам русского народного творчества и  культуры на сегодняшний день все чаще и чаще обращаются педагоги, как к неисчерпаемому источнику духовно-нравственной силы. Богатство промысловой деятельности, убранства старинных изб и усадеб, вышиванки и роскошные русско-народные одеяния, сказания и присказки и многое другое, что учит в современном мире маленьких дошколят ценить русскую культуру, видеть эстетическую красоту, первозданных произведений изобразительного искусства русских художников, красоты природы России, в таком насыщенном мире новыми совершенно не понятными идеологическими изображениями.

В дошкольных учреждениях уделяют особое внимание патриотическому воспитанию, в программном обеспечении обязателен русский фольклор, русско-народные сказки, традиционные праздничные мероприятия с введением народных костюмов, атрибутов русского-народного быта (ложки, рожок, трещётки и т.д.). В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №28 «Огонек» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному развитию детей, не первый год реализуется парциальная программа для детей разных возрастов «У истоков народного творчества и культуры». Цель данной программы: создание системы для развития речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского-народного творчества и культуры. Стоит отметить, что интегративно речевое развитие гармонично переплетается с художественно-эстетическим направлением.

Русское народное творчество – это источник художественно-стилистических образов, хорошо воспринимаемых детьми дошкольного периода [1]. Шедевры русских ремесленников, особенности русских народных мотивов содержат в себе духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, душевную утонченность и творческую линию рукотворцев. Разнообразие названий, смысловых текстов, цветовых решений расширяют речевой диапазон дошкольников, улучшают звуковое произношение. Для себя мы выделяем основные задачи и патриотического воспитания: формирование чувство любви к русскому народу на основе изучения национальных, культурных традиций; развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного фольклора и художественно-изобразительного содержания.

Благодаря цифровому веку мы с дошкольниками можем посещать виртуально галереи изобразительного искусства, смотреть исторические видео народных исполнителей песен, слушать аудио сказки и т.д.

Презентации и видео мастеров ремесленников позволяют в рамках программы изучить историю народных промыслов (жостовской росписи, городецкой матрёшки, хохломы, гжель, филимоновской игрушки, Палех, Павлово-Посадских платков и т.д.) советского декоративно-прикладного искусства.

Знать историю своей страны важно, и начиная с первой ступени системы образования, каждый дошкольник осознанно должен понимать патриотический дух России, обладать духовно-нравственными качествами и видеть гармонию эстетической красоты в русско-народной культуре. Не прерывная деятельность по программе «У истоков народного творчества и культуры» с детьми дошкольного возраста начиная со среднего периода и до окончания дошкольного образования, способствовала выявлению хороших результатов развития речевых функций, а так же оптимистических результатов в воспитании патриотических чувств и духовно-нравственных качеств у подрастающего поколения. Система мониторинга была выстроена по двум направлениям: художественно-эстетическому (в комплексе духовно-нравственные критерии) и речевому развитию (в комплексе патриотическое воспитание). По результатам исследования сделаны следующие выводы: за трехлетний период обучения и воспитания у небольшой части группы средний уровень представлений о русской традиционной культуре, а это 6 детей, что составляет 30 % от общего числа диагностируемых. У большинства дошкольников проявился устойчивый интерес к традиционной культуре, сказкам, песенным напевам, культурным ценностям.

К концу года дети называют принадлежность костюма, знают многие народные промыслы, старинные сказки, пословицы и поговорки. Называют более шести народных праздников, раскрывают их суть. Низкий уровень имеют 1ребенок (5 %) по причине частых пропусков и заболеваний.

Высокий уровень у 13 ребят (65%) которые с интересом рассказывают о традиционной культуре, знают более семи народных праздников, выделяют народную посуду и утварь, имеют представления о занятиях людей в старину, различают русско-народные напевы, могут легко пересказывать русско-народные сказки, уважительно и с гордостью относятся к культуре нашей страны.

Можно с уверенностью сказать, что парциальная программа эффективна в системной деятельности по формированию художественно-эстетического развития и речевых функций у дошкольников, так как выявлена динамика в положительных итоговых результатах.

Как воспитатель и патриот своей страны рекомендую больше уделять внимания к приобщению дошкольников к народным традициям, посещать выставки изобразительного искусства русских мастеров и музеи. Стремится к приобщению детей и родителей к духовно-нравственным ценностям, воспитывая по-настоящему будущих воспитанных школьников.

Список литературы:

  1. Белько Т.В., Саушкина К. Н. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ И «РУССКИЙ СУВЕНИР» // Вестник славянских культур. 2023. №67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnye-hudozhestvennye-promysly-rossii-i-russkiy-suvenir  (дата обращения: 07.09.2024).
  2. Народное искусство России в современной культуре. М.: «Коллекция М», 2003- 256 с.
  3. Семерицкая О. В. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ // Вестник СПбГИК. 2021. №2 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnye-hudozhestvennye-promysly-rossii-kak-obekt-kulturnogo-naslediya  (дата обращения: 22.09.2024).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о культурных традициях посредством русского народного творчества.

Теоритическая значимость представлены теоретическое обоснование условия формирования о   культурных традициях посредством русского народного творчества детей старшего дошкольного возраста в ...

«ПОВЫШЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ ДС №2 «КАЛИНКА» НА ТЕМУ: «Воспитание нравственной личности. Корректировка духовно – нравственного поведения дошкольника посредством чтения и анализа произведений детской художественной литер

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер, его отношения к людям, природе, к самому себе. Но ведь характер у всех разный и порой не простой....

Проект "Ознакомление детей средней группы с русскими народными традициями, творчеством и культурой»

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственн...

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»

                      Приобщение детей дошкольного возраста к «истокам русской народной культуры», определяется следующая...