Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…”
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому очень важно уже с младшего дошкольного возраста показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_skazka.docx | 239.48 КБ |
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx | 18.56 КБ |
skazka_prezentatsiya.pptx | 781.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1279 «ЭВРИКА»
117149, Москва, Азовская улица, д.2, корп.2
Тел.: 8(499)619-39-43, e-mail: 1279@edu.mos.ru http://sch1279.mskobr.ru
ОКПО 11351978, ОГРН 1037739181402, ИНН/КПП 7727123537/772701001
Дошкольные группы ГБОУ Школа 1279 «Эврика»
По адресу: ул. Болотниковская, д.36 «Б»
Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»
в старшей группе № 17 - Б на 2020 – 2021 учебный год.
Воспитатель:
Гаева О.В.
Москва 2020г
Актуальность:
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…”
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому очень важно уже с младшего дошкольного возраста показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Одним из средств нравственного воспитания является сказка.
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период сказка способна пробудить все доброе, что есть в душе малыша, сформировать нравственные ценности и любовь к чтению, научить правильному общению, развить эмоциональную сферу и речь.
Так, интерес к воспитательным способностям народной сказки перерос в обширный тематический модуль по самообразованию «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».
Целью работы над темой стало создание условий для формирования нравственных качеств посредством народной сказки.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста;
- оценить целесообразность и успешность применения русской народной сказки для воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста;
- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам нравственного воспитания детей;
- поделиться опытом с коллегами по вопросу применения возможностей русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников.
Предполагаемый результат работы над темой:
Дети научатся:
- Внимательно слушать литературное произведение.
- Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
- Устанавливать причинные связи в тексте.
- Давать элементарную оценку поступкам героев сказок.
- Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.
- Сочувствовать и сопереживать героям произведения.
- Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.
Список литературы:
1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.
2. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М., 2008.
3. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
4. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
5. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.
6. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г.
7. Фесюкова Л. Б.. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – М. -
Фолио, 1996.
Интернет – ресурсы:
1. «Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников»:
http://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
В процессе работы над темой были проведены следующие мероприятия:
- Оформлен альбом «Нравственные эталоны русских народных сказок».
- Оформлены тантамарески по русским народным сказкам: «Кот, Лиса и Петух», «Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».
- В группе создан мини – музей «Там, где живет сказка».
- Организована выставка поделок «Мои любимые сказки» (совместно с родителями).
В процессе работы над темой плодотворно велась работа с родителями:
- В начале учебного года проведено анкетирование «Сказка в жизни нашей семьи», по результатам которого было выяснено отношение родителей к народным сказкам. Так, 65% опрошенных предпочитают народные сказки другим художественным произведениям.
- Проведены консультации: «Скрытые возможности русских народных сказок», «Нравственное воспитание в семье».
- Подготовлена папка – передвижка «Сказка в жизни ребенка».
- Организована фотовыставка «В мире сказок».
- Проведено родительское собрание: семинар – практикум «Сказка глазами детей и родителей».
- Произведен обмен опытом с педагогами ДОУ «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методика работы».
Результат (чего достигли):
В результате плодотворной работы в течение учебного года произошло повышение качества воспитательно-образовательного процесса по результатам показателей мониторинга в области «Социально – коммуникативное развитие» (нравственное воспитание).
Результат мониторинга по сформированности нравственных качеств на начало учебного года.
Результат мониторинга по сформированности нравственных качеств на конец учебного года.
Таким образом, у детей сформированы понятия о таких нравственных качествах личности, как: взаимовыручка, взаимопомощь, дружелюбие, чувство товарищества, верность, трудолюбие, гостеприимство.
Дети не только познакомились с проявлением данных качеств народных произведениях, но стараются применять их в своей жизни: в играх и общении друг с другом.
Перспективы на будущий год:
По результатам углубленного изучения темы по самообразованию, мы увидели важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.
Сказка сопровождает ребенка на всем протяжении дошкольного детства, постепенно вводя его в мир более серьезных житейских понятий.
Положительный опыт применения сказок в качестве средства воспитания и обучения предполагает возможность их использования в других областях развития детей на следующий учебный год.
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
На 2018-2019 учебный год.
Педагог: Гаева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Дошкольное отделение: «Лукоморье»
Тема: «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».
Цель: создание условий для формирования нравственных качеств посредством народной сказки.
Задачи:
Образовательные:
- Пробудить у детей интерес к русским народным сказкам.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Формировать умение сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Развивающие:
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.
- Развивать эмоционально – волевую сферу.
- Развивать речь.
- Развивать слуховое восприятие.
- Развивать воображение, внимание, мышление, память.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к чтению.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своей стране, культуре и традициям ее народа.
Прогнозирование результата:
Дети научатся:
- Внимательно слушать литературное произведение.
- Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
- Устанавливать причинные связи в тексте.
- Давать элементарную оценку поступкам героев сказок.
- Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.
- Сочувствовать и сопереживать героям произведения.
- Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.
Этапы работы над темой | Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой | Сроки выполнения |
Подготовительный | 1. Изучение методической литературы по теме:
2. Диагностика детей. 3. Определение цели и задач работы над темой. 4. Разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели. | Сентябрь |
Практический | 1. Работа с воспитанниками. - Составление перспективного плана мероприятий на учебный год. - Оформление картотеки дидактических игр по нравственному воспитанию детей 3-4 лет. - Оформление альбома «Нравственные эталоны русских народных сказок». - Оформление тантамаресок по русским народнымсказкам. - Создание мини – музея в группе «Там, где живет сказка». - Организация выставки поделок «Мои любимые сказки» (совместно с родителями). 2. Работа с родителями: - Анкетирование «Сказка в жизни нашей семьи». - Консультация «Скрытые возможности русских народных сказок». - Консультация «Нравственное воспитание в семье». - Папка – передвижка «Сказка в жизни ребенка». - Организация фотовыставки «В мире сказок». - Родительское собрание: семинар – практикум «Сказка глазами детей и родителей». | Сентябрь - май |
Обобщающий | 1. Диагностика детей на конец года. 2. Анализ данных по итогам учебного года. 3. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. 4. Обмен опытом с педагогами ДОУ «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методика работы». | Май |
Список используемой литературы
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.
- Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М., 2008.
- Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
- Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
- Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.
- Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г.
- Фесюкова Л. Б.. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – М. -
Фолио, 1996.
Интернет – ресурсы:
- «Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников»:
http://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период сказка способна пробудить все доброе, что есть в душе малыша, сформировать нравственные ценности и любовь к чтению, научить правильному общению, развить эмоциональную сферу и речь.
Цель и задачи Цель: создание условий для формирования нравственных качеств посредством народной сказки. Задачи : - проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста; - оценить целесообразность и успешность применения русской народной сказки для воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста; - способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам нравственного воспитания детей; - поделиться опытом с коллегами по вопросу применения возможностей русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников.
Предполагаемый результат Дети научатся: Внимательно слушать литературное произведение. Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом. Устанавливать причинные связи в тексте. Давать элементарную оценку поступкам героев сказок. Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге. Сочувствовать и сопереживать героям произведения. Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.
Список литературы 1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. 2. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М., 2008. 3. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. 4. Сказка как источник творчества детей. / Науч . рук. Лебедев Ю.А. - Владос , 2001. 5. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии . 6. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г. 7. Фесюкова Л. Б.. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – М. - Фолио, 1996.
Реализация плана работы - Оформлен альбом «Нравственные эталоны русских народных сказок». - Оформлены тантамарески по русским народным сказкам: «Кот, Лиса и Петух», «Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». - В группе создан мини – музей «Там, где живет сказка». - Организована выставка поделок «Мои любимые сказки» (совместно с родителями).
Работа с родителями анкетирование «Сказка в жизни нашей семьи»; консультации: «Скрытые возможности русских народных сказок», «Нравственное воспитание в семье»; папка – передвижка «Сказка в жизни ребенка»; фотовыставка «В мире сказок»; родительское собрание: семинар – практикум «Сказка глазами детей и родителей».
Работа с педагогами Семинар – практикум «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методика работы».
Результат мониторинга Начало учебного года
Результат мониторинга Конец учебного года
Перспективы на будущий год Положительный опыт применения сказок в качестве средства воспитания и обучения предполагает возможность их использования в других областях развития детей на следующий учебный год.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план для подготовительной группы: "Формирование нравственных качеств посредством русских народных сказок"
Формирование нравственых качеств у детей подготовитеьной к школе группы...
Формирование нравственных качеств посредством русских народных сказок
Образовательный проект по теме самообразования...
План работы по самообразованию воспитателя на тему:«Развитие речевой активности и обеспечение эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм и театральной деятельности .»
Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так к...
План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....
План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Подготовила воспитатель Марфи...
Самообразование « Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...
Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...