Работа с семьей по организация приема детей в детское учреждение
консультация (младшая группа)

Ахтамуллина Гульсум Махасимовна

Семья и детское учреждение - это две сферы жизни ребёнка. Не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и необходимые педагогические знания.

Поэтому сегодня каждый педагог должен задать себе вопрос: насколько полно я информирован о семье, из которой к нам приходит ребёнок? Без ответа на эти вопросы не может быть эффективной воспитательной работы! Только там успешно идёт формирование личности малыша, где за основу берётся определённый фундамент знаний, умений, заложенный в нём до поступления в детское учреждение. И только знание этого фундамента позволит педагогу выявить творческий потенциал и возможности ребёнка, раскрыть личность, используя индивидуальный подход на основе личностно - ориентированного взаимодействия!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gulsum_mahasimovna.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25

г. Туймазы муниципального района                        

  Туймазинский район Республики Башкортостан

Консультация для педагогических работников

«Оздоровительно-досуговая деятельность детей».

                   Выполнил: воспитатель

                                        Ахтамуллина Гульсум Махасимовна

                                   

г. Туймазы 2024.

Семья и детское учреждение - это две сферы жизни ребёнка. Не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и необходимые педагогические знания.

Поэтому сегодня каждый педагог должен задать себе вопрос: насколько полно я информирован о семье, из которой к нам приходит ребёнок? Без ответа на эти вопросы не может быть эффективной воспитательной работы! Только там успешно идёт формирование личности малыша, где за основу берётся определённый фундамент знаний, умений, заложенный в нём до поступления в детское учреждение. И только знание этого фундамента позволит педагогу выявить творческий потенциал и возможности ребёнка, раскрыть личность, используя индивидуальный подход на основе личностно - ориентированного взаимодействия!

Какими же сведениями должен располагать педагог на начало работы с ребёнком?

-Знание физического состояния малыша, на основе медицинской карты, анкеты и беседы с родителями, медиками.

-Знание показателей своевременного психического развития (речь, реакции, движения, в сравнении с научно обоснованными данными Аксариной, Щеловановой.

-Знание эмоциональной сферы ребёнка (из беседы с родителями на основе специального вопросника).

Стадии работы с родителями вновь поступающих детей.

1. Поиск контактов с родителями через беседы, индивидуальные встречи. Здесь необходим педагогический такт, искреннее уважение, деликатность, сдержанность и, конечно же, компетентность в том вопросе, который затронут в беседе с родителями.

2. В беседах обязательно нужно делать акцент на неповторимость их ребёнка, на то, какими положительными качествами он обладает, а какие ещё необходимо развить.

3. Установление общих разумных требований к воспитателю ребёнка. Воспитатель должен уметь убедить родителей в полезности и необходимости того или иного методического приёма или способа воздействия! При этом обязательно выслушать мнения самих родителей, их предложения и просьбы.

4. Всю работу строить на индивидуальном подходе к ребёнку.

5. Дифференцировать формы работы с каждой семьёй отдельно

Но работа с родителями даже в период адаптации не должна ограничиваться только сбором сведений о семье и о ребёнке. Она включает в себя самые разнообразные формы работы:

- индивидуальные и групповые консультации;

- разработка памяток, рекомендаций;

- общие родительские собрания;

- заседания клубов, школ матерей;

- анкетирование;

- практикумы;

- телефон доверия;

- стенды, папки - передвижки, фотовыставки, ширмы и т. д.

Использование этих форм в работе с родителями поможет лучше узнать и понять родителей, а также найти в их лице надёжного и верного союзника и единомышленника. И, как следствие этого, будет способствовать гармоничному воспитанию и развитию ребёнка.

Поступление в детский сад – это переломный момент не только для ребенка, но и для родителей. Многие родители часто опасаются, что их ребёнок будет страдать в следствие резкого перехода из домашней неорганизованной среды в среду детского сада, где необходимо соблюдать режим, где ему не смогут уделять столько внимания, как дома.

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Сведения о ребенке мы получаем в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений можно получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками. Кроме того, в ходе бесед важно установить контакт с родителями, помочь снять тревогу за малыша, информировать о протекании адаптационного периода, ориентировать на активное взаимодействие.

Важно использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать, использовать игровые методы взаимодействия с ребенком, создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

 Целесообразно рекомендовать родителям впервые дни приводить ребенка только на прогулку – так ему легче познакомиться с воспитателями и другими детьми. Задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.

Ежедневно во время адаптационного периода, необходимо несколько минут посвящать индивидуальной беседе с каждым родителем. Обладая информацией, как ребенок провел день, родители будут более спокойны, а значит их в уверенность в том, что они сделали верный шаг, приведя, ребенка в детский сад будет расти.

При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:

- целенаправленность, систематичность, плановость;

- дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом специфики каждой семьи;

- возрастной характер взаимодействия с родителями;

- доброжелательность, открытость;

- общение на основе диалога;

- отказ от критики и оценки партнера по общению.

В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей: 
        1.Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОО, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Со стороны педагога-психолога будет целесообразно встретиться индивидуально  с каждым родителем и ребенком. Целью этой встречи будет прогнозирование процесса адаптации по индивидуальным особенностям ребенка (контактность, сформированность культурно-гигиенических навыков и т.п) а также заполнение родителями анкет и предоставление им рекомендаций.  
За день до прихода ребенка в детский сад педагог-психолог передает воспитателям информацию, которая была получена из беседы с родителями. Это помогает выстроить работу с прибывшими детьми с учетом их личностных особенностей, привычек. Педагогу-психологу необходимо донести до педагогов важную мысль: воспитатель, как никто другой, может снять все тревоги и опасения мамы по поводу детского сада, а значит улучшить адаптацию ее малыша.

Рекомендации: 
        1. Когда мама придет в группу, необходимо выйти к ней навстречу, познакомиться, назвать свое имя, отчество. Пригласить маму осмотреть группу, показать шкафчики, куда дети вешают одежду. Пусть мама почувствует, что в группе порядок, воспитатели следят за вещами детей. Затем пригласить маму в игровую комнату, обратить ее внимание на игрушки, пособия, книги. Рассказать, что будут с детьми играть, рисовать, лепить, петь и танцевать, читать им и рассказывать сказки. Показать маме спальню. Если у мамы будет пожелание, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполнить ее просьбу. Показать туалетную комнату, обратить внимание, что у каждого ребенка есть свое полотенце и расческа.

2.Выяснить, как называют ребенка дома, чем он больше всего любит заниматься, что любит кушать, а что нет, как засыпает и т. д. Самое главное – воспитатель должен дать маме почувствовать, что будет подходить к ребенку индивидуально и готов принимать во внимание особенности его характера. И тогда мама после такого знакомства с воспитателем с удовольствием со спокойной душой приведет своего ребенка в садик, а малыш не будет плакать.

3. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается. 
        4.Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 3-его года жизни педагогами заполняются адаптационные листы. По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.
       5. Организация диагностической работы
. Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологом организует диагностическую работу. Диагностика детей проводится предварительно согласовав с родителями.

6.Так же до прихода ребенка в группу проводится анкетирование родителей. На основе ответов на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОО. 

По полученным результатам определяют прогноз адаптации составляют индивидуальный образовательный маршрут. 

Можно использовать следующие формы работы детского сада с семьей: родительские собрания, анкетирование, наблюдение, посещение на дому, выставки, наглядные формы педагогической пропаганды (позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя, диагностика типового семейного состояния, присутствие родителей во время адаптационного периода в группе, укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь», совместные развивающие игры.

7. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.

8. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.

Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.

9. При необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада

10. В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

Лучшее лекарство от стресса – смех.

Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

11. Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Воспитатели с родителями должны вместе придерживаться единого подхода в организации распорядка дня, питания малыша, проведении гигиенических процедур, вместе разделять заботу об эмоциональном благополучии ребёнка и его успешном развитии.

12. Очень важным является проведение утренников в ясельных группах с участием родителей. В процессе совместного мероприятия устанавливаются более тесные отношения между родителями и воспитателями, развивается понимание взрослым действий ребенка, его эмоционального состояния, приобретается опыт совместных переживаний.

Ведь важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. И такие контакты помогают установить семейные праздники. Применяемая форма работы позволяет создать теплую дружественную обстановку. Родители вместе с детьми могут петь, танцевать, играть в подвижные игры, рисовать. Такие праздники вносят приятное оживление, создают атмосферу задушевности, заряжают всех хорошим настроением, а также существенно облегчает процесс адаптации детей и родителей к детскому саду.

Так же можно организовывать «круглые столы» с новенькими, привлекая родителей старших воспитанников для обмена опытом.

Можно подарить памятки «Рекомендации родителям или как ходить в детский сад без нервотрёпки» «Детский сад глазами родителей».

Интересной формой взаимодействия является «Портфолио ребёнка». На первом этапе оформления родители вместе с детьми могут обсудить, как оно может выглядеть, какие фотографии поместят туда и что напишут на страничке «Давайте познакомимся» (интересные факты из жизни ребёнка, его привычки и т. д.)

Таким образом, необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация оздоровительной работы в ДОУ» «Профилактика плоскостопия у детей в дошкольных учреждениях посредством игровых приемов»

Результатом  плоскостопия является формирование «молоткообразных» пальцев стоп – они сгибаются, перестают помещаться по высоте в обувь и натираются по тыльной поверхности. Возникает это незаметно...

Оптимизация форм организации работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности

Оптимизация форм организации  работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности...

Памятка для воспитателей "Организация утреннего приема детей в детском саду"

Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приёма детей имеет большое значение в режиме дня. Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые и дет...

«Современные подходы к организации работы с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательного учреждения»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармонично...

Социальная работа с семьями социального риска в условиях дошкольного образовательного учреждения

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в процессе социализации практически невозможно....