Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ
консультация (младшая группа)
В данной статье рассматривается проблема адаптации детей раннева возраста к условиям образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pedagogicheskie_usloviya_adaptatsii_detey_rannego_vozrasta_k_dou.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Введение
Проблема адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении актуальна в современной педагогике. При поступлении в группу кратковременного пребывания ребенок испытывает колоссальную нагрузку на все системы своего организма. Данная тема важна для педагогов и воспитателей, в качестве совершенствования своих педагогических практик, в целях успешной адаптации воспитанников. Так и для родителей, которые впервые сталкиваются с адаптационным периодом у ребенка, не обладая знаниями и приемами, помогающими преодолеть ребенку сложный период.
В педагогической науке изучением проблемы адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении занимались отечественные ученые, педагоги и психологи: Н.М. Аксарина, Л.В. Белкина, Л.Н. Галигузова, В.Н. Гурова, Т.А. Доронова, Н.В. Кирюхина, В.П. Костина, С.В. Крюкова, Е.И. Морозова, И.Н., Серова, Н.П. Слободняк, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др. Васильева Н.Н. [10]
Что такое адаптация?
Понятие адаптации является одним из ключевых понятий, относящихся к научному исследованию человеческого организма. В процессе эволюции в человеческом организме выработались механизмы, позволяющие обеспечивать его существование в изменяющихся условиях окружающей среды. За счет адаптации в организме человека оптимально функционируют все его системы, а также происходит баланс в системе «человек – окружающая среда».
Французский физиолог К.Бернар одним из первых заметил, что любой живой организм существует по причине того, что умеет сохранять благоприятные параметры своей внутренней среды для выживания. Возможность постоянно сохранять внутренние благоприятные параметры организма, по мнению Бернара, появилась благодаря тому, что все системы живого организма находятся в равновесном состоянии.
Как считал физиолог, организм существует, пока его системы сохраняют баланс.
Идею К.Бернара развил другой физиолог, американский ученый У.Кэннон. Он назвал гипотезу коллеги свойством гомеостаза. Кэннон считал, когда организм получает сведения об опасности, которая угрожает работе систем, тогда организм включает некие устройства, позволяющие работать ему до тех пор, пока он не вернется в равновесие. Если равновесия достичь не удается, тогда организм заболевает.
При этом жизнеспособность организма поддерживается не только обеспечением внутреннего равновесия систем, но и за счет внешних источников воздействия на организм.
Именно поэтому живые организмы одновременно со стремлением к достижению внутреннего баланса, должны адаптироваться и к условиям внешней среды, где он находится. Это явление называется адаптация. Детская практическая психология: инновационные подходы к организации адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Учебное пособие. Издательство Томского государственного педагогического университета. г. Томск 2008г.
В современных научных источниках большое количество определений понятия адаптация. [2]
Отличительной особенностью человека от животных является тот факт, что он соприкасается не только с физической, но и с социальной средой. Социальная среда имеет огромное значение, так как благодаря ей приобретаются человеческие качества. В связи с этим мы рассматриваем адаптацию человека на физиологическом, психическом и социальном уровнях. [5]
На физиологическом уровне адаптация представляет собой изменение активного функционирования систем организма: дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и других, которое нацелено на приспособление к новым факторам окружающей внешней среды. [7]
Под психической адаптацией понимается психическое явление, при котором происходит перестройка условно-рефлекторных реакций личности под новые требования окружающей среды.
Социальный уровень адаптации – это постоянный процесс приспособления индивида к требованиям социальной среды как таковой. Также и результат этого процесса будет являться уровнем социальной адаптации. [6]
В широком педагогическом смысле, адаптация – это понятие, характеризующее интегративное явление активного включения воспитанника образовательной среды в педагогическое взаимодействие, которое благодаря деятельности педагога, обуславливает эффективность обучения и воспитания. [12]
Возрастные особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению имеет ряд специфических особенностей. Возрастные особенности детей в раннем возрасте характеризуются тем, что их поведение является неустойчивым и ситуативным. По этой причине ребенок в раннем детстве чрезвычайно впечатлителен, восприимчив к окружающему миру.[11] У большинства детей еще не развита речь, не сформированы нормы поведения в социуме.
Ж.Ж. Руссо утверждал, что именно родители выступают в роли первых воспитателей для детей, и только они сильнее всего воздействуют на детей. Течение адаптационного периода зависит от подготовки ребенка к дошкольному образовательному учреждению дома семьей. От этого зависит и дальнейшее психическое развитие ребенка.
По мнению Г.В. Пантюхиной, можно выделить два фактора, которые влияют на адаптацию детей в новых жизненных обстоятельствах. Первым из них являются семья и целенаправленные действия родителей на успешную адаптацию ребенка, а также облегчение протекающей адаптации. Вторым фактором являются специально созданные условия в образовательной организации и специальная работа педагогов, направленная на благополучную адаптацию воспитанников.[1]
Период адаптации является психотравмирующей ситуацией для ребенка раннего возраста. Так как системы детского организма сформированы не в полном объеме, адаптация – это огромный стресс для детского организма.[3]
В настоящее время в педагогической психологии выделяются три вида адаптации ребенка к дошкольному образоватесльному учреждению: легкая адаптация, адаптация средней тяжести и тяжелая адаптация. При легкой степени у ребенка наблюдаются незначительные изменения пищевых привычек, может пропадать желание в общении со взрослыми и сверстниками. Внутренние системы организма могут давать небольшой сбой в виде простуды, которая длится до 7 дней. Период легкой адаптации протекает о 10 дней до 3-х недель.
При адаптации средней тяжести симптомы могут ухудшаться и быть более длительными по времени – до 2 месяцев. У детей раннего возраста, переживающих среднюю тяжесть адаптации, могут возникнуть речевые изменения: речь может исчезнуть на время адаптации, затем появиться вновь. Физические изменения характеризуются снижением веса на фоне потери аппетита и стресса. Серьезных отклонений не наблюдается.
Тяжелая адаптация детей раннего возраста заключается в стойких изменениях организма. К ним относятся изменения поведения, частые истерики, неврозы, плохой сон, изменение режима дня, снижение веса, замедление или задержка психического развития. Длительность периода может достигать 4 месяцев. Как правило, при тяжелом течении адаптации ребенку необходима специализированная помощь. [2]
Степень протекания адаптации зависит от исходных данных состояния здоровья и психического развития ребенка. Если ребенок раннего возраста развивается гармонично в соответствии с возрастными нормами, его физиологические и психические функции сохранны, адаптация проходит в легкой форме. Также важна социальная ситуация развития ребенка. Трудности в адаптации возникают и по причине эмоционального напряжения в связи с незрелостью психики ребенка. [3]
Педагогические условия для успешной адаптации детей раннего возраста
С целью успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, педагоги используют различные методики, помогающие организовать педагогические условия, внутри которых ребенок проходит адаптацию без тяжелых последствий.
Рассмотрим несколько отобранных в результате аналитической работы педагогических технологий.
Модульная технология интеграционного взаимодействия О.Н.Усановой.
Суть технологии заключается в том, что педагоги и воспитатели образовательных учреждений реализуют две социальные роли: педагог и социальный педагог, психолог и социальный психолог, медик и социальный педагог.
Исходя из этого, узкопрофильный специалист может решать расширенный круг задач, например, контактировать не только с воспитанником, но и родителями, работать сообща с другими педагогами и работниками учреждения для создания и поддержки комфортных условий в целях успешной социализации воспитанника.
Социальное взаимодействие будет эффективно выполнять задачи по адаптации детей раннего возраста при соблюдении условий:
- в случае интеграции воспитательных и личностных ресурсов узкопрофильного специалиста в процессе управляемого педагогического взаимодействия;
- при координации целенаправленных действий специалистов по созданию благоприятных условий адаптации и социализации детей раннего возраста на основе индивидуального подхода к воспитаннику;
- при необходимости в повышении кадрового потенциала специалистов.
Модульный подход в данной технологии помогает разрешить противоречие между узкопрофильностью специалиста и необходимостью интеграции и координации его деятельности.
Практическая ценность технологии обуславливается тем, что в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с различной социальной ситуацией развития, а модульный подход специалистов позволяет создать единые требования к воспитаннику.
Таким образом, модульная система предполагает специальные формы педагогического сопровождения: организация и проведение психолого-педагогических консилиумов на регулярной основе, с привлечением социальных педагогов и родителей воспитанников, инновационное развитие учебного заведения, проведение педагогического мониторинга.
С помощью педагогического мониторинга решаются задачи по организации совместной деятельности специалистов, которые проводят тестовые срезы, консультации по интерпретации полученных данных, проводят педагогические консилиумы и советы.
Исходя из вышесказанного, модульная система позволяет воплотить на практике педагогический принцип «единство требований к воспитаннику» в единой развивающей педагогической среде.
Непосредственная игровая деятельность с детьми является наиболее эффективным методом профилактики тяжелой адаптации воспитанников. Рассмотрим метод игровой терапии, "Сказка" разработанный Н.И. Гуткиной, внутри модульной технологии «единства требований к воспитаннику», проводимой как в индивидуальной, так и в групповой форме. [9]
Наблюдения за детьми раннего возраста показали, что адаптация протекает лучше и легче, когда рядом с ребенком присутствует знакомый предмет. В роли такого предмета выступает любимая игрушка, которую ребенок принес с собой из дома. Перед родителями стоит задача предварительной установочной беседы с ребенком. Пример беседы.
Родитель: «Малыш, ты уже достаточно вырос, чтобы пойти в детский садик. Твоя игрушка (медвежонок, собачка) повзрослела вместе с тобой, она тоже будет ходить в детский сад. Хорошо?»
Психолог образовательного учреждения заранее подготавливает «Сказки о любимой игрушке», которые родителям необходимо рассказывать детям каждый день по пути в детский сад. Это задание нужно выполнять месяц.
Воспитатель в свою очередь проводит беседы с детьми об их игрушках в садике, а родители во второй половине дня задают такие вопросы детям: «Как дела у твоей игрушки? Нравится ей в детском садике? Ей грустно или весело? Что она делала сегодня?» [4]
Данный метод был использован на практике в группе кратковременного пребывания и показал свои положительные результаты. В группе метод был применен к воспитанникам, которые испытывали трудности адаптации в первый месяц посещения дошкольного образовательного учреждения. 4 из 17 ребят по окончанию второго месяца пребывания в группе перестали плакать по утрам при разлуке с мамой, а также пребывали в позитивном настрое, активнее социализировались.
В результате беседы с родителями было выявленное общее снижение уровня тревоги детей, испытывающих трудности в адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
Заключение
Адаптация – это естественный процесс приспособления живого организма к новым внешним условиям. Абсолютно любой живой организм, помещенный в иные условия пребывания, будет переживать процесс адаптации. В период адаптации все системы организма находятся в напряжении, так как весь организм перестраивается под новую среду обитания.
Адаптация детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения сложный процесс, требующий внимания и совместной работы педагога и родителей.
Периоды ослабления здоровья, потеря аппетита, общения и интереса к привычным предметам, являются нормой при адаптации к дошкольному образовательному учреждению. В той или иной степени адаптацию проходит каждый ребенок, попадающий в новую среду. Этот процесс помогает организму ребенка приспособиться и действовать в новых условиях.
Взаимодействие с незнакомым детским коллективом в новых условиях может протекать в разных степенях тяжести. Факторы, от которых зависит течение адаптации у конкретного ребенка, индивидуальны: психическое и физиологическое состояние ребенка, социальная ситуация развития, действия семьи, возрастные особенности раннего возраста, которому свойственна эмоциональная неустойчивость.
Тяжелые случаи адаптации могут привести к задержке психического и физического развития ребенка раннего возраста, поэтому важно помочь ребенку этот этап.
Слаженность действий педагогического коллектива и родителей, модульный подход и применение эффективных технологий позволяют ребенку успешно пройти период адаптации. [8]
Присутствие детей в группе кратковременного пребывания помогает ребенку плавно адаптироваться к дошкольному образовательному учреждению, научиться контактировать с социумом, понять и принять правила поведения для дальнейшего пребывания в полноценных группах полного дня.
Список использованной литературы
- Васильева Н.Н. Психологические особенности и условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-i-usloviya-adaptatsii-detey-rannego-vozrasta-k-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii
- ВКР «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации».Министерство просвещения РФ. ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии детства. Кафедра педагогики и психологии детства. Автор: Окулик Е.Ю. г. Екатеринбург, 2022г.
- Волобуева Н.А., Климова Т.В., Ширшова В.М. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения // Вестник НГПУ. 2012. №5. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-k-usloviyam-doshkolnogo-uchrezhdeniya
- Девятко Наталья Николаевна «Психологическое сопровождение детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ», Альманах педагога. г. Красноярск, 2006 г.
- Детская практическая психология: инновационные подходы к организации адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Учебное пособие. Издательство Томского государственного педагогического университета. г. Томск, 2008г.
- Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
- Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 34-37.
- Михайленко Ольга Ивановна, Ибрагимова Хава Арбиевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К НОВОМУ ДЕТСКОМУ КОЛЛЕКТИВУ // StudNet. 2020. №12. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-adaptatsii-rebenka-k-novomu-detskomu-kollektivu
- Прокопенко Н.Н. «Особенности адаптации детей раннего возраста в детском саду», Center of Scientific Cooperation "Interactive plus", с. Стрелецкое, Белгородская область, 2016 г.
- Психологические особенности и условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-i-usloviya-adaptatsii-detey-rannego-vozrasta-k-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii
- Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с. — (Учебник для вузов). ISBN 5-691-00893-5...." [Источник: https://psychlib.ru/mgppu/sdp/SDP-001-.HTM#$p8
- Ульянова Ирина Валентиновна Педагогическая адаптация обучающихся к образовательному процессу в контексте воспитательной системы формирования гуманистических смысложизненных ориентаций личности // Символ науки. 2016. №5-2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-adaptatsiya-obuchayuschihsya-k-obrazovatelnomu-protsessu-v-kontekste-vospitatelnoy-sistemy-formirovaniya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".
Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" раскрывает условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста. Эта тема актуальна в теории и практике дошкольного об...
Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ
В презентации представлен материал, посвященный проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важн...
Презентация "Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду"
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду....
Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях адаптации детей раннего возраста (на примере темы "Дружба")
Тема проекта:формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;вовлечение родителей в образовательную деят...
Педагогический проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Педагогический проект«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»...
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОО
В дошкольном возрасте проблема сохранения психологического здоровья является наиболее актуальной при вхождении ребенка в образовательную среду при поступлении его в дошкольное учреждение, т.е. в...