Главные вкладки
Краткосрочный педагогический проект по гражданско – правовому воспитанию «Я имею право!» для дошкольников старшей разновозрастной группы (5 - 6 лет)
проект (старшая, подготовительная группа)
Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная, законопослушная личность, обладающая правовыми знаниями.Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Принято на педагогическом совете Протокол №___________________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ №3 С.В. Дорошенко ____________ Приказ № _____________ |
Краткосрочный педагогический проект по гражданско – правовому воспитанию
«Я имею право!»
для дошкольников старшей разновозрастной группы (5 - 6 лет)
Составитель проекта –
Воспитатель Высшей квалификационной категории
Колиниченко Е.Н.
г. Пролетарск
2024 уч. год
Актуальность
Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.
Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная, законопослушная личность, обладающая правовыми знаниями.
Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.
Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С.А. Козлова).
Актуальность программы подтверждается следующими её характеристиками:
- программа отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания;
- программа носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук;
- программа отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ планетарного сознания и нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям).
- программа формирует установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Технологическая карта Проекта
1 | Наименование Проекта | Краткосрочный педагогический проект по гражданско – правовому воспитанию «Я имею право!» |
2 | Вид Проекта | Краткосрочный, групповой |
3 | Тип проекта | Информационный практико-ориентированный |
4 | Участники проекта | Дети старшего возраста, воспитатели группы, родители, педагоги ДОУ |
5 | Срок реализации Проекта | январь - март 2024 |
6 | Основания для разработки проекта | ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» |
7 | Цель Проекта | Повышение уровня правовой культуры дошкольников, формирование правового самосознания, активной жизненной позиции, формирование законопослушного поведения граждан |
8 | Задачи | - создание условий для формирования у детей правовой компетентности; - ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения; - формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведения и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения; - воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков; - содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; - воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека; - создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс; - повышение уровня социально-правовой защищенности детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье; - формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения; - оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности; - повышение правовой грамотности педагогов ДОО. |
8 | Ожидаемые результаты | Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях и в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессивности у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров. Реализация программных целей и задач позволит: создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности родителей, вовлечь их в правовоспитательную среду и правового воспитания детей. |
Этапы реализации Проекта | ||
1 | I этап: проектный II этап: практический III этап: аналитический | Цель: подготовка условий создания системы правового воспитания. Задачи: • Изучить нормативную базу, подзаконные акты. • Разработать, обсудить и утвердить план работы по правовому воспитанию. • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. Цель: реализация программы по правовому воспитанию. Задачи: • Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. • Обогащать содержание правового воспитания. • Разработать методические рекомендации по правовому воспитанию. • Вовлекать в систему правового воспитания родителей (законных представителей) воспитанников и представителей всех субъектов образовательной деятельности. • Проводить мониторинг реализации программы.
Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: • Обобщить результаты работы ДОО. • Провести коррекцию затруднений в реализации проекта. • Спланировать работу на следующий период. |
План реализации программы правового воспитания старших дошкольников
№ п/п | Содержание работы | Срок исполнения |
I. Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическое обеспечение реализации программы | ||
1. | Проведение диагностических исследований в ДОО | Январь |
2. | Создание программы в ДОО по организации работы по данному направлению с воспитанниками, родителями и педагогами, планирование работы | |
3. | Оформление и использование уголка правовых знаний, размещение информации на официальном сайте ОО | |
4. | Создание банка данных видео, аудио, CD-материалов по данному направлению работы | |
5. | Подготовка аннотированного списка литературы по заданной тематике | |
6. | Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов. | |
II. Повышение правовой грамотности педагогических кадров | ||
1. | Организация консультационного клуба для педагогов ДОО. Проведение тренингов, деловых игр и консультаций по правоохранной теме. | Ежемесячно в течение всего периода |
III. Повышение правовой грамотности родителей | ||
1. | Организация и создание информационных стендов, листовок по правам ребенка. | Ежемесячно в течение всего периода |
2. | Организация заседаний родительского клуба «Правовед» | Ежемесячно в течение всего периода |
IV. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения дошкольников. | ||
1. | Организация и проведение бесед со старшими дошкольниками | февраль |
2. | Организация семейных праздников, тематических недель, выставок рисунков и стенгазет | |
3. | Проведение викторин среди воспитанников 6-7 лет с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения | |
4 | Подготовка и проведение сюжетно – ролевой игры «Выборы президента Грибной опушки» • Театрализованная ролевая игра «Выборы президента леса» | |
6. | Проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения дошкольников | |
7. | Организация тематических показов мультфильмов для старших дошкольников по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения детей | |
8. | Оказание консультационной помощи родителям воспитанников по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся. | По мере необходимости |
V. Социально-педагогическое сопровождение семей | ||
1. | Составление банка данных о семьях вновь поступивших воспитанников | В течение года |
2. | Обновление комплексного социально-педагогического паспорта ДОО, групп | В течение года |
3. | Уточнение банка данных дошкольников группы «риска», СОП, «неблагополучных семей» | В течение года |
4. | Организация пропаганды правовых знаний среди родителей на тему: «Ребенок и закон» | В течение года |
5. | Выявление малообеспеченных, многодетных, неполных семей. Организация защиты интересов и прав данной категории семей | В течение года |
6. | Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек у детей | В течение года |
7. | Работа с социально-неустойчивыми семьями | В течение года |
8. | Работа с семьями с детьми под опекой | В течение года |
9. | Организация и проведение семинара для родителей «Профилактика социально-значимых заболеваний» | 1 раз в год |
VI. Совместная работа субъектов профилактики | ||
1. | Совместная работа ДОО и органов правопорядка (ПДН, Отдел опеки и попечительства Администрации Пролетарского района) по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и детей, чьи права нарушаются родителями (законными представителями) | В течение года |
2. | Родительские собрания с привлечением инспектора ПДН, органов опеки и попечительства, врача-нарколога и других специалистов | 2 раз в год |
Приложение 1
Мониторинг реализации программы правового воспитания старших дошкольников
№ п/п | Фамилия, Имя ребенка | Группа № | Опрос «Права детей» | Беседа «Как поступить» | |||||||||||
Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права? | Как ты думаешь, что такое право? | Какие права есть у тебя и других детей? | Какие права ты считаешь самыми важными? | Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту? | Кто защищает права детей? | Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей? | Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему? | Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему? | Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему? | Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему? | Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему? | Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему? | |||
1. | |||||||||||||||
2. |
Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры, 3-4 вопроса – о среднем уровне, если ребенок ответил менее, чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.
Приложение №3
Календарно – тематическое планирование работы с воспитанниками
Месяц | Предполагаемый результат | Темы занятий | Лексика | Кол-во занятий |
Сентябрь | Умеет проявлять заботу о пожилых людях, малышах | Помоги, кому трудно | Забота, обязанности, сочувствие, переживание, правила поведения, оказание помощи, младенец, пожилой человек | 1 |
Имеют представление о том, что шестилетние дети – самые старшие в детском саду; об изменении с возрастом социального статуса людей и о документах, подтверждающих этот статус | Личные документы | Права, обязанность, возраст, требование, поведение, документ, свидетельство о рождении, паспорт | 1 | |
Октябрь | Имеют представление о бесконфликтном поведении и общении | Как дружить без ссоры | Добро, зло, обида, обман, ссора, наказание, переживание, расстраиваться | 1 |
Имеют представление о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещение), проявление заботы, любви, уважения друг к другу; дети знают о почтовых отправлениях и о средствах связи, о праве на тайну переписки и почтовых отправлений | Если пришло письмо | Знак, сигнал, посещение, телефон, мобильный телефон, почта, адрес, отправитель, получатель, посылка, телеграмма, открытка, письмо, тайна переписки, переписка | 1 |
План работы по повышению правовой компетенции родителей
МБДОУ№3
№ | Тема | Содержание | Форма проведения | Сроки проведения |
1. | «Нормативно-правовые материалы» | Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка (любое издание). Конституция РФ. Семейный кодекс РФ. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации». | Наглядная информация в родительских уголках, на сайте ДОО, беседы при личных и групповых встречах с родителями (законными представителями) | Сентябрь |
2. | «Обязанности и Ответственность» | Административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность | Круглый стол | Октябрь |
3. | «Неблагоприятные факторы семейного воспитания | Специфические особенности семейного воспитания | Лекция | Ноябрь |
4. | «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»» | Общение – это главное условие для развития в жизни человека | Круглый стол | Декабрь |
5. | «Имею право на права» | Основные права и свободы, изложенные в Конвенции о правах ребенка и применение их в жизни. | Дискуссионная площадка | Февраль |
6. | «Интернет и преступность» | Преступления в сфере компьютерной информации | Дискуссионная площадка | Март |
7. | «Типы конфликтов и способы их преодоления» | Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное сосуществование. Скрытый конфликт. Конфликт опеки. | Круглый стол | Апрель |
8. | «Преступление и наказание» | Обязанности граждан РФ. Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей. Насилие в семье. Преступные посягательства против детей. Ответственность. | Организационно-правовая игра | Май |
Критерии эффективности реализации Проекта
- положительное изменение детей к себе и окружающим,
- снижение уровня агрессии у детей,
- сформированность у детей собственного уважительного и терпимого отношения к людям,
- изменение у детей подходов к разрешению конфликтов и споров,
- повышение грамотности родителей (законных представителей) в области правового воспитания.
Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать себя и свои права, он научится уважать дру...

Краткосрочный проект детско - родительских отношений в ДОУ "Имею право на права"
Данный проект содержит практический материал по реализации проекта детско - родительских отношений в ДОУ. Проект охватывает работу с детьми, педагогами и родителями....

Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей: буклеты для родителей "Русские былинные богатыри"
Содержание буклетов поможет родителям познакомить детей с русскими былинными богатырями: Микула Селяновичем, Святогором, Ильей Мурамцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Былинные богатыри - это н...
Конспект ООД по гражданско-правовому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Право на имя"
З детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами....

Проект по гражданско-правовому воспитанию детей средних групп "Журавлики" и "Аистёнок"
quot;Великая Победа: наследие и наследники" посвященный 75-летию Победы ВОВ...

Конспект занятия по правовому воспитанию «Я имею право»
Конспект занятия по правовому воспитанию«Я имею право»Цели:-Способствовать формированию знаний учащихся о своих правах.-Создать условия для развития нравственных качеств, осознанного...
Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию. Тема: «О правах- играя! Право на имя!»
Цель: продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами....