Краткосрочный педагогический проект по гражданско – правовому воспитанию «Я имею право!» для дошкольников старшей разновозрастной группы (5 - 6 лет)
проект (старшая, подготовительная группа)

КОЛИНИЧЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная, законопослушная личность, обладающая правовыми знаниями.Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Принято на педагогическом совете

Протокол №___________________

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ №3

С.В. Дорошенко ____________

                             Приказ №   _____________

Краткосрочный педагогический проект по гражданско – правовому воспитанию

«Я имею право!»

для дошкольников  старшей разновозрастной  группы (5 - 6 лет)

Составитель проекта –

Воспитатель Высшей квалификационной категории

Колиниченко Е.Н.

г. Пролетарск
2024 уч. год

Актуальность

Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная, законопослушная личность, обладающая правовыми знаниями.

Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С.А. Козлова).

Актуальность программы подтверждается следующими её характеристиками:

- программа отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания;

- программа носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук;

- программа отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ планетарного сознания и нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям).

- программа формирует установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Технологическая карта Проекта

1

Наименование Проекта

Краткосрочный педагогический проект по гражданско – правовому воспитанию «Я имею право!»

2

Вид Проекта

Краткосрочный, групповой

3

Тип проекта

Информационный практико-ориентированный

4

Участники проекта

Дети старшего возраста, воспитатели группы, родители, педагоги ДОУ

5

Срок реализации Проекта

 январь - март 2024

6

Основания для разработки проекта

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989),

Конституция РФ,

Гражданский кодекс РФ,

Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

7

Цель Проекта

Повышение уровня правовой культуры дошкольников, формирование правового самосознания, активной жизненной позиции, формирование законопослушного поведения граждан

8

Задачи

- создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;

- формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведения и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

- содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;

- воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;

- создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс;

- повышение уровня социально-правовой защищенности детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье;

- формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;

- оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности;

- повышение правовой грамотности педагогов ДОО.

8

Ожидаемые результаты

Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях и в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессивности у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.

Реализация программных целей и задач позволит: создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности родителей, вовлечь их в правовоспитательную среду и правового воспитания детей.

Этапы реализации  Проекта

1

I этап: проектный

II этап: практический  

III этап: аналитический

         Цель: подготовка условий создания системы правового  воспитания.

Задачи:

•        Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

•        Разработать, обсудить и утвердить план работы по правовому воспитанию.

•        Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

Цель: реализация программы по правовому воспитанию.

Задачи:

•        Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

•        Обогащать содержание правового  воспитания.

•        Разработать методические рекомендации  по правовому воспитанию.    

•        Вовлекать в систему правового  воспитания родителей (законных представителей) воспитанников и представителей всех субъектов образовательной деятельности.

•        Проводить мониторинг реализации программы.

 

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

•        Обобщить результаты работы ДОО.

•        Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.

•        Спланировать работу на следующий период.

План реализации программы правового воспитания старших дошкольников

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

I. Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическое обеспечение реализации программы

1.

Проведение диагностических исследований в ДОО

Январь

2.

Создание программы в ДОО по организации работы по данному направлению с воспитанниками, родителями и педагогами, планирование работы

3.

Оформление и использование уголка правовых знаний, размещение информации на официальном сайте ОО

4.

Создание банка данных видео, аудио, CD-материалов по данному направлению работы

5.

Подготовка аннотированного списка литературы по заданной тематике

6.

Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов.

II. Повышение правовой грамотности педагогических кадров

1.

Организация консультационного клуба для педагогов ДОО. Проведение тренингов, деловых игр и консультаций по правоохранной теме.

Ежемесячно в течение всего периода

III. Повышение правовой грамотности родителей

1.

Организация и создание информационных стендов, листовок по правам ребенка.

Ежемесячно в течение всего периода

2.

Организация заседаний родительского клуба «Правовед»

Ежемесячно в течение всего периода

IV. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения дошкольников.

1.

Организация и проведение бесед со старшими дошкольниками

февраль

2.

Организация семейных праздников, тематических недель, выставок рисунков и стенгазет

3.

Проведение викторин среди воспитанников 6-7 лет с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения

4

Подготовка и проведение сюжетно – ролевой игры «Выборы президента Грибной опушки»

•        Театрализованная ролевая игра «Выборы президента леса»

6.

Проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения дошкольников

7.

Организация тематических показов мультфильмов для старших дошкольников  по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения детей

8.

Оказание консультационной помощи родителям воспитанников по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.

По мере необходимости

V.     Социально-педагогическое сопровождение семей

1.

Составление банка  данных о семьях вновь поступивших воспитанников

В течение года

2.

Обновление комплексного социально-педагогического паспорта ДОО, групп

В течение года

3.

Уточнение банка данных дошкольников группы «риска», СОП, «неблагополучных семей»

В течение года

4.

Организация пропаганды правовых знаний среди родителей на тему: «Ребенок и закон»

В течение года

5.

Выявление малообеспеченных, многодетных, неполных семей. Организация защиты  интересов и прав данной категории семей

В течение года

6.

Привлечение  родителей к работе по профилактике вредных привычек у детей

В течение года

7.

Работа с социально-неустойчивыми семьями

В течение года

8.

Работа с семьями с детьми под опекой

В течение года

9.

Организация и проведение семинара для родителей  «Профилактика  социально-значимых заболеваний»

1 раз в год

VI. Совместная работа субъектов профилактики

1.

Совместная работа ДОО и органов правопорядка (ПДН, Отдел опеки и попечительства Администрации Пролетарского района) по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и детей, чьи права нарушаются родителями (законными представителями)

В течение года

2.

Родительские собрания с привлечением инспектора ПДН, органов опеки и попечительства, врача-нарколога и других специалистов

2 раз в год

Приложение 1

Мониторинг реализации программы правового воспитания старших дошкольников

№ п/п

Фамилия, Имя ребенка

Группа №

Опрос «Права детей»

Беседа «Как поступить»

Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

Как ты думаешь, что такое право?

Какие права есть у тебя и других детей?

Какие права ты считаешь самыми важными?

Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

Кто защищает права детей?

Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?

Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?

Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?

1.

2.

Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры, 3-4 вопроса – о среднем уровне, если ребенок ответил менее, чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.

Приложение №3

Календарно – тематическое планирование работы с воспитанниками

Месяц

Предполагаемый результат

Темы занятий

Лексика

Кол-во занятий

Сентябрь

Умеет проявлять заботу о пожилых людях, малышах

Помоги, кому трудно

Забота, обязанности, сочувствие, переживание, правила поведения, оказание помощи, младенец, пожилой человек

1

Имеют представление о том, что шестилетние дети – самые старшие в детском саду; об изменении с возрастом социального статуса людей и о документах, подтверждающих этот статус

Личные документы

Права, обязанность, возраст, требование, поведение, документ, свидетельство о рождении, паспорт

1

Октябрь

Имеют представление о  бесконфликтном поведении и общении

Как дружить без ссоры

Добро, зло, обида, обман, ссора, наказание, переживание, расстраиваться

1

Имеют представление о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещение), проявление заботы, любви, уважения друг к другу; дети знают о почтовых отправлениях и о средствах связи, о праве на тайну переписки и почтовых отправлений

Если пришло письмо

Знак, сигнал, посещение, телефон, мобильный телефон, почта, адрес, отправитель, получатель, посылка, телеграмма, открытка, письмо, тайна переписки, переписка

1

План работы по повышению правовой компетенции родителей

МБДОУ№3

Тема

Содержание

Форма проведения

Сроки проведения

1.

«Нормативно-правовые материалы»

Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка (любое издание).

Конституция РФ.

Семейный кодекс РФ.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации».

Наглядная информация в родительских уголках, на сайте ДОО, беседы при личных и групповых встречах с родителями (законными представителями)

Сентябрь

2.

«Обязанности и

Ответственность»

Административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность

Круглый стол

Октябрь

3.

«Неблагоприятные факторы семейного воспитания

Специфические особенности семейного воспитания

Лекция

Ноябрь

4.

«Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»»

Общение – это главное условие для развития в жизни человека

Круглый стол

Декабрь

5.

«Имею право на права»

Основные права и свободы, изложенные в Конвенции о правах ребенка и  применение их в жизни.

Дискуссионная площадка

Февраль

6.

«Интернет

и преступность»

Преступления в сфере компьютерной информации

Дискуссионная площадка

Март

7.

«Типы конфликтов

и способы их

преодоления»

Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное  сосуществование.

Скрытый конфликт. Конфликт опеки.

Круглый стол

Апрель

8.

«Преступление и наказание»

Обязанности граждан РФ. Ответственность

несовершеннолетних. Обязанности родителей по

воспитанию и обучению детей. Насилие в семье.

Преступные посягательства против детей. Ответственность.

Организационно-правовая игра

Май  

Критерии эффективности реализации Проекта        

- положительное изменение детей к себе и окружающим,

- снижение уровня агрессии у детей,

- сформированность у детей собственного уважительного и терпимого отношения к людям,

- изменение у детей подходов к разрешению конфликтов и споров,

- повышение грамотности родителей (законных представителей) в области правового воспитания.

Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

Краткосрочный проект детско - родительских отношений в ДОУ "Имею право на права"

Данный проект  содержит практический материал по реализации проекта детско - родительских отношений   в ДОУ. Проект охватывает работу с детьми, педагогами и родителями....

Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей: буклеты для родителей "Русские былинные богатыри"

Содержание буклетов поможет родителям познакомить детей с русскими былинными богатырями: Микула Селяновичем, Святогором, Ильей Мурамцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Былинные богатыри - это н...

Конспект ООД по гражданско-правовому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Право на имя"

З детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами....

Проект по гражданско-правовому воспитанию детей средних групп "Журавлики" и "Аистёнок"

quot;Великая Победа: наследие и наследники" посвященный 75-летию Победы ВОВ...

Конспект занятия по правовому воспитанию «Я имею право»

Конспект занятия по правовому воспитанию«Я имею право»Цели:-Способствовать формированию знаний учащихся о своих правах.-Создать условия для развития  нравственных качеств, осознанного...

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию. Тема: «О правах- играя! Право на имя!»

Цель: продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами....