Проект: «Русский самовар»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ «Перспектива»
дошкольное отделение с. Сокольниково
Проект: «Русский самовар»
Составила: воспитатель первой категории Пуршева Евгения Игоревна
г. Можайск 2024 г
Название проекта: «Русский самовар»
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели – Пуршева Евгения Игоревна (первая категория), родители воспитанников.
Тип проекта:
по ведущему методу – информационно - творческий;
по содержанию - ребенок, общество и его культурные ценности;
по характеру участия ребенка в проекте - заказчик проекта;
по количеству участников - фронтальный;
по длительности - краткосрочный, с 02 сентября по 13 сентября 2024 г.
Актуальность:
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших и актуальных проблем на сегодняшний день. Одним из принципов такого воспитания является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям, истории и культуре государства. К сожалению, дети очень поверхностно знакомы с традициями, бытом русского народа. А посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще область прошлого. Хотя, как ни странно, они модны на сегодняшний день и являются символом России, а также примером объединения семьи, гармонии и общения.
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры и быта, в рамках регионального компонента.
Задачи:
♣ Способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете народного быта.
♣ Побуждать участников проекта к сохранению традиций семейного чаепития.
♣ Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
♣ Побуждать родителей к совместной деятельности с детьми в рамках темы проекта.
♣ Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности у детей, через историю самовара.
♣ Развивать творческие способности детей в музыке и изодеятельности .
♣ Воспитывать у детей стремление познавать историю культуры русского народа, желание быть гостеприимными.
Проблемная ситуация:
На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети знакомились с бытовой техникой и узнавали много предметов старины. Среди них был и самовар. Многих ребят заинтересовал этот предмет. Зачем нужен самовар? Как он работает? Из чего он сделан? Ребята захотели больше узнать о самоваре.
Проблема: Зачем нужен самовар?
Содержание практической деятельности по реализации проекта:
Задачи для педагога:
♣ создать условия для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
♣ формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
♣ развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Задачи для детей:
♣ позитивно настроиться на поисковую деятельность;
♣ расширить представление о русской народной культуре, познакомиться с историей возникновения самовара.
♣ формировать навык поиска способов решения проблемы с помощью взрослого.
Задачи для родителей:
♣ Побудить родителей к сохранению традиций семейного чаепития
План реализации проекта
Этап проекта | Содержание работы |
I этап. Подготовительный | Постановка цели и задач, определение форм и методов работы, подбор литературы. |
Предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. | |
Составление перспективно-тематического плана по ознакомлению детей с историей русского самовара, традициями семейного чаепития. | |
II этап. Основной | Осуществление совместной деятельности участников по реализации проекта. |
III этап. Заключительный | Проведение итогового мероприятия, анализ и обобщение результатов работы, представление опыта. |
Перспективно-тематический план по реализации проекта
Тема занятия | Содержание | Задачи |
Презентация: «Знакомство с самоваром» | -Что такое самовар? -Как устроен самовар. -Виды самоваров -Беседа, просмотр иллюстраций и видеоролика.
| - познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси; -развивать познавательную активность детей;
|
Чтение худ. литературы: С. Г. Писахов «Самоварова семья», К. И. Чуковский «Муха- Цокотуха», «Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар» | - Чтение произведений художественной литературы; -Беседа по содержанию прочитанного; | -Через произведения художественной детской литературы познакомить детей с традицией русского чаепития; -развитие эмоциональной и речевой сферы у детей.
|
Знакомство с пословицами о самоваре | - Смысловое восприятие и понимание пословиц; -Разучивание пословиц; | -развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. -учить детей эмоционально произносить пословицы использовать их повседневной жизни;
|
Изобразительная деятельность- «В гостях у Самоварыча» рисование с использованием декоративной росписи «Гжель»
| - Роспись шаблона самовара элементами гжели. | -развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа. |
Планируемые результаты:
Дети:
-Познакомились с историей возникновения самовара, расширили представления о русской народной культуре.
-Используют полученные знания о русском фольклоре в образовательной деятельности, а также в быту.
-Продолжают развивать творческие способности в различных видах деятельности.
Родители:
-Активно сотрудничают с педагогами в развитии творческих способностей детей.
-Расширили знания о русских народных традициях.
- Осознают свою ведущую роль в воспитании и развитии детей
Продукт проекта:
∙ Выставка детских рисунков «Самовар батюшка»;
∙ Итоговое мероприятие – Музыкальная сказка – мюзикл «Муха-Цокотуха»; танец «Самовар».
Вывод:
Проект «Русский самовар» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара.
Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стал мюзикл по мотивам сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» и тенец «Самовар».
Приложение 1
Русские пословицы и поговорки о самоваре и чаепитии
С самоваром-буяном чай важнее, а беседа веселее
Чай согревает не только тело, но и душу
Выпей чайку — забудешь тоску
Самовар - что море соловецкое, пьем из него за здоровье молодецкое
На три двора пять самоваров, а лошадь одна
Береги в доме добро, в чае — тепло
Приходите, самоварчик поставим, а уйдете - чайку попьем
Коль чаем угощают, значит уважают.
Береги в доме добро, в чае — тепло.
В городе чай – гостям угощение, в деревне – себе наслаждение.
Я сижу, чай пью – и ты заходи, чай пей!
В Тулу со своим самоваром не ездят.
В хорошей посуде и чай вкуснее.
Где есть чай, там под елью рай.
За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.
Где уж нам, мужикам, чай с сахаром пить.
От чая кишка за кишку забегает.
От чаю пьян не будешь.
Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
Пей чай, не вдавайся в печаль.
Пей чай – удовольствие получай.
По чаям ходить — добру не быть.
Приходите к чаю — пирогами угощаю.
Приходите, самоварчик поставим, а уйдёте – чайку попьём.
С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее.
С чая лиха не бывает!
Самовар кипит — уходить не велит.
Самовар, что море соловецкое, пьём из него за здоровье молодецкое.
Свежий чай — это лекарство, старый чай — яд.
Чай не водка, много не выпьешь.
Чай должен быть, как женский поцелуй — крепкий, горячий и сладкий!
Чай не пить, так на свете не жить.
Чай не пьёшь — откуда силу берёшь?
Чай пить — долго жить. Чай пить — не дрова рубить.
Чай пить — приятно жить.
Чай пьёшь — до ста лет проживёшь.
Чай у нас китайский, сахарок хозяйский.
Чаем на Руси никто не подавился!
Приложение 2
Презентация «Знакомство с самоваром».
Программное содержание: Приобщать детей к русской народной культуре. Познакомить детей с самоваром. Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство)
Материалы: Самовар; Иллюстрации – разновидности самоваров;
Ход беседы:
У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те, которые любят все: и взрослые, и дети. Одним из таких обычаев является чаепитие. Такой обычай есть у всех народов, был он и на Руси. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чём речь.
Стоит толстячок,
Подбоченившийся бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
Что же это за толстячок, вы догадались, о чем идет речь?
Вы правы, это самовар. Самовар в России был символом благополучия, семейного уюта, дружеского общения и гостеприимства.
Давно на белом свете.
Живет годами стар,
Поэтами воспетый пузатый самовар.
Сиянье излучая,
Морозным зимним днем.
Он сердце согревает.
Особенным теплом.
Только на Руси пили чай из самовара. Вся семья собиралась за столом, на который ставили самовар, и по русской традиции пили чай с пирогами, вареньем, блинами.
История русского самовара насчитывает более 200 лет!
Первые самовары в России были изготовлены на Урале, на заводах, принадлежащих тульскому промышленнику - Никите Демидову. Вместе с искусными медных дел мастерами в военное время он производил оружие для русского войска, а в мирное время изготавливал посуду и кухонную утварь.
С конца XVIII века в Туле появились первые самоварные фабрики. Музей «Тульские самовары» расскажет об истории и изготовлении русских самоваров.
А для чего же служит самовар? Ответы детей (для приготовления чая)
Самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и слово "Самовар" произошло.
Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые, сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.
Делали самовары из серебра, меди, железа, и даже фарфора и хрусталя. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краники, ручки делали в виде рыб, львов, петухов, и других животных.
Со временем самовары стали делать разной формы: круглые, овальные, квадратные. Самые дешевые и распространенные – в виде "банки". Следом по популярности идут формы "рюмки", "шара", "желудь", "вазы", "репка", "бочонок" и многие другие,
Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа, отражённая в пословицах и поговорках. Я нашла пословицы и поговорки о самоваре. Эти и многие другие пословицы отражают то уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий.
С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
Выпей из самовара чайку - забудешь тоску.
Самовар кипит – уходить не велит.
Со своим самоваром в гости не ходят.
Баня без веника — что самовар без трубы.
С лёгким паром, с горячим самоваром!
Разошёлся, как холодный самовар.
Приложение 3
Конспект НОД «В гостях у Самоварыча» по рисованию с использованием декоративной росписи «Гжель»
Программное содержание: Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры через народное декоративно – прикладное искусство.
• Расширить представления детей о быте русского народа;
• Способствовать пониманию самобытности и цельности русской культуры через чтение стихов, знакомство с русскими народными пословицами, загадками, играми;
• Способствовать развитию творческих способностей воспитанников через продуктивную деятельность.
• Воспитывать усидчивость, взаимопомощь, вызывать эмоциональное удовольствие от результатов проделанной работы;
• Обогащение и расширение лексики.
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок: «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей», «Кот – Котофеич»;
• Чтение сказки К. И Чуковского «Федорино горе»;
• Рассматривание цветных иллюстраций, на которых изображены разные виды самоваров;
• Рассматривание посуды – декоративная роспись – «Гжель»; рассказ о происхождении данной росписи;
• Рисование с помощью трафаретов, а также самостоятельное рисование различных элементов «Гжель»: «Маковка», «Вафелька», «Подсолнух», «Тюльпан», «Куполок», «Декоративная веточка»;
• Знакомство с пословицами о чаепитии, с частушками о чае и самоваре;
• Речь с движением: «Пыхтит на кухне самовар»;
• Сюжетно- ролевая игра: «Ждем гостей», «Дети пьют чай из самовара»;
• Разучивание стихотворений: С. Михалков «Самовар», «Самовар пыхтит, искрится…»;
• Рассказ воспитателя об истории самовара, о самобытности русского народа, о традиции русского чаепития и гостеприимства, которые передаются от поколения к поколению (см. Приложение);
• Игра: «Какая посуда»;
• Игра «Измени слова».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об интересном персонаже, который есть во многих русских народных сказках. Угадайте мою загадку, и вы поймете, о ком идет речь.
«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит». (Самовар).
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель: Правильно, это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому самовару.
Воспитатель вносит самовар и ставит на праздничный стол.
Ребята, давайте вспомним и расскажем, что мы знаем о самоваре. Где он впервые был сделан?
Дети рассказывают историю появления самовара на Руси.
Воспитатель: Появлению самовара на русской земле мы обязаны чаю, который к нам привезли из Китая. С той поры родился обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.
Дорогие друзья, что-то вы засиделись. Ну-ка выходите и игру нам покажите!
Игра: «Пыхтит на кухне самовар!»
(действие происходит вокруг самовара).
Пыхтит на кухне самовар (идут по кругу в правую сторону, в «перевалочку»,
Чух-чух, пых-пых,
А над ним вьется пар (идут по кругу в обратном направлении, те же движения,
Чух-чух, пых-пых,
К самовару подойдем (идут маленькими шагами к самовару,
Себе чаю нальем (хлопают в ладоши).
Вместе сядем мы за стол (отходят назад, образуя широкий круг,
Выпьем чаю с порогом (переворачивают ладошки вверх- вниз,
А потом встанем в круг (хлопают в ладоши,
Музыка зовет в дружный хоровод!
Воспитатель: Молодцы! Хорошо поиграли!
А теперь, давайте позабавим, да похвалим наш самовар- самоварыч веселыми стихами.
Дети рассказывают стихи о самоваре :
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой!
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка
Ярким, солнечным пожаром
У него горят бока!
Самовар шумит, гудит
Только с виду он сердит
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар!
Самовару 300 лет, даже чайнику он дед.
Привезли его к Петру из Китая по утру.
Этот чайный генерал всем чаечек разливал.
Лучше доктора любого лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного, крутого, ароматного чайку!
Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет!
Силы новые дает и друзей за стол зовет!
Воспитатель: И нас Самовар- Самоварыч зовет за стол. Посмотрите, сколько много разной посуды стоит на столах. Ребята, а какая это посуда?
Дети: Чайная!
Воспитатель: Правильно, знаете, в народе говорят: «В хорошей посуде и чай вкуснее!». Давайте раскрасим необычной, декоративной росписью чайную посуду, под названием «Гжель».
Воспитатель уточняет у детей, какие цвета и оттенки преобладают в этой росписи. Какие есть элементы и как они называются?. Предлагает детям выбрать различные варианты декоративных узоров, а также их собственное воспроизведение творчества.
Приложение.
Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тула. Тогда было много мастеров- самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми. Украшали различными узорами. Только на Руси пили чай из самовара.
Внутри самовара находится труба, в которую засыпали сухие сосновые шишки. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Так закипала в самоваре вода. В вверху самовара ставили заварной чайник.
Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела. Чай всегда пили горячим. Подавая холодный чай, можно было обидеть человека. Это считалось дурным тоном или плохим воспитанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русский самовар и чаепитие на Руси"
Краткая аннотация.Целью данного проекта является формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций.Проект необходим взрослым и д...
ПРОЕКТ «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, - вообще область прошлого. Как ни странно, они мо...
Презинтация проекта «Русский самовар. Традиция чаепития на Руси»
Занятие "Русский самовар". Традиция чаепития на Руси - является итогом работы над проектом. Педагоги, которые стремятся расширить знания своих детей о жизни на Руси, о её традициях мог...
Проект "Русский самовар"
Цель проекта:Приобщение детей к истокам русской культуры и быта. Показ детям уникальности русского чаепития для сохранения народных традиций. Развитие познавательных интересов и творческих с...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
Цель проекта: приобщение детей к традициям русского народа, к истокам русской культуры и быта у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Проект "Русский самовар"
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших и актуальных проблем на сегодняшний день. Одним из принципов такого воспитания является приобщение детей...
Проект "Русский самовар и чаепитие на Руси"
Актуальность проектаКаждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих надо знать себя, понимать свое место в мире других людей, других ...