Проект "Русский самовар и чаепитие на Руси"
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Актуальность проекта
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих надо знать себя, понимать свое место в мире других людей, других народов, знать свою культуру и свое прошлое. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» (Н. М. Карамзин).
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.
Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.
«Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги» (Б. Садовской).
Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме.
К сожалению, времена меняются. Жизнь стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара.
Многие дети знакомы с самоваром только по картинкам, сказкам, мультфильмам. А об истории самовара, его устройстве и значении для русского человека детям и вовсе ничего неизвестно.
Поэтому перед нами встала проблема - как пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, научить детей чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_samovar.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Русский самовар и чаепитие на Руси"
Он во главе стола - большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове - пыхтит с заваркой чайник,
Внутри - воды кипящая река.
Случайно не задень его руками:
В его стальной утробе - жгучий жар!
Гостей приветит чаем с пирогами
Семьи поилец - русский самовар.
(О.Карелин)
Актуальность проекта
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих надо знать себя, понимать свое место в мире других людей, других народов, знать свою культуру и свое прошлое. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» (Н. М. Карамзин).
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.
Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.
«Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги» (Б. Садовской).
Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме.
К сожалению, времена меняются. Жизнь стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара.
Многие дети знакомы с самоваром только по картинкам, сказкам, мультфильмам. А об истории самовара, его устройстве и значении для русского человека детям и вовсе ничего неизвестно.
Поэтому перед нами встала проблема - как пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, научить детей чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей страны.
Гипотеза. Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Родины.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Название проекта
| «Русский самовар и чаепитие на Руси» |
Возраст детей | 4 – 6 лет |
Участники проекта | дети разновозрастной группы, воспитатели группы, родители |
Тип проекта | познавательно-творческий
|
Длительность проекта | краткосрочный (2 недели) |
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
1) Приобщение детей к истокам русской культуры и быта.
2) Показ детям уникальности русского чаепития для сохранения народных традиций.
3) Развитие познавательных интересов и творческих способностей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1) Способствовать расширению представлений детей о самоваре как о предмете народного быта.
2) Побудить участников проекта к сохранению традиции семейного чаепития; воспитывать у детей желание быть гостеприимными.
3) Развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа.
4) Формировать технические навыки, способствующие воплощению замысла.
5) Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности и активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом.
6) Обогатить словарь детей новыми словами (самовар, традиция, чаепитие, выпечка и др.).
7) Использовать различные виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки), богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап. Подготовительный
Цель: Создать у детей положительную мотивацию к работе над темой проекта. Выявить имеющиеся знания детей о самоваре, совместно с детьми спланировать деятельность по реализации проекта. Побудить интерес к совместной исследовательской деятельности о самоваре.
Методы и приёмы:
#1054;прос.
2. Беседа: «Самовар - национальное культурное наследие России».
2 этап. Основной
Цель: #1040;ктивизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
#1055;ознакомить детей с историей появления самовара в русской культуре.
#1055;ознакомить детей с особенностями строения самовара и работы самовара.
#1042;ыяснить с помощью проблемной ситуации, что самовар может создать тёплую и уютную обстановку и в современной жизни.
Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательная деятельность
1. Беседа: «Самовар - национальное культурное наследие России».
2. Занятие: « Как появился самовар?»
3. Занятие «Секреты русского чаепития».
4. Виртуальная экскурсия в город Тулу «Музей самоваров».
Коммуникация
1. Рассматривание репродукций картин разных художников о самоварах.
2. Чтение произведений о самоваре.
3. Составление творческих рассказов, историй, сказок о самоваре.
4. Разучивание песен о самоваре.
Чтение книг:
«Самоварец, самовар, самоварище» Ю. Добрынина
«Иван Иваныч Самовар» Д. Хармс
«Муха- Цокотуха» К. И. Чуковский
Экспериментирование «Нагрев воды и заваривание чая»
Изо-деятельность.
Рисование. Тема: «Золотые завитки на самоваре» (по мотивам хохломской росписи); «Волшебная Гжель» (по мотивам гжельской росписи).
Лепка «Чайный сервиз»
Пластилинография «Самовар- батюшка», «Русский самовар»,
Дидактическая игра «Собери самовар»
Пальчиковая гимнастика «Самовар»
Сюжетно- ролевые игры:
«В гости к бабушке»,
«День рождения»,
«Гости пришли, дорогие пришли»
Музыкальное развитие
#1055;рослушивание песни «Наш красавец-самовар».
#1056;азучивание песни и танца «Пых-пых, самовар».
Игровая деятельность
Драматизация сказки «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского.
#1057;оздание среды для реализации сюжетно-ролевых игр: «Чаепитие у самовара», «За чаем не скучаем».
#1044;идактические игры: «В русской избе», « Быт русских людей», «Эти удивительные узоры».
3 этап. Заключительный
Цель: Обобщить полученные детьми знания о самоваре, его появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире самовар объединяет близких людей и является другом семейного очага.
ИТОГ ПРОЕКТА:
#1054;формление мини-музея «Русь самоварная».
2. Оформление выставки рисунков «Самовар в стиле Гжель, Хохлома»
#1060;отовыставка: «У самовара я и моя семья…»
#1055;резентация проекта.
ВЫВОД:
Проект «Русский самовар и чаепитие на Руси» был актуален и прошёл
с большим успехом. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Дети вместе с родителями почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям.
Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стала интересная выставка индивидуальных детских работ «Русский самовар и чаепитие на Руси».
Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Русский самовар и чаепитие на Руси"
Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакоми...
Русский самовар и чаепитие на Руси
Русский самовар и чаепитие на Руси...
«Русский самовар и чаепитие на Руси».
ООД по ФЦКМ...
Проект "Русский самовар и чаепитие на Руси"
Краткая аннотация.Целью данного проекта является формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций.Проект необходим взрослым и д...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Приобщение детей к русской народной культуре, ознакомление с традицией чаепития на Руси....
«Русский самовар и чаепитие на Руси»
Занятие в мини-музее "Русская изба"по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, к ее традициям....
ПРОЕКТ «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, - вообще область прошлого. Как ни странно, они мо...