ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (подготовительная группа)

Степанюк Светлана Ивановна

Каким образом можно использовать театрализованную деятельность как средство развития художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

         Неоднократно доказано, что дошкольный возраст — это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
         Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства: словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

         Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к неотъемлемой части духовной и материальной культуры. Одной из наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии окружающего мира через образы, является театрализованная деятельность.
         Педагогическая наука признает значение театра в художественно-эстетическом развитии детей. Но чаще всего театрализованная деятельность не находит широкого применения в педагогической практике в ДОУ, поэтому существует дефицит восприятия театрального искусства и опыта совместной деятельности в жизни детей.

Между тем театрализованная деятельность оказывает неоценимую помощь воспитателю в художественно-эстетическом развитии детей, развивает эмоциональную сферу ребенка. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, для развития эстетических чувств детей.

На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются следующие задачи:

  • развивать художественное восприятие
  • эмоциональную отзывчивость
  • творческие способности
  • воображение
  • фантазию
  • формирование опыта эмоциональных навыков поведения детей

В театрализованной деятельности развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление, воображение, восприятие и, конечно же, она оказывает большое влияние на развитие связной речи детей.

Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они помогают развивать у детей эмоциональное восприятие. В театрализованных играх дети перевоплощаются в тот или иной образ.

         Актуальность заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и привлекательных направлений в дошкольном воспитании.
        Театрализованная деятельность в детском саду предполагает организацию театрализованных игр.

         Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: игры-драматизации и режиссёрские.

         В играх-драматизациях ребёнок создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим.

         В традиционной педагогике игры-драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

         Л.А. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров.

         Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

         Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

         Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

         Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

         Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук.

         В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток).

         Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

         Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)

         Таким образом, неотъемлемым элементом и важнейшим средством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность.  Это обусловлено тем, что ребенок, занимаясь театрализованной деятельностью, овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности.

         Старшие дошкольники обладают также способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это позволяет по замечаниям Л.Г. Лысюк, С.Г. Якобсон использовать театрализованную деятельность в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительным персонажем, но и с отрицательным, непривлекательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих.

         Театрализованная деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его.

         Театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п.

         В педагогической литературе М.А. Васильевой, С.И. Мерзляковой, Н.Ф. Сорокиной театрализованная деятельность рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и средство развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на его представления. Основные способы развития эмпирического обобщения у детей - наблюдение и экспериментирование, утверждает Н.Н. Поддъяков.

         Взрослый помогает анализировать и обобщать этот опыт, устанавливать объективные зависимости, определять его важность, затем фиксировать результаты в виде условных знаков.

         Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.

         Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении имеет цель через театр научить ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. По силе непосредственного эмоционального воздействия театр, как вид искусства, находится на первом месте среди других. Спектакль нагляден. Перед зрителями - живые конкретные люди со всеми мыслями, чувствами и поступками, возникающими и происходящими на глазах у зала по мере развития событий.

         Таким образом, неотъемлемым элементом и важнейшим средством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Это обусловлено тем, что ребенок, занимаясь театрализованной деятельностью, овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности.

Театрализованная деятельность сопровождает детей от периода адаптации к детскому саду до выпуска в школу и играет огромную роль в художественно-эстетическом воспитании дошкольников, формировании творческой личности, развитии эстетических чувств детей, художественного восприятия и творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Коллекционирование как средство художественно – эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста».

Коллекционирование, как средство личностного развития ребёнка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов к...

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста...

План инновационной деятельности "Театрализованная деятельность как средство формироания эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14815805","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 500px; height: 688px;","width":"349"}}]][[{"type":"media","view...

самообразование Тема: «Театрализованная деятельность как средство воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста»

1.  Вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности.2.  Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребёнка (мимика,...

Сообщение для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденц...

Театрализованная деятельность как средство стимулирования речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность – это представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение....