Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
статья на тему

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatralizovannaya_deyatelnost.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка.

Важность вопроса формирования коммуникативных качеств дошкольников определена Законом «Об образовании», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования» и др.

Все это необычайно актуализирует поиск реальных источников формирования коммуникативных навыков дошкольников.

Использование театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков дошкольников является, на наш взгляд, одним из решений этой проблемы.

Степень научной разработанности проблемы, значимость и актуальность проблемы общения подчеркивает тот факт, что ее исследованием занимаются ученые различных областей науки: философии (М.С.Каган, В.М.Соковнин, Ю.Д.Прилюк, М.А.Чернышева), психологии (В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Г.М.Андреева, Л.П. Буева, А.А.Леонтьев, Р.Ф.Абдеев, Л.М.Землянова, Г.Г.Почепцов, А.И.Ракитов), социологии (Т.Г.Грушевицкая, А.Б.Зверинцев, В.В.Знаков, П.Когделл, В.Д.Попков, A.B. Соколов, К.Ситарам, А.П.Садохин), психолингвистики, педагогики, этики и др.

Проблема формирования коммуникативной составляющей готовности к школе рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, среди которых выделяются труды Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, JI.A. Венгера, Г. Витцлака, В.Т. Горецкого, В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Непомнящей, Н.В. Нижегородцевой, Т.В. Пуртовой и др.

Но, несмотря на имеющиеся достижения, проблема разработки средств формирования коммуникативных навыков старших дошкольников остается на сегодняшний день далекой от своего завершения.

Исследование проблемы формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников позволило нам выявить противоречия между:

- социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием коммуникативно-развитой личности дошкольника, способной к полному взаимодействию с окружающим, с одной стороны, и недостаточными возможностями образовательных структур к их реализации в дошкольном образовательном учреждении, с другой;

- потенциальными возможностями театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков дошкольников и недостаточным использованием ее возможностей в решении данной проблемы;

Выявленные противоречия помогли обозначить проблему исследования, которая заключается в теоретическом обосновании процесса формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: формирование коммуникативных навыков у детей  старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Доказать, что театрализованная деятельность является эффективным средством формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

2. Раскрыть особенности формирования коммуникативных навыков старших дошкольников средствами театрализованной деятельности.

3. Провести  диагностику  сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать комплекс   игр с элементами театрализованной деятельности по формированию коммуникативных навыков старших  дошкольников.

Гипотеза исследования: если будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей, будет организована предметно-развивающая среда в ДОУ,

- если будут раскрыты особенности формирования коммуникативных навыков старших дошкольников средствами театрализованной деятельности.

- если систематически будут использоваться игры с элементами театрализованной деятельности по формированию коммуникативных навыков старших  дошкольников.

то театрализованная деятельность может быть эффективной в формировании коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

Методы теоретического анализа (изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы).

 Методы сбора исследовательской информации (педагогическое наблюдение; метод педагогического опроса: беседа; изучение педагогического опыта работы; педагогический эксперимент).

Методы обработки и анализа исследовательских данных (методы количественного и качественного анализа собранных данных: регистрация, шкалирование.)

База исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ с.Елховка детский сад «Сказка»,  группа «Лучики»;

В исследовании приняло участие 23 ребенка  старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Исследование проводилось  с декабря 2014  по май 2015 гг. и состояло из трех основных этапов.

На первом этапе (декабрь 2014 г.- январь 2015г.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных исследований. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования.

На втором этапе (февраль-март 2015 г.) разрабатывалась программа экспериментального исследования и осуществлялась экспериментально-практическая работа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, включающие диагностирование; исследовались различные подходы к исследуемой проблеме на практике.

На третьем этапе (апрель – май 2015г.) были подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования. Проводилось описание полученных результатов и их внедрения в практику, осуществлялась окончательная редакция текста аттестационной работы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования коммуникативно-развитой личности старшего дошкольника, способной к полному взаимодействию с окружающим, что способствует социализации подрастающего поколения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс формирования коммуникативных навыков старших  дошкольников.

Разработанный комплекс игр с элементами театрализованной деятельности, направленный на формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста может использоваться педагогами в планировании воспитательно-образовательного процесса.

В первой главе, которая называлась Глава 1. Теоретические подходы к использованию театрализованной  деятельности как средства развития коммуникативных навыков старших дошкольников.

 были рассмотрены:

  1. Особенности организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

А так же

1.2.        Проблема формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

Выводы по первой главе:

1. Театрализованная деятельность является уникальным по комплексности воздействия средством развития нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических и, конечно же, коммуникативных качеств старшего дошкольника.

2. Общение- основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

3. Успешное усвоение детьми коммуникативных умений и навыков возможно при установлении в процессе обучения и воспитания связи между тем, что воспитатель хочет сформировать у ребенка и тем, что субъективно значимо для него.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

2.1. Описание методики исследования влияния театрализованных игр как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

        Экспериментальная работа включала диагностику сформированности коммуникативных навыков и уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста, которая осуществлялась с использованием следующих методик:

Методика 1. «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников»  (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)

Коммуникативные качества  действия и умения личности 

Методика 2. «Лесенка» (С. Г. Якобсон, В. Г. Щур)

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Констатация недостаточного уровня сформированности коммуникативных навыков у большинства старших дошкольников показала необходимость разработки комплекса игр  с использованием театрализованной деятельности, поскольку, на наш взгляд, он имеет в решении этой проблемы огромный потенциал.

Разработан комплекс игр с элементами театрализованной деятельности:

1. Игры с элементами театрализации.

2. Занятие-игра.

3. Театрализованный рассказ.

4. Викторина-развлечение.

5. Спектакль-игра.

Повторная диагностика: с использованием тех же методик показала, что уровень сформированности коммуникативных навыков и самооценка у большинства детей экспериментальной группы повысились.

 Контрольный эксперимент предполагал сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов.

Выводы по II главе:

1. Проблема формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, рассмотрение которой поможет повысить готовность ребенка к школе не только в интеллектуальном, но и в коммуникативном ракурсе, полностью не решена.

2. Полученные данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников, что отчасти можно объяснить неполным использованием всех имеющихся возможностей.

3. Разработанный нами и апробированный комплекс игр с элементами театрализованной деятельности  по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников достаточно эффективен.

4. Занятия театрализованной деятельностью со старшими  дошкольниками  развивают не только психические функции личности ребенка, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Все это полностью подтвердило правомерность выдвинутой нами ранее гипотезы исследования.

Заключение

мы можем сделать вывод, что проведение педагогической работы с детьми с использованием разработанного нами комплекса театральных игр способствовало повышению уровня сформированности коммуникативных навыков. Отсюда следует, что применение разработанного нами комплекса театральных игр целесообразно, что полностью подтверждает возможности реализации потенциала средств театрализованной деятельности и правильность выдвинутой нами гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность...

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»

Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание  коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...

Игра - средство формирования коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста.

   Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, ...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденц...

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием, раз...