сообщение
статья (средняя группа)
игровые технологии для ознакомления с национальным наследием в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 667.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии для ознакомления с национальным наследием.
Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно — прикладном искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу, нации.
Национальная культура — это отражение души нации, его национального характера, самосознания.
К. Д. Ушинский писал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Работу по формированию нравственных качеств личности, любви и уважения к рядом живущим людям необходимо начинать с дошкольного детства. В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. Следовательно, стоит обогатить ребенка человеческими ценностями, зародить интерес к истории, обычаям и культуре своей Родины.
Технология Народные игры
Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада.
Технология квест
Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Одной из таких технологий является квест-технология.
Данная технология дает возможность педагогу создать условия для развития всех видов деятельности ребенка
(игровой,
познавательно – исследовательской,
коммуникативной,
двигательной,
музыкальной,
изобразительной)
Само понятие квест (англ. Quest) – обозначает «поиск предметов, поиск приключений».
Квест — это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту, или верили, что можно найти сказочное дерево или какой-либо предмет, которые может принести счастье, удачу и т.п.
Самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Продолжительность квест – игры как правило немного больше, чем обычного занятия, и составляет:
20–25 минут для младших дошкольников;
30–35 минут для воспитанников средней группы;
40–45 минут для старших дошкольников.
Классификация квестов:
- кратковременные (углубление или закрепление знаний, рассчитаны на 1-3 занятия)
- долговременные (рассчитаны на длительный срок)
По структуре сюжета различают:
-Линейный квест – содержание построено по цепочке, разгадаешь одно задание, получишь следующие и так пока не дойдешь до финиша.
- Штурмовой квест – каждый игрок решает свою цепочку заданий, чтобы в конце собрать их
- Кольцевой квест – на задания отправляются по кольцевой траектории, выполняя их вновь и вновь возвращаются в пункт А или когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели, к пункту А.
-По доминирующей деятельности:
- экологические квесты
- краеведческие квесты
- литературные квесты
- квест – игры по речевому развитию
- квест – игры по основам безопасности и жизнедеятельности
- патриотические квест – игры
- квест – игры по знакомству с народным творчеством
Выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки, звезды) за удачные варианты и правильные ответы, можно предусмотреть стимулирующую систему штрафов за ошибки.
Самое главное и, наверное, самое трудное, это разработать сценарий. Он должен быть понятным и продуманным до мелочей (определить цель и задачи, пространство, где будет проходить игра, как будут передвигаться участники игры и др.). На финише должен быть приз.
Это тем более важно, потому что Квест, как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.
Дидактическая игра
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют наши дети». Педагог должен правильно организовать игры, которые приносили бы максимальную пользу. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильности дидактической задачи.
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Данные игры могут использовать не только педагоги, но и родители в период свободной деятельности детей.
ИГРЫ С МАТРЕШКАМИ.
Д/и «Найди пару».
Задача: формировать умения находить пару из предложенных матрешек по их определенным признакам.
Д/и «Составь матрешку».
Задача: развивать умение составлять матрешку из двух и более частей.
СИМВОЛЫ РОССИИ.
Д/и «Найди тень».
Задача: формировать умения узнавать символ России находить его тень.
Д/и «Узнай символ».
Задача: формировать знания детей о символах России (матрешка, береза, медведь и т.п.).
ГЕРБ И ФЛАГ.
Д/и «Найди флаг»
Задача: формировать представления детей о государственных символах России (флаг, герб).
Д/и «Составь картинку».
Задача: способствовать умению составлять картинку флага своей страны, города, области; закреплять знания основных цветов данных флагов.
Д/и «Найди герб».
Задача: формировать знания о гербе своей страны (города, области), закреплять знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Д/и «Русский костюм».
Задача: познакомить детей с русским национальным костюмом, его особенностями.
Д/и «Народы России».
Задача: формировать понятие «народы России», воспитывать уважение ко всем нациям.
КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ
Д/и «Составь узор».
Задача: знакомить детей с народными промыслами, закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, называть элемент росписей, прививать интерес к русским традициям.
Д/и «Назови праздник».
Задача: закреплять знания детей о праздниках России, используя картинки.
Д/и «Русские богатыри».
Задача: знакомить с героями былин (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
В нашей группе патриотическое воспитание реализуется через:
— Приобщение к культурному наследию: разучивание народных игр, потешек, прибауток, знакомство с народным искусством и фольклором.
— Знакомство с окружающим миром: изучение истории семьи, детского сада и города, знакомство с его достопримечательностями (фотовыставки «Я и моя мама», «Летний отдых», «Мои выходные», оформление патриотического уголка).
— Развитие эмпатии и ответственности: организация творческих и игровых активностей, направленных на проявление заботы о людях, животных и природе (акции «Пушистые лапки», «Накорми птиц зимой», «Юные помощники природы ( украшение клумбы)», «Огород на подоконнике»).
Воспитание любви к природе способствует формированию представлений о родном городе и крае, развивая чувство ответственности за окружающий мир.
Успех патриотического воспитания во многом зависит от тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Родители активно включаются в жизнь детского сада, демонстрируя креативность и энтузиазм: создают совместные выставки рисунков и поделок, с удовольствием участвуют в конкурсах, посвященных патриотической тематике. Патриотическое воспитание пронизывает все направления работы с детьми – от ознакомления с окружающим миром и художественной литературой до музыкальных и изобразительных занятий.
Приложение 1
Подвижные игры на природе.
Русская народная игра « Филин и пташки»
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.
Играющие, выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
Русская народная игра «Пчелки и ласточка»
Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают:
Пчелки летают, Медок собирают!
Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку.
По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает».
С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.
Бурятскаянародная игра «Иголка, нитка и узелок»
(Зун, утахн, зангилаа)
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
Русская народная игра «Палочка-выручалочка»
Дети выбирают водящего считалкой:
Я куплю себе дуду "
Я на улицу пойду!
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!
Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50—60 см, диаметром 2—3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве.
Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит:
«Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет».
После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене,
кричит: «Палочка-выручалочка нашла. (имя игрока)».
Так водящий находит всех детей.
Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли,
может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня»— и постучать по стене.
Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться.
Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.
Правила игры. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.
Татарская народная игра «Продаем горшки»
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— Эй, дружок, продай горшок!
— Покупай.
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза).
Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
ПОЕЗДА
Играют 7 и более человек.
Инвентарь: свисток.
Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг.
В середине площадки стоит водящий – паровоз. У него нет своего депо. Водящий идёт от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим – паровозом.
Приложение 2
Дидактические игры по патриотическому воспитанию в группе «Непоседы»
Игра «Символы России»
Игра «Наша Родина»
Игра «Заплатка – матрешка»
Игра «Разрезанные картинки
Игра «Предметы народного быта (карточки)»
Игра на липучках «Предметы народного быта»
Игра «Раньше и сейчас»
Литература:
1.https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-detskom-sadu-na-temu-igry-narodov-rosi-srednja-grupa.html
5.https://vremyarazvitiya.ru/patrioticheskoe-vospitanie-v-srednej-gruppe
8. https://irzar.ru/wp-content/uploads/2023/11/prilozhenie-1.pdf.
9.https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/01/16/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-patrioticheskogo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы
Сообщение из опыта работы «Игры по развитию сенсорики в группе раннего возраста» Сенсорное воспитание ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления р...
Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.
Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...
Сообщение на тему «Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»
Сообщение на тему«Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного кон...
Сообщение с пройденных курсов повышения квалификации по теме «Педагогическая технология: портфолио педагога» (сообщение и презентация).
Сообщение для воспитателей о портфолио педагога...
Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».
Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей.
Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей....