Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
консультация

Саюшева Ирина

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_ns.docx23.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»    

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что развитие ребенка и наличие знаний, само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, с самого раннего возраста учить детей самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике.

Поэтому актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Одной из таковых является системно - деятельный подход, реализуемый в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 

Системно - деятельный подход дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация, а включаться в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.

Если рассмотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры ФГОС напрямую связаны с задачами музыкальной деятельности: развитие воображения, фантазии, умения контролировать свои движения, выражать эмоции и желания, творческие способности.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия, то через занятия музыкальной деятельностью можно влиять  на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии. 

И здесь хочется отметить, что реализация системно-деятельного подхода к воспитательно - образовательному процессу не может быть реализовано каждым участником образовательных отношений в отдельности, а возможна только в тесном взаимодействии педагогов, в данном случае музыкального руководителя и воспитателя. Поэтому очень важно найти наиболее комфортные и успешные способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. Активное, педагогически правильное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей позволит эффективно проектировать образовательный процесс в соответствии  с требованиями ФГОС ДО. И если все участники образовательно-воспитательного процесса будут работать с доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период  — дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребенка, но и общества в целом.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1.  Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.  

2.Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.  

В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Он наряду с музыкальным руководителем имеет огромное значение в вопросах музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды.

 Профессионально – педагогические задачи воспитателя и музыкального руководителя ДОУ

Задачи музыкального руководителя ДОУ

Задачи воспитателя  ДОУ

Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду.

Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.

. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей.

Организация педагогических совещаний

Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей

Общие профессионально-педагогические задачи как основа сотрудничества  музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в контексте ФГОС

Диагностические задачи

Задачи музыкального руководителя ДОУ

Задачи воспитателя  ДОУ

Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника.

Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.

Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.

Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.

Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса  детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном.

Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.

Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника

Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное воспитание и развитие дошкольника

Задачи педагогического проектирования образовательного процесса

Задачи музыкального руководителя ДОУ

Задачи воспитателя  ДОУ

Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.

Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста 

Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя.

Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.

Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития.

Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.

Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждения 

Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ

Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ

Задачи музыкального руководителя ДОУ

Задачи воспитателя  ДОУ

Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка

Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка

Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности

Задачи музыкального руководителя ДОУ

Задачи воспитателя  ДОУ

Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:

- увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:

- увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

Инновационные формы сотрудничества  музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в контексте ФГОС

Задачи

Формы сотрудничества

 Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности

Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности

 Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ

 Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей

 Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии

 Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребенка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребенка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребенка

Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника

 Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребенка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседаниях службы сопровождения

Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду

Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития

Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов

Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры, эрудиции.

Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности

Посещение занятий, других форм профессионального взаимодействия с ребенком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребенка

 Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное  решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности

 Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ ; совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки, использования новых педагогических средств и приемов в музыкальном воспитании и развитии детей

 Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащенных методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использованию в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями дошкольников»

Детский сад должен признать родителей полноценными участниками образовательных отношений, и, таким образом, сможет оказывать любой семье квалифицированную педагогическую помощь, заинтересовать, сможет...

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Здесь представлен опыт работы с родителями по вопросвм музыкального воспитания дошкольников....

Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ В условиях ФГОС

     Проблема педагогического взаимодействия специалистов  и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального р...

Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ в условиях ФГОС.

Статья на тему взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ в условиях ФГОС....

Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ В условиях ФГОС

Проблема педагогического взаимодействия специалистов  и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Тольк...

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ: роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников»

(совместное выступление-дискуссия воспитателя с музыкальным руководителем для педагогов) Цель: создание условий для успешного музыкального развития воспитанников ДОУ. Задачи: - повысить професси...

Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ В условиях ФГОС

Как не просто бывает "сработаться " с педагогами, стать одной командой. Важно, не задев чувств воспитателей, поставить его на место в проведении музыкального занятия. Не нужно дублировать му...