Педагогические находки с использованием фольклорного материала в работе с детьми дошкольного возраста
статья
Использование фольклорного материала в работе с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pedagogicheskie_nahodki.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические находки с использованием фольклорного материала
в работе с детьми дошкольного возраста
Автор:Аксененко Т.В.,
методист
Санкт-Петербург ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум» Петродворцовый район
Работая педагогом дополнительного образования в студии народного творчества «Берегиня» ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум» Петродворцового района Санкт-Петербурга,я создала копилку методических приемов для занятий с детьми дошкольного возраста, обучая их начальным азам фольклора. Программа «Жаворонушки», «Ладушки» являются подготовительным этапом для дальнейшего обучения в студии «Берегиня». Особенности этих программ в реализации двух модулей: фольклор и прикладное творчество. Обучение построено по принципу чередования двух видов деятельности: фольклор и прикладное творчество. Сделано это для того, чтобы дети могли познакомиться, освоить больший материал и успеть что-то сделать своими руками. Это очень важно для развития дошкольников. Сочетая разные виды деятельности дети не испытывают напряжения и усталость, и время обучения проходит незаметно. Особое внимание в своей работе уделяю знакомству детей друг с другом, созданию уникальной атмосферы и обстановки учебного пространства. Заходя внаш кабинет первыйраз, дети осматриваются с интересом, где собрано много предметов для них не знакомых. Прялка, сундуки, разные этнографические предметы. Видя все это, они начинают задавать вопросы. Объясняю детям, что это все предметы «народного творчества», с которым мы будем знакомить на наших занятиях. И произношу слово «фольклор». Все, конечно, первый раз слышат его. Пробуем произнести. Я начинаю убеждать их, что они все знакомы с фольклором давно. Вижу удивление детей. Задаю вопрос: «А сказки, загадки, считалки, игры вы знаете?». Дети очень эмоционально реагируют на знакомые им слова, тогда я им объясняю, что все это и есть фольклор. Дальше занятия строятся так, чтобы искорка возникшегоинтереса, которая зажглась –продолжала разгораться.
Созданная мной копилка методических приёмов начинается сосказки. Слушаем сказки. Простые, не большие, инсценируем прямо на занятии после прослушивания. Для развития памяти, особенно долгосрочной, для детей дошкольного возраста, очень важны загадки. Поэтому на каждом занятии я использую разнообразные загадки.Дети очень любят это момент занятия, с удовольствием пытаются отгадывать. Надо отметить – мало, кто умеет это делать. Я, конечно, беру те, которые дети вроде бы должны были уже слышать, очень простые загадки и не привязываю к теме занятия. Обязательно все незнакомые слова разбираем. Учимся логически рассуждать. Приучаю к тому, чтобы дошкольники могли сочинить загадку сами («В траве она сидит, смешно так говорит, щёками пых-пых, и в воду бултых»(отгадка: лягушка)). Одним из методических приёмов я считаю подготовку к освоению игры. А для этого на каждом занятии использую дразнилки, считалки. Это уже максимальное приближение к пониманию фольклора. Разучиваем тексты, обязательно разбираем смысл, интонируем. Длясчиталок ввожу правило: кто считает, тот запевает. К концу освоения программы дети сами с большим удовольствием сочиняют считалки, дразнилки.
Особое внимание уделяю развитию мелкой моторики: учу детей работать со своими руками, кулачками, пальчиками. Многие даже не знают названия пальцев, это для некоторых открытие. Работая с руками, использую,напевая приговорки(«пальчик-мальчик, где ты был»; папа, папа «здрасте, здрасте»). На этой методики строиться интересный раздел программы – потешки и небылицы. Используем куклы,беря их в руки, разучиваем потешки, небылицы и исполняем друг другу, для того, чтобы дети понимали про кого и для чего это песенка.
Самый большой раздел в программе – игра.Я считаю, что это самый важный раздел, он позволяет ненавязчиво, исподволь дать определенные навыки, развить и закрепить творческий интерес ребенка-дошкольника к освоению фольклора. Ведь играть любят почти все. Хочу заметить, большинство современных детей не сразу принимают правило игры, не умеют уступать друг другу, обижаются, если водить будет другой, а не он .Ребенку трудно понять, что в игре надо соблюдать определенные правила, тогда игра получится. Вот здесь то и начинается воспитание чувства коллективизма: надо помочь, уступить, пропустить, подсказать, принять. Начинается самое важное – объяснение детям, что смеяться не надо, надо набраться терпения. Мне очень нравится работа с играми, потому что многие навыки дети начинают приобретать, не замечая, что их учат. Все происходит как бы само собой. В работу над фольклорными играми можно включать все виды учебных задач: и дикционную, и интонационную, и ритмическую, и вокальную, и театрализацию, и познавательную. Это очень благодатный материал для получения любых навыков и обучающих, и развивающих и воспитательных. И самое важное, что это дети делают с большим удовольствием! А какое поле для творчества!
В своей работе обращаю внимание на проблемы с речью дошкольников. И вот тут обязательно надо использовать скороговорки. Главный принцип – от простейшего в медленном темпе, к более сложному материалу в ускоренном темпе. Дети с увлечением осваивают материал, хотя вижу, что некоторым очень трудно. Здесь, на этом этапе, подключается логопед, и мы работаем в комплексе. Логопеды отмечают, что дошкольники, занимающиеся фольклором, быстрее преодолевают дефекты речи.
Рассказывая о фольклоре дошкольникам,я всегда стараюсь объяснить, что и песня – это часть фольклора. Далеко не всегда беру песенный этнографический материал. Чаще всего песню пою сама, так как детям очень сложно воспринять материал с фонограммы. В работе над песенным фольклором всегда опираюсь на принцип интереса и доступности. Мы не изучаем песни какого-то одного региона (например, ленинградской обл.). Если запись есть, и она будет понятна детям такого возраста, обязательно прослушаем, поговорим, разберем. Диалект мы не сохраняем. Большинство дошкольников это не понимают, путаются, теряют смысл. С диалектом мы начинаем работать в старшем возрасте. Наша задача на этом этапе - научить детей слушать меня (я пою с ними), друг друга, петь всем вместе, слажено. Работаем над унисонным звучанием, ритмическим ансамблем. Разучиваем хороводные, плясовые, игровые,шуточные, колыбельные и,конечно, календарные песни. Если это плясовой материал, то обязательно подключаем движение. Большую трудность вызывает у дошкольников пение с движение. Плохо держат круг. Для достижения цели материал часто отрабатываем фрагментами, а уже потом связываем все.Весь наработанный материал мы используем у себя на календарных праздниках, посиделках, куда и приглашаем родителей. Обязательно задействуем их: и в изготовлении инвентаря, и игровых ситуациях, в подготовке праздничного стола. На празднике ребенок преображается. На него смотрит мама, бабушка, папа. Это так важно для него! А с какой важностью он объясняет своим родителям правила игры, движения в пляске. У мамы не получается. А он умеет! Это так поднимает самооценку ребенка. Я всегда стараюсь перед праздником или другим открытым мероприятием сказать несколько слов родителям. Объяснить наши действия, попросить их с большим вниманием просмотреть нашу программу праздника, отозваться на просьбы ребенка поиграть с ним, и обязательно похвалить его после праздника. Мне кажется, сейчас учить детей, не воспитывая их родителей, просто нельзя. Уж такое сейчас время!
Педагогам, работающим в фольклорном направлении, предлагаю еще один принцип из своей методической копилки: условие успеха всей работы – это позитивное и яркое первое занятие. Здесь мы имеем дело с известным законом психологии восприятия человека. Если я хочу быть уверенной, что приходящие ко мне дети с нетерпением будут ждать моего занятия, самая первая встреча должна удивить, озадачить, одарить их радостью настолько, чтобы души их открылись и устремились навстречу поиску и творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду
Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду...
Выступление на педагогическом совете с результатами работы по использованию здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми дошкольного возраста...
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....
Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
методические рекомендации...
Педагогическая находка: «Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития ребенка. Именно в это время закладываются такие важные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в ...
Консультация для педагогов "Использование эколого-речевого материала в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
Консультация для педагогов...
Педагогический проект «Использование координационной лестницы в работе с детьми дошкольного возраста»
Педагогический проект «Использование координационной лестницы в работе с детьми дошкольного возраста». Цель:-развитие у детей дошкольного возраста координационных способностей: с...