Педагогическая находка: «Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста»
статья
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития ребенка. Именно в это время закладываются такие важные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, воображение, бережное и внимательное отношение к окружающему миру. То, что не сформировалось на ранних этапах развития, становится достаточно сложно восполнить в последующие периоды.
Именно поэтому важно не упустить этот период для развития творческого потенциала ребенка. В это время ум ребенка не ограничен традиционными представлениями. Это позволяет ему фантазировать, изобретать, примечать то, на что взрослые уже не обращают внимание.
Есть много методик, помогающих развить логические мыслительные и творческие способности ребёнка.
Сегодня я хочу рассказать Вам о своей педагогической находке. Это использование кругов Луллия в развитии дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_nahodke.docx | 68.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая находка:
«Использование кругов Луллия в работе с детьми
дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития ребенка. Именно в это время закладываются такие важные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, воображение, бережное и внимательное отношение к окружающему миру. То, что не сформировалось на ранних этапах развития, становится достаточно сложно восполнить в последующие периоды.
Именно поэтому важно не упустить этот период для развития творческого потенциала ребенка. В это время ум ребенка не ограничен традиционными представлениями. Это позволяет ему фантазировать, изобретать, примечать то, на что взрослые уже не обращают внимание.
Есть много методик, помогающих развить логические мыслительные и творческие способности ребёнка.
Сегодня я хочу рассказать Вам о своей педагогической находке. Это использование кругов Луллия в развитии дошкольников.
В XIII веке Раймунд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Этот механизм от использовал для открытия новых истин и умозаключений.
Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод, и они решили применить его в образовательной деятельности с дошкольниками. На его основе ученые разработали методику для детского сада - «Круги Луллия».
Центральное место в ней занимает одноименное многофункциональное пособие - круги Луллия. С помощью их стало возможно обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребёнка и его познавательных интересов.
На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Они вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Могут быть использованы для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах.
Основная цель работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Круги Луллия бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные круги Луллия закрытого типа состоят из основания и двух кругов, свободно вращающихся на стержнях. Сверху круги закрывают крышкой с окошками.
Конструкция горизонтального пособия по типу пирамидки тоже очень проста: на стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра, сверху устанавливается стрелка. Все круги разделен на одинаковое количество секторов. Для работы с детьми 3-4 лет целесообразно использовать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В работе с детьми 5 – 6 лет берут два – три – четыре круга 6-8 секторов на каждом.
В своей практике я представляю круги Луллия как чудесные и загадочные круги. В работе использую пособие с тремя кругами по 8 секторов. Сменные картинки храню в отдельных конвертах. Это позволяет мне использовать одну и ту же основу для разных игр. Технология работы с кругами заключается в том, чтобы ребёнок, раскручивая круги, объяснял сочетания картинок, которые попадают под стрелкой.
Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям:
• На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний
• На развитие воображения, фантазии и творчества.
Авторы методики ТРИЗ предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов:
1-й тип: «Найди реальное сочетание»
Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например, солнышко – жёлтое, квадрат жёлтого цвета. Солнышко всегда жёлтое, и зимой, и летом.
2-й тип; «Объясни необычное сочетание»
При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия. Например, солнышко и квадрат синего цвета. Солнышко может быть синего цвета, когда на небе тёмные синие тучи.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»
В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.
4-й тип: «Реши проблемы»
В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно изменяют картинки на кругах, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Круги Луллия обеспечивают интеграцию всех образовательных областей. В своей практике я использую круги Луллия как в ООД, так и в индивидуальной работе с детьми.
Существует множество вариантов игры с кругами Луллия. Это зависит от возраста детей, поставленных задач, изученного или изучаемого материала.
Существует множество вариантов игры с кругами Луллия. Это зависит от возраста детей, поставленных задач, изученного или изучаемого материала.
Например, в познавательном развитии при ФЭМП это пособие мне позволяет:
упражнять соотносить цифру и количество предметов;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание;
- закреплять умение различать цвета;
- умение соотносить предмет и цвет;
- закреплять умение различать и называть пространственные отношения: справа – слева
- развивать пространственное мышление
Игры на ознакомление детей с окружающим миром нацелены на формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.
Использование игры при речевом развитии позволяет обогащать пассивный и активный словарь ребенка; формируют способность решать проблемные ситуации; способствуют развитию связной речи.
Использование кругов Луллия по художественно-эстетическому развитию позволяет закрепить цвета, узнать какие краски надо смешать для получения определённого оттенка.
При использовании кругов Луллия по физическому развитию. Помогает закрепить виды спорта, название спортивного инвентаря, получить представление о вредных и полезных продуктах питания и др.
В социально-коммуникативном развитии данная методика даёт богатые возможности для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становлению самостоятельности, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивного отношения к различным видам труда и творчества..
Использование кругов Луллия – одно из интересных направлений в педагогике. Они позволяют активизировать деятельность детей, учитывать их индивидуальные особенности.
Детям моей группы очень нравится данное пособие, и я думаю в дальнейшем оно позволит расширить кругозор детей, сформировать прочные знания.
Использование кругов Луллия в этом учебном году у моих воспитанников второй младшей группы позволило повысить уровень творческого мышления, основными показателями которого является: умение рассуждать и прослеживать причинно-следственные связи, а также способствовало формированию находчивости, внимательности, сообразительности.
Работа с кругами Луллия помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СООБЩЕНИЕ из опыта работы на тему: « Использование кругов Луллия с детьми старшего дошкольного возраста»
Целью моей работы стал поиск новых инновационных технологий в работе с детьми. Учитывая приоритетное направление нашего детского сада мы задумались над тем, как обогат...
Опыт работы "Использование кругов Луллия в работе по развитию речевой активности детей старшего дошкольного возраста"
Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-Он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их на лету.К.Д.УшинскийОсновная идея работы с дидактиче...
Мастер -класс. Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.
Повышение уровня педагогической компетентности по использованию кругов Луллия (технология ТРИЗ) в развитии дошкольников....
«Использование кругов Луллия в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию»
laquo;Круги Луллия» представляют собой набор соединенных между собой кругов или колец по типу пирамидки. Создателем данного развивающего комплекса является французский монах Раймонд Луллий....
Моя педагогическая находка «ВОЛШЕБНЫЕ КРУГИ ЛУЛЛИЯ»
Моя педагогическая находка«ВОЛШЕБНЫЕ КРУГИ ЛУЛЛИЯ»...
"Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста"
Педагогическая находка:«Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста» Дошкольный возраст является уникальным периодом развития ребенка. Именно в это время ...