Консультация для педагогов "Использование эколого-речевого материала в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
консультация
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Дзержинского района «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»
Выступление на методическом совещании.
Использование эколого-речевого материала в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Подготовила: учитель логопед
Лебедева Мария Владимировна
Новосибирск 2021
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной ценности. Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но этим оружием он может пользоваться по – разному.
Дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру.
Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.
Использование речевого материала с экологическим содержанием, позволяет учесть все выше сказанное. Так, планируя работу, используется тематическая основа, где темы в основном связаны с природой: овощи, перелётные птицы, съедобные и несъедобные грибы и другие. Рассматривая данные темы и проводя беседы, я задаю проблемные вопросы. А зачем нам насекомые? Как ты думаешь, если бы не было ядовитых грибов, было бы хорошо? Что было бы если бы?
При постановке звуков используется приём сравнения движения органов артикуляции с каким-либо живым объектом: лошадка, бабочка, комар, лягушка, кошка и так далее.
На этапе автоматизации звука широко используются слова, словосочетания, предложения, скороговорки, пословицы, где тоже отражена экологическая тематика: золотая осень, зелёные сады, сизый голубь, зимний сезон.
Например:
Расшумелись на опушке сойки и кукушки.
В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой.
Конь бежит – земля дрожит.
Собирала Маргарита маргаритки на дворе.
Растеряла Маргарита маргаритки на траве.
Для введения нового звука в свободную речь ребёнка эффективно используются различные стихи, рассказы, тексты для пересказов с интересным экологическим содержанием, которые в свою очередь позволяют одновременно воспитывать экологическое сознание и давать эмоциональную нагрузку на ребёнка.
Например, стихотворение «Март»:
«Если солнышко печёт,
Тает снег, Ручей течёт
И грачи на горе, -
Значит, март на дворе».
(В. Мусатов)
В логопедической практике не обойтись и без наглядных методов и приёмов, так как зачастую без зрительной опоры добиться результата бывает не возможно. Поэтому активно используются различные настольные игры, такие как «Чей хвост?», «Какой сок?», «Кто где живёт?», «Чьи детки?», «Времена года», «Живое — не живое», а также показ иллюстраций, картин, игрушек, связанных с живой и не живой природой.
С экологическим воспитанием связаны и другие виды коррекционной деятельности учителя-логопеда: Логопедическая поддержка работы по экологическому образованию детей; Анализ программ, методик по экологическому образованию с точки зрения их соответствия уровню речевого развития детей дошкольного возраста; Присутствие на занятиях с целью выявления уровня речевого общения детей; Участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с другими специалистами (разработка диагностических заданий с учётом материала по экологическому образованию); Составление рекомендаций для воспитателей и специалистов по учёту индивидуальных речевых особенностей детей; Анализ результатов качественной диагностики, проводимой воспитателями; Участие в составлении диагностических карт; Работа логопеда с родителями. Таким образом, использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет осуществлять эффективно коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал для работы с детьми дошкольного возраста (Кинезеологические упражнения)
Комплекс по развитию познавательных функций через движение рекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания, повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность или ра...
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека подвижных игр для детей 4-6 лет»
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека подвижных игр для детей 4-6 лет»...
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»...
Тема: «Бросовый материал в работе с детьми дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по созданию поделок из бросового матриала....
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»...
Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
методические рекомендации...
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»...