Оснащение уголка детской экспериментальной и исследовательской деятельности
методическая разработка
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»- Сергей Леонидович Рубинштейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Гвоздичка» г. Янаул
муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
(МАДОУ ДС №8 «Гвоздичка» г. Янаул)
452800, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Некрасова, 13
«Оснащение уголка детской экспериментальной и исследовательской деятельности»
Выступила: Ханова М.И.
Свое выступление я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». Действительно, ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности
Исследование — ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой. В раннем возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребёнка. Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку: взрослые думают, что ребёнок играет, развлекается и поэтому весел, однако простое действие (нажатие) является практическим исследованием свойств объекта (мнётся, пищит, принимает первоначальную форму).
Год от года опыты усложняются, ребёнок стремиться узнать как можно больше об окружающем мире. Он исследует вещества, материалы, природные явления, использует различные инструменты и приборы.
Таким образом, экспериментированием в детском саду начинают заниматься с раннего возраста.
Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе.
Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, являются:
1. безопасность для жизни и здоровья детей;
2. обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
3. достаточность;
4. доступность расположения.
В группе должна быть оборудована стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности – «мини-лаборатория», материалы в которой имеют свое определенное место:
- место постоянной выставки, где размещаются коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
- место для приборов;
- место для хранения материалов (природного, "бросового");
- место для проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);
Целью организации уголка экспериментирования и исследовательской деятельности является: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.
Задачи уголка экспериментирования:
- формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;
- развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
Требования к оформлению уголка
1. Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому уголок находится в тихом месте группы.
2.Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.
3.Безопасность. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка (марганцовка, зелёнка, уксус), предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.
Оформление уголка экспериментирования своими руками
Уголок экспериментирования представляет собой тихую зону в помещении группы. Традиционно он размещается рядом с центрами книги и продуктивного творчества, на отдалении от уголков двигательной активности и шумных игр. Оформить место для опытной деятельности можно в классическом стиле любого уголка детского сада: набор мебели, распределённая по полкам материальная база, эстетические элементы (картинки, эмблема, игрушки). Сильнее привлекает детей уголок, созданный по образцу научного центра — мини-лаборатория. Оформить зону экспериментирования можно в креативном формате: «Капсула будущего», «Экспериментариум профессора Чудакова», «Школа фиксиков»
Виды исследовательской деятельности дошкольников в уголке экспериментирования:
Игры-эксперименты. В первой и второй младших группах воспитатель организует занятия игровой направленности. Дети формируют первоначальные представления о свойствах воды, снега и льда, воздуха песка, играя: лепят пирожки из песка для кукол, замораживают воду в формочках, запускают в воду деревянные, пластиковые и резиновые игрушки, выдувают мыльные пузыри. В конце подобных занятий детям задаются вопросы: «Понравилась вам игра?», «Что нового мы узнали сегодня?», «Будем изучать другие предметы в уголке тётушки Совы?» Таким образом, акцентируется внимание на положительные эмоции от получения знаний.
Моделирование. Воспитатель предлагает детям изучить какое-либо природное явление в уголке экспериментирования (водопад, снежный буран, вихрь, образование морской пены, камнепад и т. д.). Предварительно дети рассматривают наглядный материал: картинки/фотографии явления. Практическое задание заключается в имитации условий возникновения названного явления. Например, для моделирования бурунов (волн с пенистым гребнем) дети выполняют инструкции воспитателя: в контейнер наливают воду, добавляют немного жидкого мыла, аккуратно размешивают. Каждый воспитанник берёт пластиковую трубочку, опускает в воду и делает сильный выдох. Дети наблюдают, как поверхность воды приподнимается и возникает пенный гребень. Моделирование доступно самым маленьким исследователям, они могут сымитировать листопад (подбрасывая кусочки бумаги), весеннюю капель (набрав в сито снег и наблюдая его таяние) и т. д.
Опыты. Чтобы детям было интересно достичь результата практического исследования, рекомендуется привнесение игрового элемента в занятие или проблемной ситуации. «Ребята, нам надо украсить ёлку во дворе! Попробуем сделать ледяные игрушки?», «Незнайка промок под дождём, покажем ему, как высушить одежду?», «Дети, к нам в группу пришла посылка с новым инструментом! Познакомимся?» План опытной деятельности младших и средних дошкольников проговаривается педагогом. Воспитатель показывает каждый пункт действий и следит за выполнением детьми. Дети старшей и подготовительной групп тренируются в самостоятельном построении структуры опыта, воспитатель помогает наводящими вопросами. За экспериментированием обязателен контроль педагогом.
В уголке опытно-экспериментальной деятельности воспитанники учатся фиксировать результаты исследований. Журнал проведённых опытов в младших группах заполняется воспитателем, детям предлагается дополнить записи наклейками-символами. Старшие ребята самостоятельно заполняют бланки исследований при помощи символов, зарисовывают результат эксперимента.
Развитие познавательной активности осуществляется в насыщенной предметной среде и возможности её изучения. Процесс получения информации лежит в основе дошкольного образования. Уголок экспериментирования должен стать местом, где дети испытывают восторг от непосредственного участия в предметной деятельности. Выполнение простых опытов и участие в играх-экспериментах закладывает в них исследовательские качества, которые пригодятся в школьном обучении и решении проблемных задач повседневности.
Основное оборудование в уголке это:
Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
-книги познавательного характера для младшего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани". | - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком" - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - семена бобов, фасоли, гороха . | - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. |
Средний дошкольный возраст
Компонент дидактический | Компонент оборудования
| Компонент стимулирующий |
- книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани". "Бумага", "Пуговицы" - Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
| - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые - семена бобов, фасоли, гороха - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки | - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается. |
Старший дошкольный возраст
Компонент дидактический | Компонент оборудования
| Компонент стимулирующий |
- модели с алгоритмами выполнения опытов; - серии картин с изображением природных сообществ; - книги познава -тельного харак -тера, атласы; - тематические альбомы; - коллекции - мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня".
| - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов , - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки ; - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора ; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; - красители: пищевые и непищевые - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи - сито, воронки - половинки мыльниц, формы для льда -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки | - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; - карточки-под - сказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
|
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе могут быть организованы подвижные уголки экспериментирования. Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования помещают коллекция полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, справочная литература. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями. Она представляет собой этажерку на колесиках с полками, на которых размещаются материалы и оборудование.
Не маловажную роль в организации поисковой деятельности играет педагог. Но в зависимости от уровня сформированности исследовательских навыков у дошкольников, доля активности воспитателя меняется. Так, при формировании первичных представлений и навыков самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Самостоятельность в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи.
При дальнейшем развитии навыков исследовательской деятельности процент самостоятельности детей увеличивается за счет самостоятельного поиска метода и решения проблемы. Здесь же самостоятельность может проявляться через объединение детей в группы для коллективного поиска решения проблемы.
Высшим достижением в данной деятельности может являться тот факт, что активность и самостоятельность детей проявляется на всех этапах эксперимента: постановка проблемы, поиск метода и само решение.
Но независимо от того, какую роль играет педагог в эксперименте: активного участника, помощника или наблюдателя, он всегда помогает раскрыть потенциал ребёнка, развить его личностные качества в деятельности.
Своё выступление я хочу закончить китайским изречением:
- То, что я услышал, я забыл.
- То, что я увидел, я помню.
- То, что я сделал, я знаю!
Действительно, эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность, где психолого-педагогические условия являются определяющим фактором.
Памятка для воспитателя «Организация детского экспериментирования»
1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.
2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире
3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной)
4.Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.
5.Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.
6.Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.
7.Ведется фиксация результатов эксперимента.
8.Наблюдается системность в проведении экспериментирования.
9.Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.
10.Оснащенность уголка соответствует требованиям и данной возрастной группе.
Используемая литература
1.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
5. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа «Практическое применение опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности».
Творческая работаТема: «Практическое применение опытно – экспериментальнойи исследовательской деятельности»....
Консультации для воспитателей «Требования к организации и проведению экспериментальной и исследовательской деятельности с дошкольниками».
Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задаёт вопросы, и тревожно, когда он их не задаёт. Детская любознательность, если её удаёт...
Картотека экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольников
В данном материале представлена подборка проведения экспериментов для познания окружающего мира...
План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".
План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....
"Волшебные губки " развитие познавательного интереса в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности
Занятие посвященно исследовательской деятельности. По своей природе дети исследователи. Поисковая работа - естественное состояние ребенка. Он любит познавать окружающий мир. Для ребенка важно получени...
МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»Заводского района г.Саратова МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...
Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современного детского сада
Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста от 2 до 3 летАктуальность Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка...