МАСТЕР-КЛАСС «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине»
презентация

Титова Дарья Александровна
•Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта обучения рассказыванию по картине.
•Задачи:
•1. Демонстрация опыта работы обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста.
•2. Разработка модели  интеграции обучения рассказыванию образовательной области «Коммуникация»  с другими образовательными областями.
•3. Формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности.
•4. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области  педагогической деятельности с дошкольниками.
•5. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.
 

ИНДУКТОР
«Актуальность темы мастер-класса».

Формирования коммуникативной компетентности на ступени до­школьного образования:

•развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
•развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

 

•практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мнемотехника95.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине»

Слайд 2

Тема: «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине». Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта обучения рассказыванию по картине.

Слайд 3

Задачи: 1. Демонстрация опыта работы обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста. 2. Разработка модели интеграции обучения рассказыванию образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями. 3. Формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности. 4. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками. 5. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.

Слайд 4

ИНДУКТОР « Актуальность темы мастер-класса». Формирования коммуникативной компетентности на ступени до­школьного образования: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны , грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности ; практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Слайд 5

РЕКОНСТРУКЦИЯ. Описание предполагает, прежде всего, называние объекта, перечисление его свойств, качеств, действий с ним, затем эмоциональную оценку говорящего. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Повествование — это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Структура повествования более жесткая (начало, середина, конец), перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения события. Рассуждение содержит в себе тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. В рассуждении развиваются такие умения ребенка, как объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказывание.

Слайд 6

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ . Какие виды рассказывания по картине вы знаете?

Слайд 7

Виды рассказывания по картине. Описание предметных картин — связное последовательное описание предметов, животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни. Описание сюжетной картины — описание ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет). Рассказ по последовательной сюжетной серии картин . Ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец. Повествовательный рассказ по сюжетной картине . Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. Описание пейзажной картины и натюрморта , навеянное настроением, часто включает элементы повествования

Слайд 8

ЗАДАНИЕ №2: Составьте примерную схему методики проведения обучения рассказыванию по картине.

Слайд 9

Методика проведения обучения рассказыванию по картине: Эмоциональное начало. Краткая вступительная беседа, устанавливающая связь НОД с предшествующими наблюдениями, играми, другой деятельностью. Если воспитатель не проводит такую беседу, то дети оказываются неподготовленными к восприятию, а вопросы типа «Что нарисовано на картине?» или <Что вы видите на картине?» нередко побуждают дошкольников к простому перечислению всего, что попадает в поле их зрения. Последующие вопросы «А еще что вы видите на картине? А еще?» нарушают целостное восприятие картины и приводят к тому, что дети без связи одних фактов с другими указывают на изображенные предметы Подготовительная работа по обучению рассказыванию . Основная работа: составление рассказов. Есть два основных вида рассказывания: р епродуктивный (воссоздающий, использующий опору) вид рассказывания и творческий вид рассказывания. Итог.

Слайд 10

Какие методы используются на этапе подготовительной работы по обучению рассказыванию

Слайд 11

Наглядный метод: Рассматривание. Цели : привлечь внимание детей к картине; способствовать развитию зрительного восприятия . Рассматривание картины, т.е. сенсорного обследования, включает: восприятие объекта картины в целом; вычленение его характерных особенностей; определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.); вычленение более мелких частей или деталей предмета картины и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета картины.

Слайд 12

Словесный метод: Беседа по картине. Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет картины; активизировать знания детей об окружающем. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включить в нее разные виды вопросов.

Слайд 13

Словесный метод: Чтение художественной литературы о персонажах и предметах , которые есть на картине. Цели : обогатить речь детей литературными речевыми образцами ; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной. Практический метод: игровые упражнения.

Слайд 14

Методы и приемы к составлению описательных (репродуктивных) рассказов по предметной картине и сюжетной картине Основной этап работы - составление рассказов. Есть два основных вида рассказывания: репродуктивный (воссоздающий, использующий опору) вид рассказывания и творческий вид рассказывания.

Слайд 15

ЗАДАНИЕ №5: Упражнение «Шкатулка методов и приемов».

Слайд 16

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ КАРТИНЫ: игровой прием «Расскажем кому-то» выбор объекта для описания сочетание рассматривания картины с показом игрушки составление рассказа по образцу. иногда можно как бы поставить ребенка на место того, кто нарисован образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой составление рассказа по вопросам воспитателя

Слайд 17

составление описательного рассказа по схеме. составление описательного рассказа по сенсорным символам составление описательного рассказа по мнемотаблице. составление описательного рассказа по цветовым символам составление сравнительного рассказа по аналогии параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов

Слайд 18

ОПИСАНИЕ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЫ, СЕРИИ: составление описательного рассказа сюжетной картины, серии по плану. частичное описание сюжетной картины, серии описание сюжетной картины, серии с помощью ориентировочных схем. описание сюжетной картины, серии с помощью схематично изображенных деталей. описание сюжетной картины по памяти с появляющимися деталями.

Слайд 19

составление рассказа по сюжетной картине по опорным символическим изображениям составление рассказа по сюжетной картине по аналогии составление рассказа по сюжетной картине по предложениям, составленным из опорных слов. составление рассказа по сюжетной картине по картографической схеме составление текста коллективно (командами).

Слайд 20

нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине. составление рассказа в сочетании с моделированием содержания картины прием вхождения в картину прием фотографирования. «разговор по телефону», прием составления письма

Слайд 21

Описание пейзажных картин и натюрмортов. использование вопросов типа: «Что художнику кажется интересным, красивым?»; Что художнику хотелось рассказать о?..». Почему художник так назвал свою картину? использование поэтических произведений одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями

Слайд 22

показ двух картин, чтение отрывков из произведения и спросить : «К какой картине они подходя? Почему?» описание того, что больше всего понравилось в картине , а остальные дети должны догадаться, о каком предмете (месте) идет речь; сравнение разных по настроению картин. Например, интересно проходит сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники».

Слайд 23

ПРАВИЛА ДЛЯ СМЕЛЫХ И УПОРНЫХ ПЕДАГОГОВ Если вы испытываете затруднения в работе по составле­нию рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда и не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью... Но знайте: количество вопросов обратно пропорцио­нально уровню мастерства. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла. После проведения НОД просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задали детям, и замените их одним, более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине»

Демонстрация опыта работы обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию по картине в старшей группе".

Рассматривать картину начните с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правиль­ному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить  отвечать на вопросы.  ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картинеучить рассказывать о содержании сюжетной картины; стимулировать творческую активность детей, ф...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!».

Приоритетная задача: развитие связной речи.Образовательные задачи: уточнение и активизация словаря по теме «Зима»; формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждат...

Мастер-класс «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине в старшей группе»

Обобщение и распространение личного педагогического опыта для педагогов дошкольного образования....

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине....