МАСТЕР-КЛАСС «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине»
презентация к уроку по развитию речи на тему
Демонстрация опыта работы обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_razvitiyu_rechi.pptx | 197.88 КБ |
prilozhenie_k_prezentatsii.docx | 128.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине». Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта обучения рассказыванию по картине.
Задачи: 1. Демонстрация опыта работы обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста. 2. Разработка модели интеграции обучения рассказыванию образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями. 3. Формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности. 4. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками. 5. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Метод выяснения ожиданий и опасений «Весеннее дерево». Цель: выявить ожидания и опасения участников, каждому участнику - сформулировать свои потребности и ожидания и одновременно осознать их.
Проблемная ситуация – индуктор.
ИНДУКТОР « Актуальность темы мастер-класса». Формирования коммуникативной компетентности на ступени дошкольного образования: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны , грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности ; практическое овладение воспитанниками нормами речи».
САМОКОНСТРУКЦИЯ В каких из образовательных областей можно успешно использовать навыки дошкольников, приобретенные при обучении рассказыванию по картине и почему?
Задание №1 : Метод «Кирпичики» . Цель: выделить основные понятия и проблемы по предложенной теме
Образовательные области Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка
РЕКОНСТРУКЦИЯ. Описание предполагает, прежде всего, называние объекта, перечисление его свойств, качеств, действий с ним, затем эмоциональную оценку говорящего. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Повествование — это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Структура повествования более жесткая (начало, середина, конец), перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения события. Рассуждение содержит в себе тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. В рассуждении развиваются такие умения ребенка, как объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказывание.
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ . Какие виды рассказывания по картине вы знаете?
Виды рассказывания по картине . Описание предметных картин — связное последовательное описание предметов, животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни. Описание сюжетной картины — описание ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет). Рассказ по последовательной сюжетной серии картин . Ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец. Повествовательный рассказ по сюжетной картине . Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. Описание пейзажной картины и натюрморта , навеянное настроением, часто включает элементы повествования
ЗАДАНИЕ №2 : Составьте примерную схему методики проведения обучения рассказыванию по картине.
Методика проведения обучения рассказыванию по картине: Эмоциональное начало. Краткая вступительная беседа, устанавливающая связь НОД с предшествующими наблюдениями, играми, другой деятельностью. Если воспитатель не проводит такую беседу, то дети оказываются неподготовленными к восприятию, а вопросы типа «Что нарисовано на картине?» или <Что вы видите на картине?» нередко побуждают дошкольников к простому перечислению всего, что попадает в поле их зрения. Последующие вопросы «А еще что вы видите на картине? А еще?» нарушают целостное восприятие картины и приводят к тому, что дети без связи одних фактов с другими указывают на изображенные предметы Подготовительная работа по обучению рассказыванию . Основная работа: составление рассказов. Есть два основных вида рассказывания: р епродуктивный (воссоздающий, использующий опору) вид рассказывания и творческий вид рассказывания. Итог.
Какие методы используются на этапе подготовительной работы по обучению рассказыванию
Наглядный метод: Рассматривание. Цели : привлечь внимание детей к картине; способствовать развитию зрительного восприятия . Рассматривание картины, т.е. сенсорного обследования, включает: восприятие объекта картины в целом; вычленение его характерных особенностей; определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.); вычленение более мелких частей или деталей предмета картины и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета картины.
Словесный метод: Беседа по картине. Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет картины; активизировать знания детей об окружающем. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включить в нее разные виды вопросов.
Словесный метод: Чтение художественной литературы о персонажах и предметах , которые есть на картине. Цели : обогатить речь детей литературными речевыми образцами ; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной. Практический метод: игровые упражнения.
ЗАДАНИЕ № 3 Прочитать предложенные на карточке игровые упражнения. Проиграть в одно из них с участниками мастер-класса
Языковые игровые упражнения Цели : выявлять языковые закономерности; формировать навык использования данных закономерностей в речи; формировать грамматические формы русского языка; развивать языковое чутье.
В ходе этапа подготовительной работы и на других этапах используется основной словесный прием: вопрос.
ЗАДАНИЕ №4: Задай вопрос.
Методы и приемы к составлению описательных (репродуктивных) рассказов по предметной картине и сюжетной картине Основной этап работы - составление рассказов. Есть два основных вида рассказывания: репродуктивный (воссоздающий, использующий опору ) вид рассказывания и творческий вид рассказывания.
ЗАДАНИЕ №5: Упражнение «Шкатулка методов и приемов».
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ КАРТИНЫ: игровой прием «Расскажем кому-то» выбор объекта для описания сочетание рассматривания картины с показом игрушки составление рассказа по образцу. иногда можно как бы поставить ребенка на место того, кто нарисован образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой составление рассказа по вопросам воспитателя
составление описательного рассказа по схеме. составление описательного рассказа по сенсорным символам составление описательного рассказа по мнемотаблице . составление описательного рассказа по цветовым символам составление сравнительного рассказа по аналогии параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов
ОПИСАНИЕ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЫ, СЕРИИ: составление описательного рассказа сюжетной картины, серии по плану. частичное описание сюжетной картины, серии описание сюжетной картины, серии с помощью ориентировочных схем. описание сюжетной картины, серии с помощью схематично изображенных деталей. описание сюжетной картины по памяти с появляющимися деталями.
составление рассказа по сюжетной картине по опорным символическим изображениям составление рассказа по сюжетной картине по аналогии составление рассказа по сюжетной картине по предложениям, составленным из опорных слов. составление рассказа по сюжетной картине по картографической схеме составление текста коллективно (командами).
нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине. составление рассказа в сочетании с моделированием содержания картины прием вхождения в картину прием фотографирования. «разговор по телефону», прием составления письма
Повторение приемов Составление описательного рассказа сюжетной картины, серии по плану Частичное описание сюжетной картины, серии Описание сюжетной картины, серии с помощью ориентировочных схем Описание сюжетной картины, серии с помощью схематично изображенных деталей. Описание сюжетной картины по памяти с появляющимися деталями. Составление рассказа по сюжетной картине по опорным символическим изображениям Составление рассказа по сюжетной картине по аналогии Составление рассказа по сюжетной картине по предложениям, составленным из опорных слов Составление рассказа по сюжетной картине по картографической схеме составление текста коллективно (командами). Прием вхождения в картину прием «разговор по телефону» Прием составления письма
ЗАДАНИЕ №6 : Составить опорные слова для рассказа по картине.
Описание пейзажных картин и натюрмортов. использование вопросов типа: «Что художнику кажется интересным, красивым?»; Что художнику хотелось рассказать о?..». Почему художник так назвал свою картину ? использование поэтических произведений одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями
показ двух картин, чтение отрывков из произведения и спросить : «К какой картине они подходя? Почему?» описание того, что больше всего понравилось в картине , а остальные дети должны догадаться, о каком предмете (месте) идет речь; сравнение разных по настроению картин. Например, интересно проходит сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники».
Метод выяснения ожиданий и опасений «Весеннее дерево». Цель: оценить результативность проведенного мастер-класса
РЕФЛЕКСИЯ - Упражнение «Шесть шляп мышления»: Осознание собственной и коллективной только что произведенной деятельности . Осознание метода, приведшего к активности познавательной деятельности
- «белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции; - «желтая шляпа» называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом мастер-классе; - «черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что на мастер-классе не понравилось или, что принять нельзя; - «красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе мастер-класса; - «зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества - где и как еще можно использовать полученный опыт; - «синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем.
ПРАВИЛА ДЛЯ СМЕЛЫХ И УПОРНЫХ ПЕДАГОГОВ Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда и не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью... Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла. После проведения НОД просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задали детям, и замените их одним, более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди .
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине»
(в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования)
Тема: Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине.
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта обучения рассказыванию по картине.
Задачи:
1. Демонстрация опыта работы обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста.
2. Разработка модели интеграции обучения рассказыванию образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями.
3. Формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности.
4. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками.
5. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.
.
Подготовка к мастер-классу:
Материал и оборудование:
- По количеству участников: изображение дерева, овалы желтого и коричневого цвета - почки, зеленые листья, маркеры, цветные листочки.
- Для трех микрогрупп: таблицы для заполнения матрицы.
- Цветные карточки с 6-ю шляпами: красная, белая, синяя, черная, зеленая, желтая из бумаги и текстом рефлексии на каждой; плакат – дерево; ноутбук и компьютерная презентация.
- Презентация по теме.
- Маркеры и цветные листочки, 1\4 часть ватмана на микрогруппу по 2 штуки.
- Сюжетная картина на экране.
- Шкатулка.
Ход мастер-класса:
Литература:
- Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Борович. - М., 1981.
- Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. - М., 2006.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский, - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.
- Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. Ч. 2. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду/В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Б. С. Лейкина и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1988.— 270
- Зрожевская, А.А. Обучение монологам-описаниям //Дошкольное Воспитание. — 1986. — 12.
- Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. - 32 с.
- Короткова, Э. П. Принципы обучения речи в детском саду / Э. П. Короткова. — Ростов н/д, 1975.
- Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев // Возрастная и педагогическая психология; сост. М.О. Шуаре. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1992. - С. 42-53
- Леонтьев, АА. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев // Избр. психол. тр. - М.: Изд- во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 536 с.
- Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Пол ред. проф. Л. Б. Баряевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с.
- Лосева, И.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009с.
- Методические материалы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Е.Н. Кутепова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 91 с.
- Мигунова, Е.В. Изучение курса «Теория и методика развития речи детей» на заочном отделении [Текст]: учеб.-метод. пособие; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 105 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
- Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Н.А.Стародубова. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.
- Ткаченко, Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М., 2005.
- Ткаченко, Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Филичева, Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей и логопедов.
- Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 560 с.
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. - СПб. : Союз, 1997. - 250 с.
- Сластёнин, ВА Педагогика / В.А. Сластёнин [и др.]. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
- Сохин, ФА. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2002. - 224 с.
- Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко [и др.]. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
- Флёрина, ЕА. Живое слово в дошкольном учреждении: учеб. пос. для дошк. отделений пед. техникумов и пед. вузов / Е.А. Флёрина. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1933. - 56 с.
- Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. - www.rg.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию по картине в старшей группе".
Рассматривать картину начните с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правильному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить отвечать на вопросы. ...
Мастер-класс «Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством изобразительной графики»
Мастер-класс для педагогов...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»
развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картинеучить рассказывать о содержании сюжетной картины; стимулировать творческую активность детей, ф...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!».
Приоритетная задача: развитие связной речи.Образовательные задачи: уточнение и активизация словаря по теме «Зима»; формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждат...
Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине.
Формирование правильной устной речи детей....
Мастер-класс «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине в старшей группе»
Обобщение и распространение личного педагогического опыта для педагогов дошкольного образования....
Мастер-класс "Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования цветных палочек Киюзенера"
Палочки Кюизенера как дидактическое средство развития математических представлений у детей являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятель...