Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине.
консультация по развитию речи
Формирование правильной устной речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_u_doshkolnikov_posredstvom_obucheniya_rasskazyvaniyu_po_kartine.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №12
Педсовет №3
Доклад на тему: Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине с применением технологии ТРИЗ.
Подготовил воспитатель: Конашенкова Н.Н.
Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине.
Известный педагог К.Д. Ушинский писал: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать все стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи, развивать связную речь и формировать грамматический строй. Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине.
В методике развития речи дошкольников, использованию картин принадлежит ведущая роль. Картина может быть предметная (на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные) сюжетная (где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом), фотография, иллюстрация, диафильм, рисунок), при умелом использовании описании картины позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым. С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам, чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни. При описании картины дети запоминают выражения и новые слова, которыми пользуются в повседневном быту, осваивают новые словосочетания, фразы, предложения.
Польза картины заключается в том, что дети приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете, учатся логично и последовательно выражать свои мысли, то есть картинка, одновременно развивает ум и речь. «Попробуйте рассказать двум детям, один и тот же рассказ, одному по картине, второму - без картины - и мы оценим тогда все значение картины для детей».
Занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группе основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.
На всех занятиях с использованием картин перед воспитателем, прежде всего, стоят следующие задачи:
1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;
2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;
3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.
Занятие по картине, которую дети видят впервые, начинается, с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правильному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить их отвечать на вопросы.
В беседе по картине вопросы воспитателя — основной прием обучения. Своими вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысль детей последовательно от одной части картины к другой, от одной детали к другой.
Постепенность рассматривания картины способствует воспитанию целенаправленного внимания, учит наблюдать, в результате чего у детей создаются отчетливые представления. Беседа воспитателя с детьми по картине носит живой, непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и впечатлениями.
В младшей и средней группах после такой беседы по картине, когда картина рассматривается по частям, воспитатель объединяет все высказывания детей в связный рассказ и тем самым воссоздает у своих маленьких слушателей цельное представление о картине.
В старшей и подготовительной группах после беседы по картине воспитатель может перейти к обучению детей рассказыванию, т. е. предложить детям составить рассказ по картине.
Но есть одно «НО»
Во время описании картины дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Отличается лишь количество предложений и их развернутость. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Решить эту проблему поможет технология ТРИЗ. (способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.)
Для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картине, целесообразно проводить описанные мною ниже игры и творческие задания.
Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине. Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.
Игра «Фотографирование» схематично зарисовать все предметы, как будто сфотографировали их, воспитатель на доске, а дети у себя на листах.
Игра «Вхождение в картину» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе. Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами.
Игра «Живые картинки» Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине.
Игра «Превращение в объект на картине» Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).
Игра «Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».
Игра «Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения.
И заканчивая свой доклад, хочу отметить, что картины имеют особое значение в развитии речи в частности связной, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. В процессе рассматривания картин педагог, постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т.е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине»
Демонстрация опыта работы обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста....
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию по картине в старшей группе".
Рассматривать картину начните с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правильному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить отвечать на вопросы. ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»
развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картинеучить рассказывать о содержании сюжетной картины; стимулировать творческую активность детей, ф...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!».
Приоритетная задача: развитие связной речи.Образовательные задачи: уточнение и активизация словаря по теме «Зима»; формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждат...
Мастер-класс «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине в старшей группе»
Обобщение и распространение личного педагогического опыта для педагогов дошкольного образования....
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»
развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине....
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Обучение рассказыванию по картине "Таня не боится мороза"
Способствует формированию умения составлять рассказ по картине, используя мнемотаблицу, анализаторы для восприятия содержания картины, методы и приемы ТРИЗ-технологии, такие как "Хорошо-плохо&quo...