Главные вкладки
Развивающая предметно пространственная среда МБДОУ Детский сад № 8 «Огонёк» общеразвивающего вида
проект
Необходимо помнить, что развивающая среда не может быть построена окончательно, «завтра» она уже перестанет стимулировать развитие, а «послезавтра» – тормозить его. Таким образом окружение ребенка требует постоянных изменений, среда должна «расти» вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.63 МБ |
![]() | 21.96 КБ |
![]() | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с законом «Об образовании» и реализацией ФГОС ДО. Программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Противоречия Необходимо помнить, что развивающая среда не может быть построена окончательно, «завтра» она уже перестанет стимулировать развитие, а «послезавтра» – тормозить его. Таким образом окружение ребенка требует постоянных изменений, среда должна «расти» вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя. Некоторые центры развития расположены стационарно, другие рассредоточены по группе. Более сконцентрирован игровой центр, хотя игровая деятельность может осуществляться и в других центрах. .
Проблема Создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации предметно-развивающей среды, которые в большей степени, были связаны с ориентацией на ребенка как на объект педагогического воздействия. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ.
Цель Достижение современного качества дошкольного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на основе организации информационно-методических , материально-технических, организационно-содержательных условий для развития личностных качеств детей (активности, инициативности и др.)
Задачи изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное воспитание и развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования; разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей; организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов; создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной, исследовательской, поисковой, экспериментирования); комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним; обеспечение богатства сенсорных впечатлений, разнообразие сред, их рациональное расположение; содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;
Ожидаемый результат Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов. Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
Требования к результату Необходима четкая фиксация требований к результату выраженная в количественных или качественных показателях (мониторинг ПРС для выявления ее несоответствий ФГОС ДО). Изменение отношения родителей к детскому саду Повышение педагогической грамотности у родителей (привлечение родителей 70%) Привлечение узких специалистов, воспитателей администрации 100%.
Этапы организации проекта Организационный Изучение современной литературы, научных разработок в области развивающей среды, анализ ПРС в группах МБДОУ, составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. Анализ материально - технической базы для усовершенствования среды. Практический Проведение: педсоветов, консультаций для воспитателей, посещение семинаров, проведение смотров-конкурсов среди групп. Зонирование групп согласно принципам ПРС. Подбор и приобретение необходимых игрушек, пособий, мебели и т.д. Круглый стол для родителей Обобщающий Мониторинг проведенной работы. Размещение презентации на сайте МБДОУ обновленной ПРС.
Исполнители Участники проекта – дети, педагоги, родители. Ресурсы 1.Методическая литература 2. Методическое обеспечение. 3.Спонсорская помощь родителей. 4.Человеческий ресурс: педагоги, дети, родители. 5. Интернет
План повышения профессиональной компетентности педагогов в области создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ мероприятие содержание 1-й этап – подготовительный Консультация Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в контексте новых требований Цикл педагогических чтений Изучение материалов организации работы по образовательным областям в соответствии с ФГОС, определение элементов предметной среды по каждой области. Педагогическая гостиная Знакомство с опытом работы детских садов России. Сайт-экспедиция Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование. Бюро находок Обсуждение возможных компонентов среды. содержание
2-й этап – основной Мини-презентация. Представление проектов создания развивающей среды каждым педагогом. Электронный методический банк Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями) Наглядно-дидактический материал в методическом кабинете Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды. Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результатам анкетирования и диагностики) Выступление на Педагогическом совете Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм
3-й этап – рефлексивный Диагностика Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта
Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды 1. Открытость среды для преобразований: - наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.); - наличие не жестко закрепленных центров активности.
2. Современность среды: - наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования (радиоуправляемые машины, игрушечные мобильные телефоны, многофункциональные игрушки, «говорящие, ходящие куклы» и пр.); - наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (телевизор, детские игровые компьютеры и пр.); наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры ( трансформируемость , полифункциональность и пр.). 3. Ориентированность на физическое развитие : - наличие специально оборудованного физкультурного уголка; - наличие пространства для осуществления физической активности; - наличие уголка по валеологии .
4. Приспособленность для познавательной деятельности: - наличие дидактических игр, материалов; - наличие книжного уголка с набором разнообразных книг; - наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы) - наличие материала для экспериментальной деятельности 5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр: - наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями; - наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр
6. Ориентированность на творческое развитие: - наличие игр и материалов для организации творческой активности детей; - наличие пространства для организации творческой активности детей. 7. Элементы природы в среде: - наличие специально оборудованного уголка природы; - наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды); - прочие элементы природы в среде. 8. Комфортность среды: - наличие мягкой, комфортной мебели; - наличие уголка психологической разгрузки; - наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото; - оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).
9. Эстетика среды: - наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.); - наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола); - сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.). 10. Безопасность среды: - обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность. - соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН ;
11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение: - наличие необходимой документации - соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий. 12. Создание информационного пространства для родителей: - содержание информационных материалов для родителей, - эстетика оформления, - наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.
Стенды
Организованная таким образом предметная развивающая среда , направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей .
Цифровая среда в современной дошкольной образовательной организации
Новая реальность созда е т давление на систему образования с двух разных направлений Общекультурное: компьютеры стали неотъемлимой частью нашей жизни и должны быть поняты каждым членом общества Утилитарное – без подготовки кадров , свободно ориентирующихся в процессах информатизации , современное мировое хозяйство не выживет : Россия и вся планета Земля развивают цифровую экономику
Годовой курс программирования для дошкольников разрабатывался и внедрялся Академией Наук РФ в течение 10 лет Деятельностно – игровой подход, около 30 недель, 35-минутное занятие раз в неделю, группа 8-12 детей, 20 минут - коллективные активности с использованием специально разработанных учебных пособий ; 15 минут - практикум на планшетах – прохождение от 4 до 10 уровней компьютерный игры в системе ПиктоМир . Применяются технологии ИИ. К концу курса у каждого ребенка набирается опыт самостоятельного составления и отладки 100+ простейших программ.
«Уроки внедрения курса Алгоритмика для дошколят» 1. Нужно с первого же занятия вводить и обсуждать вербально интуитивно понятную детям и воспитателям систему понятий. 2. Должна быть создана методика , позволяющая детям отработать в игре роли объектов и субъекта-программиста, выполняя все предусмотренные в системе понятий взаимодействия между всеми объектами и между объектами и программистом. 3. Должно быть создано достаточное количество логически и графически различных виртуальных роботов. 4. Система программирования должна быть бестекстовой , допускать безэкранную работу - обеспечивать единообразное управление и виртуальными и реальными объектами поддерживать кооперативную работу команды детей над одним заданием. Безэкранность оказалось возможным реализовать только в последние годы, за счет развития систем Искусственного Интеллекта
Согласно Л.С. Выготскому, осознание любого общего принципа требует комплексного освоения ребенком некоторой системы научных понятий : Принцип программного управления может быть понят, осознан ребенком только после усвоения изложенной выше, достаточно сложной системы из 12 научных понятий. Осознанное усвоение этих понятий станет возможным, только если ребенку будут предложены деятельности, позволяющие ему в игровой форме «вжиться» во все эти 12 понятий, «пропустить их через себя».
Для «вживания» в систему научных понятий программирования все деятельности хороши, например традиционные раскраски
К раскрашиванию добавляются новые активности – собирание поля из ковриков, рисование маршрута, пультовое управление Ползуном и другими роботами для движения по заданному маршруту и, наконец, «взрослая» работа - составление программ
Робот ползун Внутри Ползуна – надежный шахтерский свинцовый аккумулятор НО Ползун, подобно планшету, учебное пособие, а не игрушка для самостоятельной игры детей
С помощью пиктограмм на карточках планируем действия по управлению Ползуном для перевода его в желтую клетку
С помощью пиктограмм на кубиках планируем действия по управлению Ползуном для перевода его в желтую клетку
Планируем действия по управлению Ползуном для перевода его в желтую клетку
Планируем действия по управлению Ползуном для перевода его в желтую клетку в клетку с цифрой 1
Ползун везет Тягуна в гости к другим роботам
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РППС В ГРУППАХ
Внешний вид:
• Единый эстетический стиль, комфортная и уютная обстановка для детей;
• Гармоничная цветовая гамма;
• Мебель ярких цветов
Требования СанПин
Санитарное состояние: достаточно зонированное пространство для помещения, освещение, в том числе и естественное, оптимальный температурный режим, чистота
Мебель и крупное игровое оборудование:
• Соответствует количеству детей, хватает для единовременного использования всеми детьми;
• соответствует росту детей (наличие маркировки);
• в хорошем состоянии, безопасно (имеет закругленные края, отсутствуют повреждения поверхностей, устойчивая);
• наличие мягкого оборудования (коврики в отдельных зонах группы (3–4 шт., диван/кресло для детей, подушки, кресла/груши, мягкие острова)
Что входит в РППС
Специалисты РАО рекомендуют разделить всю инфраструктуру РППС на: инвариантную и вариативную.
Инвариативная Обеспечивает решение задач ФГОС ДО в ходе реализации ФОП ДО
Вариативная Обеспечивает решение задач с учетом социокультурных, региональных особенностей ДОО, особенностей организации ДО субъектов РФ
Главная задача
Создать образовательное пространство, которое обеспечит единство РППС и содержательное общение взрослых и детей.
При этом РППС должна соответствовать:
• ФОП ДО и ФГОС ДО;
• возрастным особенностям детей;
• санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
• законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия продукции, защиты прав потребителей.
Требования ФГОС к наполнению
Насыщенность
Трансформируемость
Полифункциональность
Вариативность
Доступность
Безопасность
Как организовать групповое пространство
В методических рекомендациях Минпросвещения и РАО составители предлагают три варианта проектирования РППС: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности (письмо Минпросвещения России от 13.02.2023 № ТВ-413/03).
Рассмотрим варианты проектирования более подробно ниже.
По пространствам (зонирование)
Специалисты РАО рекомендуют объединить все оборудование группового помещения по трем пространствам: активной деятельности, спокойной деятельности, познания и творчества.
В пространстве активной деятельности разместите оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми. Чтобы дети имели выбор, в центре должно быть представлено большое количество игрушек. Периодически состав предметов должен обновляться, чтобы поддерживать интерес детей.
В пространстве спокойной деятельности оформите зону релаксации, конструктивных, театрализованных и настольных игр. Положите книги, установите мягкую детскую мебель, организуйте места для приема пищи.
В пространстве познания и творчества установите оборудование для экспериментирования и творчества.
Планируйте зоны так, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. Выделение зон и организация центров активности не противоречат друг другу. Размещайте мобильные центры в рабочей и активной зонах, а зону спокойствия оставьте для отдыха.
Функциональные модули
Вариант проектирования среды — использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей.
Функциональный модуль — это группа функционально связанных компонентов по видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования, инвентаря.
Каждый модуль должен охватывать пять образовательных областей по ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. При этом учитывайте индивидуальные и возрастные особенности дошкольников. Так, каждый модуль должен быть ориентирован на возрастные группы.
РППС детского сада может включать следующие функциональные модули:
• игровой;
• физкультурно-оздоровительный;
• музыкальный;
• художественно-творческий;
• поисково-исследовательский;
• релаксации;
• логопедический;
• психологического сопровождения;
• дефектологический.
Если в детском саду функционируют разновозрастные группы, скорректируйте под них содержательное и количественное наполнение функциональных модулей. Наполнение их будет зависеть от количества и возраста детей.
По центрам активности
Другой вариант оформления пространства групповой комнаты — центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности.
Количество и содержание центров будет зависеть от возраста воспитанников. Специалисты Минпросвещения и РАО рекомендуют оформить в группах раннего возраста 6 центров детской активности, а в группах дошкольного возраста — 12. Список центров для возрастных категорий смотрите ниже в таблице.
Группы раннего возраста от 1 года до 3 лет
Центр двигательной активности
Центр сенсорики и конструирования
Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр
Центр творчества и продуктивной деятельности
Центр познания и коммуникации (книжный уголок)
Центр экспериментирования и труда
Группа дошкольного возраста от 3 до 7 лет
Центр двигательной активности
Центр безопасности
Центр игры
Центр конструирования
Центр логики и математики
Центр экспериментирования
Центр познания и коммуникации
Книжный уголок
Центр театрализации и музицирования
Центр уединения
Центр коррекции
Центр творчества
Советы
№1
Внимание
Акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения — тоже составляющие РППС группы
Выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников. Педагогу сложно изменить цвет интерьера стен. Поэтому утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение можно, используя яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, игрушки, картины и постеры в рамах, передвижное оборудование.
№2
Центры детской активности можно сделать мобильными. Это позволит уместить в группе все центры, которые рекомендуют эксперты Минпросвещения и РАО. Мобильный центр — это передвижной оборудованный комплекс. Его наполнение зависит от педагогических задач.
Основа мобильного центра — передвижные модули: полки, стеллажи, контейнеры с колесиками. Такую мебель выкатывают от стен или подоконников во время использования и убирают обратно, чтобы освободить место для игр.
Когда организуете РППС в группах, учитывайте принцип интеграции образовательных областей. Цель интеграции — объединить знания из разных областей. Так воспитанники будут целостно воспринимать то, что они изучают, и сразу же проверять на практике. Интеграция делает занятия практико-ориентированными.
Передвижное оборудование наполняют развивающими игровыми материалами с учетом возраста детей группы. Наполнение мобильных центров меняют в зависимости от текущих воспитательно-образовательных задач: тематики ООД, тематики игр, мероприятий.
У детей дошкольного возраста любые виды деятельности тесно переплетены с игрой. А познание и экспериментирование легко переходят в творческую сюжетно-ролевую игру, так же как и двигательная активность, труд или знакомство с литературным произведением. Поэтому игровой модуль будет системообразующим. Бытовой модуль может включать в себя то, что связано с приемом пищи, трудовыми поручениями, трудовой деятельностью. Модуль релаксации может состоять из зоны отдыха и релаксации, мягкой детской мебели, книжных стеллажей, столиков, за которыми детьми могут смотреть книги, играть в спокойные игры.
№3
Создайте в спокойной зоне «Уголок настроения»
Заведите правило, по которому ребенок может показать свое настроение с помощью смайликов или фигурок. Для этого ему надо выставить фигурку на установленное место или зафиксировать смайлик на доске. «Уголок настроения» поможет сформировать у дошкольников первичные навыки рефлексии, а воспитателю позволит контролировать, какие эмоции у воспитанников преобладали. Так воспитатель может оценить, насколько комфортно ребенку в детском саду.
Наполняя или дополняя РППС, помните о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль. Так вы обеспечите комфортную и уютную обстановку для детей.
№4
Все, что обычно размещаете на стендах для родителей, дублируйте на сайте, в соцсетях и чатах.
Родители должны узнавать о новостях и мероприятиях, которые проходят в детском саду. Поэтому наглядную информацию, которую размещаете на стендах, отправляйте родителям в чаты или размещайте на официальном сайте детского сада.
В наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников, включайте детские поделки и рисунки, а также образовательно-развивающие плакаты. Например, по правилам безопасного поведения. Следите, чтобы информация на плакатах для детей была в виде изображений, ведь не все воспитанники умеют читать.
№5
Организуйте «Стену творчества», где воспитанники знакомятся с работами друг друга
Меняйте наполнение «Стены творчества» так, чтобы в течение года работа каждого ребенка была размещена не менее одного раза.
Еще один вариант оформления стендовой наглядности — тематические стены. Их можно посвящать памятным датам, проектной работе. В этом случае к оформлению привлекайте воспитателей, детей и родителей.
№6
Как оформить выставки
Выставки могут быть временными и постоянно действующими. Временные выставки посвящают:
• памятным датам, юбилеям, праздникам, например, выставка ко Дню космонавтики;
• отдельным областям знаний, например: «Русские народные музыкальные инструменты», «Мастерская кукольницы: обереги Древней Руси»;
• региональной тематике, например: «Животные и природа Севера», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные и птицы».
Постоянно действующие выставки организуйте как мини-музеи, панорамы, центры. В этом случае лучше выделить под выставку отдельное помещение или часть помещения.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда МБДОУ № 19 "Золушка" г.Моршанска Тамбовской области
Наше ДОУ приняло участие в городском конкурсе на эту тему и заняло 3 место. Желаю удачи....

Предметно-развивающая среда МБДОУ "Детский сад № 26 комбинированного вида"
Презентация "Предметно-развивающая среда"...

Проект по приведению развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ детского сада № 9 «Рябинка» в соответствие с ФГОС ДО
Данный проект поможет педагогам ДОО организовать развивающую предметно-пространственную среду детского сада в соответствие с ФГОС ДО...
Предметно-развивающая среда подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности №7 «Дюймовочка»
Предметно-развивающая среда подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности №7 «Дюймовочка» Вы пришли в подготовительную к школе группу. Мы стараемся создать среду гру...

Статья. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что в ходе изменений происходящих в системе дошкольного образования, с принятием нового закона «Об Образовании», в котором...

Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ «Детский сад №1 г.Льгова» в рамках ФГОС
Презентация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ...
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение МБДОУ «Детский сад № 62» общеразвивающего вида г. Дзержинска Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Волшебный лес»
Тема: «Путешествие в Волшебный лес»Вид: сказка.Количество детей: 22 человекаЦель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста....