Статья. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.
статья
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что в ходе изменений происходящих в системе дошкольного образования, с принятием нового закона «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, так же с принятием Федерального государственного образовательного стандарта, вся дошкольная образовательная система подверглась значительным изменениям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.
Лытнева М.Н., воспитатель Шелудько М.В. ,воспитатель
МБДОУ«Детский сад «Березка» с. Русская Халань, Чернянского района.
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что в ходе изменений происходящих в системе дошкольного образования, с принятием нового закона «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, так же с принятием Федерального государственного образовательного стандарта, вся дошкольная образовательная система подверглась значительным изменениям.
Ключевые слова: предметно-развивающая среда; ребенок; ФГОС; дошкольная организация; анализ.
В требованиях ФГОС, предметно-развивающая среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-развивающей среды соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-развивающая среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.
Вопросами создания и организации предметно-развивающей среды занимались С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Г. Фейн, А. П. Усова и другие. По мнению данных исследователей предметно-развивающая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для экологической деятельности каждого ребенка.
С целью анализа предметно-развивающей среды в МБДОУ " Детский сад «Березка» нами был определен объект исследования – это предметно-пространственная развивающая среда дошкольной образовательной организации; и предмет исследования – это проектирование предметно-пространственной развивающей среды дошкольных организаций в соответствии требованиями ФГОС дошкольной образовательной организации.
Анализ проводился с целью выявления особенностей проектирования предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1.Проанализировать существующую предметно-пространственную среду МБДОУ "Детский сад «Березка».
2.Спроектировать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с ФГОС ДОО.
3. Разработать рекомендации по проектированию предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: анкетирование, проектирование.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» находится по адресу: с. Русская Халань, ул. 1 мая 34, Чернянского района и рассчитано по проекту на 3 группы — 50 детей (фактический списочный состав - 33 ребёнка). Общее количество работников - 12 человек. Административно-управленческие кадры - 1. Педагогический состав - 4. Обслуживающий персонал - 7. Заведующая – Сбитнева В.П.
Помещение детского сада расположено в здании, рассчитано на 3 группы. Здание одноэтажное, спортивный и музыкальный зал совмещены, и оснащены необходимым оборудованием. Оборудование участков каждый год окрашивается, с помощью родителей и силами воспитателей каждый год приобретается новое в соответствии с потребностями детей.
В групповых помещениях созданы центры активности. Подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей [Павлова]. Приемные оформлены информационными стендами, выставками детских работ. Коридоры оформлены выставками творчества детей, в фойе устроены выставки поделок детей и родителей, в спортивно-музыкальном зале меняется оформление к каждому времени году, эстетичное оформление к различным праздничным и памятным датам.
Территория детского сада озеленена, около каждого здания разбиты клумбы, в летний период установлены садовые фигуры, в зимнее время лепятся поделки из снега, льда. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей [Николаева], связана между собой по стилю и состоянию. Особенности предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Таким образом предметно-пространственная среда способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности. Однако предметно-пространственная среда не всегда отвечает требованиям ФГОСДОУ считала [Нищева].
Для осуществления образовательного процесса имеются технические средства обучения: мультимедийный проектор с экраном - 1шт., телевизор – 1 шт., музыкальный центр – 3 шт., магнитофоны – 2шт. Наличие компьютерной техники: 1 персональный компьютер, 1 принтер, 1 скканер.
Детский сад работает по ООП, разработанной коллективом дошкольного образования на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. В продолжение работы детского сада коллективом ведется работа по созданию предметно-пространственной развивающей среды в группах и на участках.
Для этого разработаны центры активности, но зачастую, эти центры мало наполнены, оборудование в них мало меняется, (например музыкальный центр, центр театрализации) и дети мало ими пользуются, не проявляют к ним интереса. Так же созданы не все необходимые центры активности, в некоторых группах нет необходимых игровых материалов, зачастую материалы устарели.
Педагоги стремятся к наполненности группы, закупаются необходимые расходные и игровые материалы, оформление групп и участков производится тоже только руками воспитателей и родителей. С каждым годом в детском саду производятся изменения в оформлении групп и участков, педагоги стараются следовать за временем, стремятся понять интересы современных детей.
Таким образом, наш анализ показал, что педагогический коллектив строит работу с максимальным комфортом для всех воспитанников, выражая это не только через предметно-развивающую среду, но и организовывая различные мероприятия, с целью объединения семьи и дошкольной организации, т.е. педагогическая работа, направлена, в первую очередь на установление доверительных партнерских отношений. Создание развивающей предметно-пространственной среды приближенной к требованиям ФГОС ДО, является актуальной в связи с тем, что переход на стандарт дошкольного образования в дошкольных организациях практичней начинать с материально-технического оснащения. Но на кардинальные изменения зачастую не хватает материальных ресурсов, поэтому необходимо перерабатывать уже имеющуюся предметно-пространственную среду и использовать инновационные техники и методики.
ЛИТЕРАТУРА 1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 2. Николаева Т. Экология детства // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 115. 3.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 352 с. 4. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 10. - С. 40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно – пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Предметно – пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Критерии эффективности предметно – пространственной развивающей среды в рамках реализации программы «Мир открытий» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
методический материал для оценки среды...
Создание предметно- пространственной развивающей среды в детском саду в соответствии ФГОС ДО
Предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства:1.Подбор материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, с учетом их воз...
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Развивающая предметно - пространственная среда в группе для детей раннего возраста в соответствие с требованиями ФГОС ДО (из опыта работы).
Материал является лауриатом городского смотра- конкурса "Современный учебный кабинет и современная дошкольная группа ", в наминации"Лучшая дошкольная группа"....
Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду в соответствии с ФГОС.
Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду в соответствии с ФГОС....