«Познавательно-исследовательская деятельность» МБДОУ детский сад №8 «Огонёк» общеразвивающего вида
презентация

Олейникова Венера Белековна

ФГОС дошкольного образования в качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривает подготовку ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности, овладение им умениями и навыками исследовательского поиска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-_issledovatelskaya_deyatelnost.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Познавательно-исследовательская деятельность» МБДОУ детский сад № 8 «ОГОНЕК » общеразвивающего вида

Слайд 2

ФГОС дошкольного образования в качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривает подготовку ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности, овладение им умениями и навыками исследовательского поиска. Актуальность данного направления обусловлена тем, что современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем, нестандартным действиям в самых разных обстоятельствах. Первоосновы такой личности можно и необходимо закладывать уже в дошкольном детстве, прежде всего потому, что дошкольники — прирожденные исследователи

Слайд 3

А. В. Запорожец отмечал, что познавательно-исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности педагога и ребенка.

Слайд 4

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления.

Слайд 5

Задачи познавательного развития в ДОУ: развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира; формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.); развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;

Слайд 6

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».

Слайд 7

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере должны реализовываться в каждом детском саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.

Слайд 8

Содержание технологии познавательно- исследовательской деятельности в МДОУ детский сад № 8 «ОГОНЕК» Формы работы: экспериментирование; проектирование.

Слайд 9

Активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю

Слайд 10

Содержание опытно-экспериментальной деятельности это: -специально-организованное обучение («Клубный час», проводимый один раз в 2 недели); -совместная деятельность взрослого с детьми (наблюдения за объектами или явлениями природы на прогулке, организация досуга с проведением интересных опытов); -свободная самостоятельная деятельность детей (лабораторные работы, проводимые детьми в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями)

Слайд 11

Структура предметно-развивающей среды: Организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности педагогами, накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями. Требования к предметно-развивающей среде: 1. Развивающий характер. 2. Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности. 3. Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития 4. Включение известных ребенку объектов, а также новых, которые побуждают его к последующей деятельности. 5. Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания.

Слайд 18

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности

Слайд 21

Результаты опытов фиксируются с детьми в журнале исследований , фиксируются разными способами : • зарисовывание объекта; • схематическое зарисовывание ; • использование условных знаков; • фотографирование; • запись рассказа ребенка воспитателем; • запись наблюдений детьми воспитателем.

Слайд 25

Используем в работе все существующие разновидности экспериментов: • случайные эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное; • плановые эксперименты (заранее запланированные) ; • эксперименты, как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка) . Структура проведения игры-экспериментирования заключается в правильной постановке познавательной задачи, выдвижение предположений, отборе способов проверки, выдвинутых детьми, проверка самих гипотез, подведение итогов и фиксация результатов. О пыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность , достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Слайд 26

Проектная деятельность , как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальна она по ряду причин.

Слайд 27

Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию . Во-вторых , все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В-третьих , именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу , но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Слайд 28

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, существенно изменяя межличностные отношения не только между сверстниками, но и между взрослым и ребенком.

Слайд 32

Взаимодействие с родителями позволяет не только вовлечь их в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно) . Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что - то сделать вместе. Продуктом проектной деятельности может стать организованная выставка, тематический альбом, сюжетно-ролевая игра, макет, фотогазета, развлечение, коллекция и многое другое.

Слайд 34

В процессе осуществления проектной деятельности создаются такие условия, которые способствуют самовыражению ребенка, реализации его собственных замыслов, формированию социальных качеств детей - социализации детей в обществе: взаимодействия детей и взрослых, детей со сверстниками. Именно это, по моему мнению, является одной из главных задач современного педагогического процесса.

Слайд 35

Показатели сформированности исследовательской деятельности: Умение видеть проблему; Умение формулировать и задавать вопросы; Умение выдвигать гипотезы; Умение делать выводы и умозаключения; Умение доказывать и защищать свои идеи; Умение самостоятельно действовать на этапах исследования .

Слайд 36

Спасибо, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Создание условий для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида».

в статье описан опыт работы учреждения общеразвивающего вида с приоритетом в социально-личностном развитии детей по созданию условий для успешной социализации дошкольников....

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ

Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе детского сада общеразвивающего вида.

Данный материал  - конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Занятие проводится совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом. Помимо традицион...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе детского сада общеразвивающего вида.

Данный материал - конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Занятие проводится совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом. Помимо традиционных фо...

Предметно – развивающая среда МБДОУ Детский сад № 8 «Огонёк» общеразвивающего вида

Необходимо помнить, что развивающая среда не может быть построена окончательно, «завтра» она уже перестанет стимулировать развитие, а «послезавтра» – тормозить его. Таким...