Педагогический совет по теме: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО»
презентация

Олейникова Венера Белековна

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению.

Скачать:


Предварительный просмотр:


        

Педагогический совет

по теме: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Составитель:

старший воспитатель

 1 кв. категории

 Олейникова В.Б.

Гусиноозёрск

2022г

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению.

Задачи:

1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам нравственно-патриотического воспитания и краеведения.

2. Обобщить опыт работы воспитателей по формированию у дошкольников нравственно-патриотических  чувств, любви к малой Родине  через проектную деятельность.

Реквизит: выставка литературы; мультимедиа проектор с экраном, песочные часы для регламента времени выступления.

Повестка  дня заседания педагогического совета

  1. Выполнение решения педагогического совета №2
  2. Вступительное слово «Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Докладчик: Олейникова В.Б.

Итоги тематического контроля контроль  «Состояние работы в ДОУ по патриотическому воспитанию» 

Докладчик: Олейникова В.Б.

  1. Защита детско-родительских  проектов  «Бурятия – мой край родной!»

Докладчики: воспитатели групп

  1. Итоги смотра-конкурса  уголков краеведения и патриотического воспитания в ДОУ Докладчик: методический совет
  2. Из опыта работы «Реализация патриотического воспитания через организацию работы по знакомству с малой родиной»

Докладчики: воспитатели  Бутытова А.Б., Нимаева И.Л.

Из опыта работы  «Современные формы и методы формирования на сознание и личностные качества ребенка»

Докладчики: воспитатели Осипова Э.Р., Десятова Е.А., Скворцова Т.А.

  1. Рассмотрение проекта решения педагогического совета №3

Докладчик: Олейникова В.Б.

Ход педагогического совета:

  1. Вступительное слово «Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Начать наш педагогический совет мне хочется с высказывания Василия Сухомлинского

Детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало,

прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В.А. Сухомлинский 

Тема нашего сегодняшнего педагогического совета «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» выбрана неслучайна, так как  нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Стандарт дошкольного образования требует от педагога объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. (ФГОС ДО глава 1, пункт 1.6) . Кроме этого с этого учебного года мы должны реализовать программу воспитания.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач которые вы видите на экране:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
  • Уважения к людям труда;
  • Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
  • Элементарных знаний о правах человека;
  • Развитие интереса к русским и бурятским  традициям и промыслам;
  • Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • Расширение представлений о России, ее столице;
  • Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д.

Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

  1. Педагогическая дискуссия

Давайте теперь ответим на некоторые вопросы.

 Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

(Процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, а потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны. )

Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?

(Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания)

Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Поэтому  никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

  1. Итоги тематического контроля: «Состояние работы в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению».

     В связи вышесказанном, а также  в целях повышения качества образовательной деятельности с 14.02.2022 по 25.02.2022 г. в МБДОУ Детский сад №8  «Огонёк» был проведен тематический контроль по теме «Состояние работы в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению».

Тематический контроль был осуществлен во всех группах ДОУ.

В ходе тематической проверки было выявлено следующее.

Оценка профессионального мастерства педагога

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи своей возрастной группы по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению. В непосредственно-образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал. Точно и доступно формулируют вопросы к детям.

Взаимопосещение НОД

Анализ просмотренной НОД  показал, что воспитатели активно используют разнообразные приемы привлечения внимания детей, формы организации детей (работа малыми подгруппами, в паре). Дети на НОД активны, сохраняют интерес на протяжении мероприятия.

Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения НОД.  

Анализируя просмотренные НОД во всех возрастных группах можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Вся НОД была построена на обобщение и закрепление пройденных тем. Дети знают и называют свой город, его достопримечательности, имеют представление о символике, как Малой Родины, так и Российской Федерации, у младших дошкольников сформировано представление о семье, о родственных отношениях.

Хочется отметить, что на высоком уровне построена работа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию у педагогов Нимаевой И.Л., Осиповой Э.Р., Бутытовой А.Б., Жмакиной С.М.,, Зайцевой В.В.

Рекомендации:   

Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.

Не забывать, что даже на итоговой (обобщающей НОД), необходимо внести небольшую по объёму информацию (новые сведения).

Календарно-тематическое планирование работы педагога

В результате проведённого контроля было установлено:  все группы детского сада организуют нравственно-патриотическую и краеведческую  деятельность детей в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, разработанной в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»   и рядом парциальных программ.

Планирование данной работы проводится по темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Малая Родина»  и т.д. Работа по каждой теме включает в себя НОД, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники и развлечения.

Планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, например, «Родина моя – Россия»! — в ноябре (перед Днем народного единства), «Моя малая Родина – город Гусиноозёрск»,  «Моя  Бурятия!»— в феврале (к празднику «Сагаалган») и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Воспитателями запланированы ряд мероприятий, который включает беседы: «Как вести себя в группе», «Научим Мишку здороваться», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Мы жители большой страны», и т.д.  Чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др. Решение проблемных ситуаций «Как бы вы поступили…», «Если я дома один» и другие.

Запланированы разнообразные формы  работы по данной теме которые осуществляются в процессе НОД познавательного и художественно-эстетического цикла, а также в совместной деятельности с детьми: экскурсии и целевые прогулки; праздники и развлечения; беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы; дидактические, сюжетно-ролевые игры; продуктивный труд по созданию макетов уголков родного края; выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае).   

В группах педагоги недостаточно уделяют внимание дидактическим и сюжетно-ролевым играм. 

Рекомендации:

Педагогам всех возрастных групп уделять больше внимания  планированию дидактических и сюжетно-роевых играм по нравственно-патриотическому воспитанию

Создание условий

В методическом кабинете имеется подборка, методической литературы и учебно-наглядных пособий по данной тематике.   

   В ходе проверки был проведен анализ ППРС,  во всех группах созданы условия по воспитанию нравственных норм, правил поведения, этики, внедрения метода проекта в учебно- воспитательный процесс. Имеются центры нравственно-патриотического воспитания и краеведения, оснащенные дидактическими, настольно-печатными играми, альбомами, макетами, картотеками  и т.д., через которые можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре.

Накоплен большой материал по ознакомлению дошкольников с настоящим и прошлым  республики Бурятия, г. Гусиноозёрск, а также его символикой, достопримечательностями, людьми, которые его прославили; с культурой, обычаями и традициями.

Формы взаимодействия с родителями

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются макеты и альбомы «Моя семья», «Мой Детский сад», «Мой город Гусиноозерск», «Достопримечательности г.Гусиноозёрска». 

 Анализ результатов проверки по работе с родителями по нравственному воспитанию показал, что педагоги недостаточно используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно- текстовая информация; родительские собрания, индивидуальные консультации и беседы.  

Однако родители активно принимают участие семейных творческих  конкурсах, совместных праздниках и развлечениях.

Выводы по тематическому контролю.

Проведённый тематический контроль продемонстрировал  эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ  по вопросу «Состояние работы в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению».

В образовательном учреждении созданы предпосылки,  раскрывающие систему взглядов на проблему  нравственно-патриотического  воспитания детей в целом.   Дети  старшего дошкольного возраста  на достаточном уровне владеют  нравственными знаниями, в процессе совместной с воспитателями  и самостоятельной  деятельности  приобретают представление  о  нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся  следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к малой Родине, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.

Работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Имеют место недочеты в работе отдельных групп и педагогов.

Рекомендации:  

     На основе выше изложенного, рекомендовано:

  • Одобрить работу педагогов во всех группах.
  • Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровъесбережение и другие).
  • Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование.
  1. Защита детско-родительских  проектов  «Бурятия – мой край родной!»

Уважаемые коллеги, мы уже с вами сегодня говорили, что задача патриотического воспитания сегодня очень актуальна.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

В дошкольном возрасте формируются основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России.

Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно-патриотическом воспитании, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес в различных направлениях, формирует навыки сотрудничества.

Вот поэтому , для выполнения годовой задачи по патриотическому воспитанию дошкольников мы запланировали в форме детско-родительских  проектов  «Бурятия – мой край родной!».

Защита проектов педагогами ДОУ

Уважаемы педагоги! В рамках подготовки к педагогическому совету были запланирован конкурс, с результатами которых вас сейчас ознакомят представители методсовета

  1. Итоги смотра-конкурса  уголков краеведения и патриотического воспитания в ДОУ  

Справка прилагается

  1. Из опыта работы «Реализация патриотического воспитания через организацию работы по знакомству с малой родиной»

Докладчики: воспитатели  Бутытова А.Б., Нимаева И.Л.

Презентации проектов

  1. Из опыта работы  «Современные формы и методы формирования на сознание и личностные качества ребенка»

Докладчики: воспитатели Осипова Э.Р., Десятова Е.А., Скворцова Т.А.

  1.  Рассмотрение проекта решения педагогического совета №3
  1. Признать работу педагогического коллектива по формированию нравственно- патриотических чувств и ознакомление  с краеведением у дошкольников удовлетворительной.
  2. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания.

Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

  1. Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровъесбережение).

Ответственные: воспитатели всех групп. Срок постоянно.

  1. Повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей, природой родного края.

Ответственные: воспитатели всех групп. Срок постоянно.

  1. Воспитателям всех групп пополнить и оформить Альбом «Я и моя семья».

Ответственные: воспитатели всех групп. Срок Май 2022г.

Заслушать отчет педагогов на педагогическом совете №4

  1. Воспитателям групп продолжать пополнять центры нравственно-патриотического воспитания и  краеведения новыми материалами.

Ответственные: воспитатели групп Срок: постоянно

Заслушать отчет воспитателей Десятовой Е.А., Скворцовой Т.А., Павловой М.С. на педагогическом совете №4

РЕФЛЕКСИЯ

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, 
заботливый садовник укрепляет корень, 
от мощности которого зависит жизнь растения 
на протяжении нескольких десятилетий, 
так и педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине» -
Этими замечательными словами В.А. Сухомлинского я хочу завершить наш педагогический совет. А также, хочу выразить вам своё удовлетворение по поводу услышанного. Вы достаточно компетентны по всем направлениям нравственно-патриотического воспитания, ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма на хорошем уровне…

Список литературы:

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
  4. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  5. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  6. Кротова Т.В. «Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей»
  7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М., 2003.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет « Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Слайд 2

«Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так , чтобы оно стало , прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В.А . Сухомлинский

Слайд 3

Задачи: Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; Уважения к людям труда; Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому; Элементарных знаний о правах человека; Развитие интереса к русским и бурятским традициям и промыслам; Чувства ответственности и гордости за достижения Родины; Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; Расширение представлений о России, ее столице; Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн). Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д. Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Слайд 4

Педагогическая дискуссия Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

Слайд 5

(Процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, а потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны. )

Слайд 6

Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?

Слайд 7

(Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания) Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Поэтому никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ . В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

Слайд 8

Рассмотрение проекта решения педагогического совета №3 Признать работу педагогического коллектива по формированию нравственно- патриотических чувств и ознакомление с краеведением у дошкольников удовлетворительной. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания. Ответственные: педагоги. Срок – постоянно. Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровъесбережение ). Ответственные: воспитатели всех групп. Срок постоянно. Повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей, природой родного края. Ответственные: воспитатели всех групп. Срок постоянно. Воспитателям всех групп пополнить и оформить Альбом «Я и моя семья». Ответственные: воспитатели всех групп. Срок Май 2022г. Заслушать отчет педагогов на педагогическом совете №4 Воспитателям групп продолжать пополнять центры нравственно-патриотического воспитания и краеведения новыми материалами. Ответственные: воспитатели групп Срок: постоянно Заслушать отчет воспитателей Десятовой Е.А., Скворцовой Т.А., Павловой М.С. на педагогическом совете №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт на тему: «Современные подходы в работе по нравственно- патриотическому воспитанию воспитанию дошкольников»

Педагогический опыт на тему: «Современные подходы в работе по нравственно- патриотическому воспитанию воспитанию дошкольников»Нельзя пробудить чувство Родиныбез восприятия переживания...

Педагогический совет по теме: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО».

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению.Задачи:1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об о...

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- как форма организации совместной деятельности»

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- ...

Педагогический совет Тема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»

Педагогический советТема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»Цель: Повышение про...

Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организацииработы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: системати...

30 ноября в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного».

В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Воспитатели  Котыхова ...

Педагогический совет № 2 по теме: «Современные подходы организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Педагогический совет № 2по теме: «Современные подходы организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО»...