Статья: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
статья (средняя группа)

Григорьева Марина Олеговна

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_grafomotornyh_navykov.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Представлены компоненты графомоторного навыка, этапы его развития, конкретные игровые упражнения, а также материалы и оборудование для этого направления коррекционно-педагогической работы.

Ключевые слова: графомоторные навыки, ограниченные возможности здоровья, дошкольный возраст.

Степень развитости мелкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук является одним из показателей готовности любого ребенка к школе. Однако в работе с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, приходиться сталкиваться с тем, что у них вызывают трудности мелкие действия, требующие особой точности и синхронности дифференцированных движений (завязывание, складывание, лепка, вырезывание, шнуровка, обведение по контуру и др.).

Как правило, если у дошкольников с ОВЗ плохо развиты графомоторные навыки, то в школе у них будут возникать проблемы с письмом, и, соответственно, успеваемость снизится. Поэтому развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья является актуальной задачей коррекционного обучения.

Осуществление графомоторного навыка состоит из нескольких компонентов: зрительное восприятие материала, концентрация и устойчивость внимания, правильное удержание карандаша, адекватный по силе нажим карандаша или ручки при письме, определенный ритм движений, точность при обведении линий, правильная ориентировка в пространстве, различение правой и левой стороны, хорошо развитые моторные навыки, контроль за быстротой движения пальцев.

Графомоторные навыки – это штриховка, обводка, зарисовка объектов, дорисовка рисунков с незаконченными элементами, срисовывание, рисование геометрических фигур, узоров, символов.

Причины недостаточного развития графомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ многообразны: недостаточное развитие зрительно-пространственных памяти и восприятия, пространственных представлений, мелкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук, быстрая утомляемость, нарушения в двигательной сфере; гипо- или гипертонус мышц.

В связи с этим необходимо проводить коррекционно-педагогическую работу с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья по формированию графомоторных навыков, а также игровые упражнения на совершенствование крупной и мелкой моторики, пространственной ориентации.

Работу по формированию графомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ включает в себя три этапа.

На первом этапе проводится работа по развитию мелких и ручных движений и зрительно-моторной координации, например с помощью рамок Монтессори, всевозможной мелкой мозаики, досок Сегена, предметов для сортировки и нанизывания.

На втором этапе развиваем у дошкольников с ОВЗ умение застегивать и расстегивать пуговицы; складывать или составлять целый предмет из нескольких деталей; учим проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, обводить по контуру и т.п.

На третьем этапе дошкольников учат расстегиванию, застегиванию, штриховке предметов в различных направлениях, ориентировке в тетради в клетку, обводка клеток, вертикальные и горизонтальные линии.

Также для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук рекомендуется проводить следующие игровые упражнения: сгибание, разгибание и отведение в стороны пальцев и другие движения пальчиковой гимнастики; «камень-ножницы», «кулак-ладонь», «камень-ножницы-бумага»; нанизывание колечек, бус на шнурок по образцу в определенной последовательности; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, липучек и т.д.; шнуровка.

Для развития пространственной ориентации дошкольников учат передавать пространственные взаимоотношения объектов на рисунках и в конструкциях (например, «Куда поехала машина?»), ориентироваться в разных плоскостях на листе тетради, выполнять графические диктанты по словесной инструкции, по образцу или по показу.

Для развития графических навыков педагог учит проводить линии по образцу, обводить контуры, срисовывать предметы или символы, дорисовывать недостающие элементы предмета, штриховать, закрашивать контуры, проводить диагональные, прямые линии.

Для проведения игровых упражнений по развитию мелкой моторики используются специальные материалы и оборудование: различные мелкие предметы (пуговицы, камешки, бусинки, орешки, зерна, камешки Марлбс, канцелярские скрепки и тому подобное), а также коробочки, лотки, банки для их раскладывания; свободные катушки для наматывания ниток, проволочек, шнурков, веревочек, игрушки-шнуровки с отверстиями для сшивания шнурком; разновидности застежек: пуговицы, крючки, молнии, шнурки, липучки и др.; веревки и ленты различной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, бантов; разноцветные прищепки, пластмассовые и деревянные палочки; различная мозаика, мелкие конструкторы, пазлы.

Для развития тонко координированных графомоторных умений рекомендуются следующие игровые упражнения: штриховка во всех направлениях с разной силой нажима и амплитудой движения кисти; раскрашивание листа бумаги в различных направлениях с определенными границами закрашиваемой поверхности и без ее ограничения; обведение рисунка по контуру, копирование; дорисовывание изображений; рисование по опорным точкам, по клеточкам; графический диктант; выкладывание шнурков по контуру рисунков на бархатной бумаге.

Для развития тактильно-двигательных ощущений кистей и пальцев рук дошкольников с ОВЗ рекомендуются: лепка из пластилина, соленого теста; аппликация из бумаги, ваты, ткани, фольги; рисование пластилином – заполнение им рельефного рисунка; оригами; рисование пальчиками, кусочками ваты и т.п., игры с мелкой мозаикой, различными видами конструкторов, Lego-конструирование; сортировка фасоли, бобов, гороха; перебор различных круп; сбор пазлов; воспроизведение контуров предметов из палочек; сортировка и раскладывание по емкостям мелких предметов, различных по форме, величине, материалу (камушки, желуди, пуговицы, фишки, бусинки, ракушки).  

Таким образом, можно сделать вывод, что специально организованная работа по использованию различных приемов по формированию графомоторных навыков у дошкольников способствует развитию речи, логического мышления, памяти, формированию умения правильно держать карандаш, выработки плавности движения руки, силы нажима, точности, темпоритма движений благодаря синхронизации работы правого и левого полушария.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дружинина Л.А., Лапшина Л.М., Рязанова Е.В., Цилицкий В.С. Тьюторская деятельность как ресурс формирования графомоторного навыка детей с ОВЗ // АНИ: педагогика и психология. – 2017. – №4 (21). – С.  227–230.

2. Сборник методических материалов по развитию графомоторных навыков у дошкольников (из опыта работы воспитателей ДОУ г. Шарьи) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/V3o8B (дата обращения: 03.09.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)"

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы рег...

Памятка «Что нужно знать родителям детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»

1.     Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил)...

Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья)«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»...

Проект "Адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в социуме»

Сопровождение детей с ОВЗ – сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Это организация своевременной психолого-педагогической помощи детям с различными патологиями, и напр...

Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной соц...

Родительское собрание «Наше толерантное отношение к детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»

Данный материал способствует развитию толерантного отношения к  воспитанникам с ОВЗ....