Памятка «Что нужно знать родителям детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»
консультация по коррекционной педагогике по теме
1. Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley_detey_s_ovz.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
«Что нужно знать родителям детей с ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья)»
- Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил)
Сила толерантного взаимодействия
Семья, воспитывающая особого ребенка, часто находится в состоянии нервного напряжения, которое забирает большое количество сил, необходимых для постоянного и полноценного развития ребенка.
Именно семьям, воспитывающим особого ребенка, суждено стать той движущей силой, которая изменит общественное сознание и приведет к созданию условий для интеграции ребенка в обычном сообществе — чтобы он стал в этом мире «своим среди своих».
Члены семьи, воспитывающей особого ребенка, невольно становятся «инструкторами» по воспитанию в окружающих терпимости и гуманного отношения к своему ребенку и своего рода «проводниками толерантности».
Родители просто вынуждены в различных жизненных ситуациях (в транспорте, общественных местах и т.д.) выстраивать нормальное взаимодействие с людьми, которым их жизненная коллизия незнакома и чужда, и потому может вызывать реакцию отторжения.
Необходимо менять стиль отношений в обществе, формируя толерантное пространство. Это поможет не только конкретному ребенку, но и всем, кто тоже нуждается в помощи. Заодно — поможет и всему нашему обществу стать более справедливым, просвещенным и гуманным.
Первым шагом на пути в это светлое завтра является знание своих прав и умение успешно разрешать возникающие в ходе реализации этих прав конфликты.
Нередко люди склонны пренебрегать формальностями. Мы сбережем много времени и сил как одной, так и другой стороны, если будем фиксировать плоды своей деятельности. Ведь каждый документ является отображением очередного важного шага, связанного с судьбой ребенка!
- Реабилитация: организация качественной помощи особому ребенку
Базовые правовые принципы реабилитации особого ребенка
1. Правовое пространство вокруг особого ребенка определено еще в нашей Конституции — тем, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). Поэтому в России «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
2. Социальное обслуживание, о котором идет речь в Конституции, согласно закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», основывается на принципах:
1) адресности;
2) доступности;
3) добровольности;
4) гуманности;
5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации (к таковым, согласно Закону «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» причисляются и особые дети);
6) конфиденциальности;
7) профилактической направленности.
3. Обязательства государства по обеспечению детей-инвалидов необходимыми им реабилитационными услугами раскрываются в Законе «О социальной защите инвалидов». Согласно Закону, государство готово выполнить это обязательство двумя способами:
— в «натуральной» форме: непосредственным предоставлением необходимых реабилитационно - образовательных услуг в государственных учреждениях;
— в денежной форме: если в данном регионе необходимые услуги государством еще не оказываются — компенсацией отсутствующих услуг, а если услуги есть, но родители нашли более качественные услуги — возмещением семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы реабилитации.
Таким образом, закон признает, с одной стороны, дефицит необходимых услуг для некоторых категорий детей в государственном секторе, а с другой стороны — право семьи на выбор способа получения услуг (в государственном учреждении, в негосударственном секторе либо просто силами родителей) и на получение компенсации.
Таким образом, обеспечиваются указанные выше принципы адресности (помощь, в том или ином виде, получает конкретный ребенок и его семья), доступности (в любом виде), добровольности (можно самим выбирать реабилитационную услугу и способ ее получения — «деньгами или натурой»).
Такая правовая модель свидетельствует о высокой степени понимания ситуации законодателем и осознания своей ответственности за тех членов общества, которые нуждаются в максимальной помощи и особой заботе государства. Более того, законодатель с уважением относится к семье, предоставляя ей возможность проявить ответственность и самостоятельность в поиске и выборе услуг, приносящих наибольшую пользу ребенку.
Реализация права на реабилитацию
Итак: Ваш ребенок необычный — не похож на других детей, не вписывается в общепринятые представления о детском развитии или в стандартные системы воспитания, зачастую — не удерживается в детских учреждениях. Врачи рекомендуют оформить инвалидность…
По смыслу Правил признания лица инвалидом получение статуса инвалида — это право, а не обязанность лица с ограниченными возможностями здоровья. Значительное число детей, имеющих нарушения развития, требующие интенсивной коррекционной работы и реабилитации, не признаны инвалидами в установленном порядке.
Причинами этого могут быть тяжелые жизненные обстоятельства родителей, которые не имеют возможности пройти процедуру оформления инвалидности; конфликтная ситуация во взаимоотношениях с органами здравоохранения или медико-социальной экспертизы; нежелание родителей «ставить клеймо» ребенку; пограничный (невыраженный) характер нарушений, воспринимаемых семьей как индивидуальные особенности ребенка, и пр.
Поэтому когда родители поставлены перед необходимостью решить вопрос — оформлять или не оформлять ребенку инвалидность, — необходимо спокойно взвесить все «за» и «против». Надо также внимательно ознакомиться с условиями признания гражданина инвалидом — чтобы оценить шансы ребенка на присвоение статуса «ребенок-инвалид» и иметь возможность сэкономить время и силы, вовремя отказавшись от лишних хлопот.
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР)
Реализация права особого ребенка на реабилитационную помощь уже заложено в российском законодательстве. Это индивидуальная программа реабилитации (ИПР) — «реабилитационный паспорт», куда записываются, в соответствии с собранными рекомендациями, все реабилитационные мероприятия, необходимые инвалиду (в нашем случае — ребенку-инвалиду) для интеграции в обществе.
В частности, что особенно важно для ребенка-инвалида, этот документ вполне соответствует современным представлениям о реабилитационной поддержке образования. В действующей форме ИПР есть место для внесения всех необходимых ребенку-инвалиду видов реабилитации: медицинской, профессиональной, социальной, психолого-педагогической.
Механизм ИПР позволяет консолидировать усилия разных ведомств с целью организации реабилитационной поддержки всех сторон жизни конкретного ребенка-инвалида: жизни в семье, здоровья, воспитания и образования, профессионализации, и, в конечном счете — интеграции в обществе.
Осознание родителями своих прав и обязанностей по обеспечению непрерывного процесса образования и реабилитации детей с особенностями развития, прежде всего, поможет детям.
Этот процесс должен проходить в рамках действующего законодательства в атмосфере толерантности и сотрудничества.
Наше общество и наши законы меняются, меняется и отношение к особым детям.
Сотрудничество специалистов различных государственных структур, родительских ассоциаций и неправительственных организаций способствует созданию качественных законодательных решений.
Хочется надеяться, что данная информация принесет пользу, как родителям особых детей, так и специалистам образовательно-реабилитационной сферы, а дети с ее помощью получат больше шансов на достойную жизнь.
Необходимо поддерживать родителей так, чтобы они не только научились отстаивать права своих пока еще маленьких детей, но смогли бы воспользоваться полученным опытом правовой защиты для дальнейшей организации их жизни, и приобрести уверенность в их завтрашнем дне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей с ОВЗ "Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья"
Консультация для родителей детей с ОВЗ...
Консультвция для родителей:«Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья».
Консультация для родителей в коррекционной группе....
Консультация для родителей детей с ОВЗ: «Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья»
Уважаемые, родители! Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей. Что не может сделать один, мы дел...
Консультация для родителей «Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья»
Уважаемые родители! Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей....
Консультация для родителей "Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья"
для родителей...
Консультация для родителей детей с ОВЗ "Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья
консультация по теме...
Консультация для родителей "Что нужно знать родителям детей с ограниченными возможностями здоровья"
Что нужно знать родителям детей с ОВЗ...