Здоровьесберегающие технологии в деятельности инструктора по физической культуре в ДОУ
материал

Соболев Сергей Михайлович

Проблема сохранения и укрепление здоровья, развития и воспитания детей остаётся приоритетной государственной задачей, о чем свидетельствует принятый правительством ряд законодательных актов: ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2016), «Концепция национальной безопасности РФ до 2020г.», «Концепция Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса» (2013), ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012).

В соответствии с законом “Об образовании в РФ” каждое образовательная организация обязана обеспечить не только образовательный процесс, но также создавать необходимые и безопасные условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников.

Однако на сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и такая тенденция просто обязывает педагога к применению здоровьесберегающих технологий в своей работе, направленных на укрепление и сохранении здоровья детей.

Понятие «здоровьесберегающая технология» появилось в образовании в последние семь лет. Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечение ребенку возможности сохранения и укрепления здоровья, формирование у него необходимых компетенций по здоровому образу жизни, применение полученных знаний в повседневной жизни.

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

В настоящее время ведутся исследования в области разработки здоровьесберегающих технологий, проводится активный поиск методов оздоровления детей в условиях образования.

Актуальность          исследования.          Проблема          использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении чрезвычайно актуальна в настоящее время в связи с общим ухудшением здоровья населения России. В современном обществе в связи с ускорением ритма жизни, обострением экологии, гиподинамией в обществе, - проблема здоровья нации встает на первое место. Ослабление интереса к физической культуре, уменьшение к двигательной активности, ухудшение экологической

 

обстановки в стране ведет к ослаблению здоровья не только взрослых, но и детей. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные Т.Я. Чертюк, З.Н. Макаровой, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.). И только 20 % детей приходят в школу здоровыми. Почти 80% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно- двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей — потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Приведенные результаты наглядно указывают на социально- педагогический уровень проблемы, которая возникает перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества. Одним из решением данной проблемы стало использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Объект исследования - здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.

Предмет          исследования          -          особенности          организации здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре.

Гипотеза исследования – предполагается, что использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре будет способствовать сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, приобщать их к здоровому образу жизни.

 

Цель исследования – исследование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре.

Задачи исследования:

Определить понятие здоровьесберегающих технологий, цель и задачи.

Описать классификацию и виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении.

Представить условия здоровьесбережения дошкольников. Провести мониторинг состояния здоровья детей.

Разработать   блоки     здоровьесберегающих   технологий    в     работе инструктора по физической культуре.

Предложить практику реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении в работе инструктора по физической культуре.

Теоретической основой исследования явились работы Л.В. Гаврючиной

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». - Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008г.; Павловой М. А., Лысогорской М. В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения». – Волгоград: Учитель, 2009г.; Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы». - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-синтез, 2014.

Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют диапазон знаний об организации работы с детьми по физическому развитию, дополняя теорию и методику физического воспитания новыми представлениями о педагогических условиях, влияющих на формирование и укрепление здоровья дошкольников, приобщение их к здоровому образу жизни.

Практическая значимость результатов исследования. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе инструкторов по физической культуре, осуществляющих физкультурно-оздоровительную работу с дошкольниками.

 

Широта содержания опыта: в данном опыте раскрыта актуальность темы, показана научная новизна, представлены здоровьесберегающие технологии, фотоматериалы, консультации для родителей.

Перспективы и возможности использования опыта: в физкультурно- оздоровительной работе дошкольных учреждений.

Апробация работы осуществлялась в процессе физкультурно- оздоровительной работы в МБОУ г.Пушкино «Образовательный комплекс №11» дошкольное отделение «Аистёнок». Основные результаты исследования были представлены и обсуждены на муниципальном заседании Центра методического сопровождения инструкторов по физической культуре отделений дошкольного образования на базе МБОУ  г.Ивантеевка «Гимназия №3» 10 декабря 2024 года.

Организация исследования. На первом этапе 2-17-2023 год изучено состояние по данной проблеме, выполнен анализ заболеваемости детей, изучены условия для подготовки и проведения педагогического эксперимента, проведен предварительный эксперимент. В предварительном исследовании участвовало 130 детей.

Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon zdorovesber.tehnologii_1.pdf2.41 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре.

Современное социально – экономическое состояние общества, неблагополучная экологическая обстановка, постоянно усиливают отрицательное влияние на здоровье не только взрослого, но и подрастающего поколе...

Индивидуальный план по самообразованию на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в деятельности инструктора по физической культуре в условиях ДОО»

План работы инструктора по физической культурепо самообразованию Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в деятельности инструктора по физкультуре в условиях ДОУ».Актуальность темы состо...

Сообщение из опыта работы. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ.

Сообщение из опыта работы воспитателя. Информация может быть полезна для воспитателей и инструктора по физической культурев ДОУ....

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре как условие реализации требований ФГОС ДО»

В статье раскрыты здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре как условие реализации требований ФГОС ДО...

"Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Инструктор по физической культуре Горячевская Е.А.

Среди задач общеобразовательных дошкольных учреждений на первый план выходят: - Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях...

Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.

ldquo;Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на в...

Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре

Применение здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре в условиях ДОУ...