Здоровьесберегающие технологии в деятельности инструктора по физической культуре в ДОУ
материал
Проблема сохранения и укрепление здоровья, развития и воспитания детей остаётся приоритетной государственной задачей, о чем свидетельствует принятый правительством ряд законодательных актов: ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2016), «Концепция национальной безопасности РФ до 2020г.», «Концепция Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса» (2013), ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012).
В соответствии с законом “Об образовании в РФ” каждое образовательная организация обязана обеспечить не только образовательный процесс, но также создавать необходимые и безопасные условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Однако на сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и такая тенденция просто обязывает педагога к применению здоровьесберегающих технологий в своей работе, направленных на укрепление и сохранении здоровья детей.
Понятие «здоровьесберегающая технология» появилось в образовании в последние семь лет. Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечение ребенку возможности сохранения и укрепления здоровья, формирование у него необходимых компетенций по здоровому образу жизни, применение полученных знаний в повседневной жизни.
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
В настоящее время ведутся исследования в области разработки здоровьесберегающих технологий, проводится активный поиск методов оздоровления детей в условиях образования.
Актуальность исследования. Проблема использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении чрезвычайно актуальна в настоящее время в связи с общим ухудшением здоровья населения России. В современном обществе в связи с ускорением ритма жизни, обострением экологии, гиподинамией в обществе, - проблема здоровья нации встает на первое место. Ослабление интереса к физической культуре, уменьшение к двигательной активности, ухудшение экологической
обстановки в стране ведет к ослаблению здоровья не только взрослых, но и детей. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные Т.Я. Чертюк, З.Н. Макаровой, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.). И только 20 % детей приходят в школу здоровыми. Почти 80% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно- двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей — потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Приведенные результаты наглядно указывают на социально- педагогический уровень проблемы, которая возникает перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества. Одним из решением данной проблемы стало использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования - здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.
Предмет исследования - особенности организации здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре.
Гипотеза исследования – предполагается, что использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре будет способствовать сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, приобщать их к здоровому образу жизни.
Цель исследования – исследование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре.
Задачи исследования:
Определить понятие здоровьесберегающих технологий, цель и задачи.
Описать классификацию и виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении.
Представить условия здоровьесбережения дошкольников. Провести мониторинг состояния здоровья детей.
Разработать блоки здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре.
Предложить практику реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении в работе инструктора по физической культуре.
Теоретической основой исследования явились работы Л.В. Гаврючиной
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». - Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008г.; Павловой М. А., Лысогорской М. В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения». – Волгоград: Учитель, 2009г.; Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы». - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-синтез, 2014.
Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют диапазон знаний об организации работы с детьми по физическому развитию, дополняя теорию и методику физического воспитания новыми представлениями о педагогических условиях, влияющих на формирование и укрепление здоровья дошкольников, приобщение их к здоровому образу жизни.
Практическая значимость результатов исследования. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе инструкторов по физической культуре, осуществляющих физкультурно-оздоровительную работу с дошкольниками.
Широта содержания опыта: в данном опыте раскрыта актуальность темы, показана научная новизна, представлены здоровьесберегающие технологии, фотоматериалы, консультации для родителей.
Перспективы и возможности использования опыта: в физкультурно- оздоровительной работе дошкольных учреждений.
Апробация работы осуществлялась в процессе физкультурно- оздоровительной работы в МБОУ г.Пушкино «Образовательный комплекс №11» дошкольное отделение «Аистёнок». Основные результаты исследования были представлены и обсуждены на муниципальном заседании Центра методического сопровождения инструкторов по физической культуре отделений дошкольного образования на базе МБОУ г.Ивантеевка «Гимназия №3» 10 декабря 2024 года.
Организация исследования. На первом этапе 2-17-2023 год изучено состояние по данной проблеме, выполнен анализ заболеваемости детей, изучены условия для подготовки и проведения педагогического эксперимента, проведен предварительный эксперимент. В предварительном исследовании участвовало 130 детей.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре.
Современное социально – экономическое состояние общества, неблагополучная экологическая обстановка, постоянно усиливают отрицательное влияние на здоровье не только взрослого, но и подрастающего поколе...
Индивидуальный план по самообразованию на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в деятельности инструктора по физической культуре в условиях ДОО»
План работы инструктора по физической культурепо самообразованию Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в деятельности инструктора по физкультуре в условиях ДОУ».Актуальность темы состо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/07/picture-643473-1649343984.jpg)
Сообщение из опыта работы. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ.
Сообщение из опыта работы воспитателя. Информация может быть полезна для воспитателей и инструктора по физической культурев ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/17/picture-1083184-1542476975.jpg)
Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре как условие реализации требований ФГОС ДО»
В статье раскрыты здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре как условие реализации требований ФГОС ДО...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/18/picture-1083607-1542562088.jpg)
"Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Инструктор по физической культуре Горячевская Е.А.
Среди задач общеобразовательных дошкольных учреждений на первый план выходят: - Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/27/picture-1097305-1545901875.jpg)
Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.
ldquo;Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на в...
Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре
Применение здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре в условиях ДОУ...