статья для родителей "Учить детей играть-значит учить их жить"
консультация (средняя, старшая группа)

Задорина Людмила Олеговна

Если  ребёнок играет, значит развитие и познание окружающего мира происходит легко, с удовольствием. В этом и заключается секрет воспитательных возможностей игры. Для ребёнка игра-это путь познания самого себя, своих возможностей и способностей. Игра закрепляет у детей  полезные умения и привычки. В данной статье представлены игры на развитие психических процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья для родителей25.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Воспитатель: Задорина Людмила Олеговна

Консультация для родителей

«Учить детей играть-значит учить их жить»

Слова: «интереснее», «удовольствие», «развитие» - ключевые понятия игровой деятельности. Если ребёнок-дошкольник играет, значит развитие и познание окружающего мира происходит легко, с удовольствием. В этом и заключается секрет воспитательных возможностей игры. Для ребёнка игра-это путь познания самого себя, своих возможностей и способностей. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.

Игра-понятие многогранное. Существуют различные виды игр: сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, музыкальные, строительные, игры с правилами (дидактические, настольные, настольно-печатные), словесные (устные, речевые), математические.

Игры на развитие восприятия

Восприятие-познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, составление на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соответствие этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. Восприятие является основой мышления и практической деятельности, основой ориентации человека в окружающем мире, обществе. Для детей дошкольного возраста развитие восприятия лучше всего происходит в процессе игры, которую родители могут предложить ребёнку в домашних условиях.

«Узнай предмет на ощупь»

Для проведения игры необходимо положить в плотный мешочек разные мелкие предметы, озвучивая их названия: пуговица, катушка, напёрсток, шарик, кубик, конфетка, карандаш и др. Задание ребёнку: определить предмет на ощупь и, перед тем как вытащить, назвать предмет.

«Подбери предмет по цвету»

Первый этап-ребёнок в окружении себя ищет любой предмет такого же цвета. Второй этап-устный: что бывает красным, круглым, деревянным, и т.д.

Восприятие времени: Игра основана на вопросах и ответах. Позволяет научить воспринимать: сутки, время года, течение времени (быстро, долго, часто, редко, давно, недавно, вчера, сегодня, завтра)                                                                                                                      

 Вопросы к ребёнку: «Какое время года? Почему ты так думаешь? Какое сейчас время суток? Как ты догадался? Что проходит быстрее день или неделя? Что растёт быстрее цветок или дерево и т.д.?

Восприятие пространства: игра «Найди игрушку»-взрослый ставит игрушку в определённое место, а ребёнок определяет местоположение игрушки( в комнате, на столе, справа-слева от…., выше-ниже, и т.д.)

Восприятие величины: Попросить ребёнка расставить игрушки по величине; собрать большие и маленькие игрушки отдельно друг от друга; сравнить карандаши по длине; нарисовать дорожки разные по ширине и т.д.

Игры на развитие памяти.

Память ребёнка-это его интерес. Она представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. Предложенные в данном разделе игры способствуют развитию памяти ребёнка, обучат логическим приёмам запоминания.

Игра «Кукловод»: игра на развитие двигательной памяти. Взрослый «кукловод», ребёнок «кукла». Ребёнку завязывают глаза и, он считает шаги при движении и запоминает повороты. Например: «кукловод» ведёт свою «куклу» вперёд 4 шага, затем останавливает и поворачивает в право, делает 2 шага, останавливает и делает назад 1 шаг. Затем открывает «кукле» глаза и предлагает самостоятельно в обратном движении найти исходную точку маршрута. Когда ребёнок поймёт принцип игры, движения увеличиваются.

Игра «Повтори узор»: играют взрослый и ребёнок. Перед каждым лежит одинаковый набор (пуговицы, геометрические фигуры, палочки и т.д.). У каждого игрока есть игровое поле-квадрат, разделённый на клетки, или полоска. Взрослый начинает игру и выставляет предметы на своём поле, затем закрывает поле листком бумаги, а ребёнок должен повторить рисунок. Затем ребёнок выкладывает свой узор, взрослый повторяет. Игра усложняется количеством предметов и клеток.

Игра «Сложи узор».

Составьте дорожку или узор из геометрических фигур (начинайте с 4-5 фигур, затем увеличивайте их число, когда ребёнок освоится с заданием). Попросите ребёнка посмотреть на дорожку (узор) в течении 5-8 секунд, потом отвернуться. Измените положение одной фигуры (затем 2-3). Попросите ребёнка найти потеряшку и вернуть её на прежнее место.

Усложнённый вариант: убрать с поля выложенный узор и попросить ребёнка заново его восстановить. Можно попросить восстановить узор на ощупь, если фигуры объёмные.

Игра «Фотоаппарат»-игра на развитие памяти и внимания.

Ребенку несколько секунд показывают карточку с изображением предмета. Ребёнок должен как можно подробнее его описать.

Усложнение: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего показывается другая картинка, подобная первой, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо определить, что изменилось.

Игра «Расскажи и покажи» - на развитие слуховой памяти, речи и движения. Заранее выучите с ребёнком небольшой стишок. Затем рассказывая его сопровождать движениями.

Например: Как у нашего кота шубка очень хороша,

                   Как у котика усы удивительной красы,

                   Глаза смелые, зубки белые.

Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека. От его особенностей зависят такие качества личности как: наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний и умений. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.

Игра «На стол! Под стол! Стучать!»- на развитие слухового внимания.

Ребёнок выполняет словесные команды взрослого. Сначала взрослый говорит команду и сам её показывает, ребёнок действует вместе с ним. Затем взрослый даёт команду ребёнку, а сам выполняет другие действия, пытаясь ребёнка запутать. Ребёнок должен слышать команду и выполнять движения в соответствии с ним.

Игра «Топ-хлоп!»-на развитие внимания и памяти.

Взрослый произносит фразы правильные и неправильные. Если выражение верное-ребёнок хлопает в ладоши, если не правильное-топает.

Например: «Летом всегда идёт снег», «Картошку варят в компоте», «Скворец-перелётная птица», «Одежду убирают в шкаф» и т.д.

Усложнения: чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

Игра «Перепутанные линии»- способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

Ребёнок прослеживает взглядом одну линию от начала до конца. Сложность: линий несколько и, они переплетаются между собой.

Игра в слова. Договоритесь с ребёнком, что если в ряде слов он услышит название животного, то должен хлопнуть в ладоши (топнуть, или встать). После этого взрослый произносит ряд разных слов. Если ребёнок слышит слово на данную тему и выполняет действие, он выиграл. С каждой игрой задание меняется.

Усложнение: могут выполняться несколько действий на слово.

Игра «Зеркало» Игра в паре. Игроки стоят или сидят напротив друг друга. Один игрок совершает разные движения руками, ногами, корчит рожицы, другой игрок «Зеркало». Если «зеркало» повторило все движения игрока, то победило. Игроки меняются ролями. Лучше движения делать простые, затем усложнять по количеству движений.

Игра «Пальчик» Чем больше будет картинок, тем труднее, напряжённее и интереснее будет игра. Для игры  ребёнку нужен партнёр, желательно сверстник. Перед игрой на столе раскладываются в два ряда 10-20 предметных картинок. Каждая карточка показывается ребёнку, называется предмет и картинка переворачивается другой стороной. Ребёнок должен запоминать расположение предметов на столе. Ведущий (взрослый) называет любой предмет «Кто первый найдёт и покажет пальчиком ромашку ( верблюда, кастрюлю, зонтик, стул и т.д.)». Выигрывает ребёнок, который первый покажет правильно картинку. Если ребёнок правильно указал на картинку, то забирает её себе. Затем выигранные картинки подсчитываются. У кого их больше, тот и победил.

Игры на развитие воображения.

Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Для этих игр используются любые предметы.

«Закорючки» Нарисовать друг для друга произвольные закорючки, и поменяться листами. Кто дорисует закорючку до предмета, тот и победит.

«Несуществующее животное» Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-напёрстка не исключено. Пусть ребёнок пофантазирует, как выглядит рыба-кастрюля, чем питается рыба-ножницы, как можно использовать рыбу-магнит.

«Оживление предметов» Необходимо предложить ребёнку представить себя и изобразить новой шубой, потерянной варежкой; варежкой, которую нашли и вернули хозяину; игрушкой забытой или брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной и т.д.

«Имитация действий» Попросить ребёнка показать, какие действия по порядку выполняете вы, когда готовите суп, второе блюдо. Представить и показать, как вы поднимаете горячую сковороду, передаёте по кругу горячую картошку, одеваете узкую одежду и т.д.

Игры на развитие мышления.

Мышление-одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Предложенные игры помогут научить детей рассуждать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения – иными словами, научит самостоятельно мыслить.

«Бывает-не бывает» Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч в том случае, если ситуация правдоподобная, а если нет – то мяч отбивает. Ситуации предлагаются разнообразные: папа ушёл на работу; поезд летит по небу; кошка просит корма; яблоко растёт на земле; туфли стеклянные; почтальон принёс посылку; апельсин сочный; и т.д.

«Угадай по описанию» Взрослый предлагает ребёнку угадать, о чём ( о каком предмете, овоще, фрукте, животном, игрушке) он говорит и даёт описание этого предмета. Например: это овощ. Он красный, круглый, сочный(помидор).Если ребёнок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, чтобы он подобрал картинку, подходящую под описание.

«Неоднозначные ответы» Заранее обдумайте вопросы, на которые возможны неоднозначные ответы. Когда ребёнок ответит на ваши вопросы, возможно, вы будете удивлены. Такого ли вы ответа от него ожидали?

Например:

  • Шерсть у нашей кошки очень …
  • Ночью на улице очень…
  • Людям нужны руки для того, чтобы…
  • Я заболел потому, что…
  • Что на свете колючее, холодное, круглое, липкое, и т.д.?

Слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребёнок понял принцип и подбирал новые образы.

Помните: ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для ребёнка. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви и взаимоуважении в дальнейшем. Играйте с детьми, как можно чаще и сами наслаждайтесь обществом маленького человечка, драгоценными минутами, проведёнными вместе с ним. Ведь дети растут очень быстро. Не упускайте свой шанс!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе".

Статья рассказывает, как в простой и доступной форме, используюя игровые ситуации, вопитывать у детей чувство толерантности....

Доклад. Тема:Научить детей играть – значит научить жить.

Цель. Повышение педагогической компетентности в организации детских игр....

Консультация с элементами тренинга: "Дети и родители. Учимся жить дружно!"

Самое важное на  что направена данная работа - это научить родителей "Активно слушать" своих детей. Во время провеения данной работы, я старалась,объяснить родителям и показать на них ж...

Анкета для родителей "Игра учит ребенка жить"

Эта анкета поможет обобщить представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте....

«Двигаться и играть в подвижные игры – значит укреплять здоровье».

Подвижные игры относятся к тем видам игровой деятельности детей, в которых ярко выражено роль движения. В процессе организации подвижных игр с детьми 5-7 лет возникают поистине уникальные возможности ...

Статья на тему: «Преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста. Учимся играя!»

laquo;Преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста. Учимся играя!»...

Дидактическое пособие "Учимся общаться, жить в обществе, дружить, читая книгу Дэвида Макки "Самый необычный слон"

Дидактическое пособие  для педагогов и родителей состоит из серии вопросов на внимательность, вопросов для размышления, игр, заданий и  упражнений на основе материала книги "Самый необы...