Статья "Воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе".
статья (средняя группа) по теме
Статья рассказывает, как в простой и доступной форме, используюя игровые ситуации, вопитывать у детей чувство толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т. И. Бабаева
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ В МИРЕ И ДРУЖБЕ
воспитатель И.В. Егорова
г.о. Тольятти, 2013 – 2014 гг.
Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.
Аристотель
Первые впечатления о взаимоотношениях между людьми ребенок получает в раннем возрасте в семье. И от того, какими они будут, зависит последующее отношение ребенка к самому себе и к окружающим. С первых дней пребывания в детском саду воспитатель стремится придать отношениям детей с взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в теплой, доброжелательной атмосфере детского сада, нужно поддерживать и развивать стремление ребенка к общению, обогащению личного практического опыта.
Для воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе, программой «Детство» предусмотрен раздел «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания», а также программно - методический комплекс. Для детей 2 младшей группы мы выделили источники воспитания у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе:
- Взаимодействие ребенка и семьи
- Взаимодействие ребенок – воспитатель – сверстники.
Задачи воспитания и развития детей.
- Способствовать установлению добрых отношений между детьми; помогать дошкольникам лучше узнать друг друга, налаживать контакты, основываясь на общих интересах к действиям с предпочитаемыми игрушками, предметами и возникающей взаимной симпатии.
- Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям — любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.
- Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных.
- Развивать умение передавать эмоциональные состояния в имитационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников в общих делах, играх, совместных праздниках.
- Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и прочее).
- Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.
- Формировать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, об отдельных, ярко выраженных эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
- Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
Главное в решении этих задач состоит в организации воспитателем личного опыта ребенка, в постоянном приучении его к положительным поступкам.
Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка.
В современном обществе при наличии большого количества развивающих центров для детей, открытым доступом к образовательным услугам педагогов, психологов с одной стороны, и занятостью родителей, дефицитом времени для воспитания ребенка, потерей значимости института семейного воспитания с другой, остро стоит проблема ответственности родителя. Часто современные родители, желая для ребенка разностороннего развития, раннего обучения для его дальнейшей успешности в жизни, с самого раннего детства насыщают будни ребенка многочисленными занятиями, посещением школ раннего развития, занятиями со специалистами, тем самым, ограничивая ребенка в общении с ними. С самого раннего детства, приводя ребенка в подобные центры, родители обращаются к специалистам с запросом изменения нежелательных качеств и формирования желательных, сами же нивелируют собственную значимость в подобных вопросах, ссылаясь на отсутствие психологического, педагогического образования.
А ведь именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.
Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Очень важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.
В общении взрослый проявляет любовь и заботу, тем самым, демонстрируя принятие ребенка, а это основное условие формирования базового доверия к миру. Необходимым условием развивающего общения является взаимодействие взрослого и ребенка. Именно в ситуации взаимодействия, когда родитель ориентирован на удовлетворение потребностей ребенка, поддержание его интереса, ребенок ощущает собственную значимость, осознает свои возможности. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Большую роль в воспитании у ребенка представления о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе играет коллектив детского сада, т.к. именно через общение со сверстниками ребенок познает себя.
Непосредственное участие воспитателя в детских играх, в общении и практических делах позволяет младшим дошкольникам увидеть, повторить и затем самостоятельно воспроизвести новые игровые умения, способы общения и действия с предметами. Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой подгруппе детей.
Основными методами выступают:
- Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
- Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
- Общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
- Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
- Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
- Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных и прочее;
- Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе ДОУ и в семье);
- Сюжетные игры, объединяющие детей общим смыслом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, моряк.
В своей работе мы придерживаемся следующих принципов взаимодействия с ребенком:
- Четко продумывайте организацию жизни в группе, установите общие для всех детей понятные правила поведения.
- Не создавайте ситуаций, в которых ребенок может проявлять негативное поведение (долгое ожидание, неорганизованность, столкновение интересов и т. п.).
- Одобряйте не только правильные поступки, но и попытки ребенка самостоятельно сделать что-то хорошее и полезное. Выражайте доверие к детям.
- Давайте понять каждому ребенку, что он для вас дорог и интересен.
- Проявляйте интерес к внутреннему миру и переживаниям детей. Не забывайте периодически разговаривать с каждым ребенком о его личных проблемах, интересах, достижениях.
- Не провоцируйте своими оценками или словами отрицательные действия ребенка. Например: «Смотри не вздумай опять девочек толкать на горке!»
- Не будьте резки и несдержанны по отношению к другим людям в присутствии детей. Подавайте своим поведением только положительные примеры.
- Если ребенок обижает сверстников, нарушает своими действиями порядок или покой других, спокойно и убедительно объясните, почему это нельзя делать. Выразите уверенность, что больше это не повторится. Найдите причины такого поведения.
- Проявляйте терпение. Не ждите мгновенных результатов. Помогайте детям совершать добрые поступки.
- Активно подключайте детей к общим делам: уборка игрушек, украшение группы, выставки, конкурсы рисунков и пр. Поддерживайте положительную детскую инициативу.
Взаимодействие ребенка и коллектива детей.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то в дошкольном она уже становится одной из главных. Ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает общество сверстников, оно становится важной составной частью жизни ребенка.
Межличностные отношения детей в отличие от общения не всегда выражают себя во внешних действиях и являются стороной сознания и самосознания ребенка. На протяжении дошкольного возраста отношение ребенка к сверстнику имеет определенную возрастную динамику, которая связана с развитием самосознания ребенка.
Для того, чтобы придать положительную динамику отношениям детей в детском саду и воспитывать представление о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе, воспитатель может использовать следующий методический инструментарий:
- Ситуация «Радостная встреча».
Цель: развивать доброжелательность и внимание детей друг к другу, создавая игровые ситуации.
- Игра «Волшебник».
Цель: создание благоприятной психологической обстановки в группе, развивать стремление у детей принимать участие в играх.
- Ситуация «Мы смотрим в зеркало».
Цель: побуждать ребенка осознавать особенности своей внешности и ответить на вопросы: какого цвета у тебя глаза? Волосы? Какой нос, рот, брови? Какая у тебя прическа? Поддерживать стремление сравнить у зеркала себя со сверстниками: что у нас похожее, а что разное? Чем мы отличаемся друг от друга?
- Упражнение «Помиримся».
Цель: давать знания детям о рациональных способах разрешения конфликтных ситуаций.
Ход: дети мирятся самым продуктивным способом – «мирилками», и обещают друг другу не обижаться больше.
- Игровая ситуации «Мы выбираем подарки».
Цель: развивать у детей умение учитывать при выборе подарка интересы мальчиков или девочек. Осваивать правила культуры общения, вежливые обороты речи, проявлять доброжелательность.
- Игровая ситуация «Почему Маша загрустила?».
Цель: пробудить эмоциональную отзывчивость, желание разобраться в трудной ситуации и оказать помощь; вызвать удовлетворение детей от совместного разрешения проблемы.
- Имитация «Друзья».
Цель: побуждать детей замечать эмоциональное состояние сверстника, вызывать желание у детей помочь.
Совместная деятельность воспитателя и детей:
- Трудовая (на улице и в группе)
- Образовательная
- Игровая
Трудовая деятельность (на улице и в группе).
Цель: вызвать интерес к труду взрослого, желание присоединиться к деятельности, видеть результаты своего труда. Воспитатель предлагает детям определенные трудовые операции, рассказывая для чего эта деятельность, и какие результаты она принесет. Важна положительная оценка воспитателем деятельности каждого ребенка.
Образовательная деятельность.
Цель: вовлекать детей в образовательную деятельность, используя доступные методы и средства.
Игровая деятельность.
Сюжетно – ролевая игра «Семья». Игровой сюжет «Собираемся на прогулку».
Цель: помочь ребенку в игре освоить принятые обществом правила.
Ситуация «Угостим воспитателя чаем».
Цель: Развивать у детей сопереживание, готовность оказывать конкретную помощь взрослому. Ориентироваться в выборе предметов для удовлетворения потребностей взрослого.
Т.о. приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.
Именно семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Только через единое взаимодействие родителей, воспитателей и сверстников возможно воспитать у ребенка представление о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе.
ЛИТЕРАТУРА.
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы "Воспитание у детей представлений о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе"
Доклад на тему: " Воспитание у детей представлений о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"...
Дети должны жить в мире игры, музыки, фантазии и творчества!
Инструкторам по физкультуре предлагается разнообразить свою работу в ДОУ с использованием творческих двигательных упражнений под музыку (комплект гимнастик на воздухе и в зале)....
Тематический день «Должны мы мирном мире жить!»
В сегодняшнем многонациональном обществе, неспокойном мире очень полезно и важно поговорить с детьми о самом главном – о мире на планете.День мира посвящен тому, чтобы еще раз понять, что ...
Воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе.
Воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе....
"Толерантность-это искусство жить в мире людей и идей."
Толерантность- это искуство жить в мире людей и идей...
Конспект НОД «Что такое дружба?» в старшей группе с использованием ИКТ- технологии Цель: подвести детей к пониманию того, что такое дружба. Задачи: Образовательные: формировать у детей представления о дружбе; закрепит знания детей о положительных и от
Конспект НОД «Что такое дружба?» в старшей группе с использованием ИКТ- технологииЦель: подвести детей к пониманию того, что такое дружба.Задачи:Образовательные: формировать у д...