ПРОГРАММА КРУЖКА «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО» с детьми старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)
ПРОГРАММА КРУЖКА «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО» с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»
с детьми старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой не знают, как побороть всё возрастающую детскую жестокость, враждебность. У детей в возрасте 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств.
Известно, что первый опыт отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.
Не всегда дети могут легко наладить общение, ведь способность общаться со сверстниками и взрослыми - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, умение сопереживать, сочувствовать сверстнику.
Психическое развитие ребенка начинается с общения, оно формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
Неумение видеть и воспринимать сверстника, его переживания, желания, проблемы - основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем "я", что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона.
Для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) эта проблема особо актуальна, так как они будущие первоклассники, и им нужно будет адаптироваться в реальных условиях современной школы: заводить новых друзей, выступать публично. Задача педагогов - вооружить дошкольников необходимыми приемами общения, отвлечь внимание ребенка от фиксированности на собственном "Я", от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений.
Цель: Формирование эмпатийного поведения у детей старшего дошкольного возраста и профилактика агрессивности в детском возрасте
Основные задачи:
- Раскрывать сущность полярных понятий – « добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
- Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
- Учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
- Развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
- Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.)
Методы и приёмы:
- имитационные игры;
- социально –поведенческий тренинг;
- психогимнастика;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
-просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- дискуссии;
- диагностика эмоционального состояния, отношения ребёнка к обсуждаемой проблеме;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
Учебный план:
Проводятся занятия 1 раз в неделю (вторник)
Время проведения: 15.30 мин
Длительность: 20 -25 минут
Опираюсь на коррекционно- развивающую программу С.И.Семенака « Уроки добра»
Диагностическая методика :
Методика №1 - Взята за основу методика из книги: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение –Владос, 1995. – С. 97,98)
Вопросы, которые были заданы детям и явились в дальнейшем своеобразным планом моей работы:
Цель: Изучение эмоционально- обусловленного поведения дошкольников, особенностей эмпатийного поведения.
Первая часть. Задаются вопросы:
1.Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
2.Можно ли обижать животных? Почему?
3.Нужно ли делиться с другими детьми? Почему?
4.Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребёнка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Методика №2 « Закончи историю» ( модифицированный вариант Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой)
Цель: Изучение осознания детьми нравственных норм
Также проводилось наблюдение за проявлениями эмпатии у детей в ситуациях взаимодействия, которое оценивалось по следующим критериям:
- отношение ребёнка к затруднительному положению партнёра;
- отношение к успехам и неудачам ровесников;
- оказание помощи сверстникам
На основе критерий выделили следующие уровни:
Низкий - отсутствие всякого внимания и помощи партнёру, не замечает эмоциональное состояние, не оказывает помощь; отношение к успехам и неудачам сверстника неадекватное;
Средний – периодическое внимание к сверстнику и его затруднениям; оказывает помощь неохотно после просьб самого сверстника или взрослого; успехи сверстника не замечает;
Высокий – замечает затруднение, готов оказать вербальную или практическую помощь, предлагает помощь по своей инициативе, радуется или огорчается в случае успеха или неудачи партнёра
Результаты диагностики на начало года показали, что дети не ориентируются на сверстника, не понимают эмоциональные состояния, ответы детей краткие, неполные, в большинстве случаев дети не мотивируют свой ответ, не дают оценку поступкам героев или дают не правильную. В процессе наблюдений за детьми в ситуации взаимодействия, было выявлено, что большинство детей неохотно оказывают помощь сверстнику, только по просьбе, а не по своей инициативе. Так же было замечено, что дети не умеют радоваться успехам сверстника, в большинстве случаев проявляют зависть или чувство соперничества, могут огорчиться если у сверстника получилось, а у них нет
Динамика уровней развития эмпатии
Вывод: Проведённая диагностика показала. что проведение кружка, направленного на формирование эмпатийного поведения детей, умение сочувствовать , сопереживать, развивает доброжелательные отношения к сверстнику, приучает внимательнее к нему относиться, понимать нравственные нормы и уметь их оценивать.
Ожидаемые результаты:
- исчезновение в поведении агрессивных тенденций и преобладание доброжелательности между детьми;
- преобладание положительных эмоций;
- способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления ( не причиняя вред другим);
- изменение характера детских рисунков ( преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).
- проявление сочувствия, взаимопомощи по отношению к сверстнику
Использованная литература:
1. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций: Дети 5-7 лет. / Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг., 2001- 160с.
2..Семенака, С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет / С.И. Семенака. 4-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.- 80 с.
3..Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия для детей 5-8 лет / С.И. Семенака. 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.-79 с.
4. Шорыгина , Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с.
5. Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990 – 126с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотопрезентация работы кружка русской народной куклы с детьми старшего дошкольного возраста
Фотопрезентация содержит фотографии детей на занятиях кружка....

Проект "Давайте жить дружно" (для детей старшего дошкольного возраста)
Очень чувствительны к дружественным отношениям дети. Друзья являются важным достоянием детского возраста с точки зрения социально-психического развития человека. В процессе взаимоотношений у ребенка ф...
ПРОГРАММА «Чудеса пластилинового мира» работа кружка «Пластилиновая Ворона» (пластилинография) с детьми старшего дошкольного возраста
Влияние пластилинографии на формирование связной речи детей 5 - 6лет....

Проект "Давайте жить дружно" для детей старшего дошкольного возраста
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возра...
Программа кружка "Детская STEAM-лаборатория" с детьми старшего дошкольного возраста
Программа по кружковой работе в ДОУ. За основу взята дошкольная образовательная авторская программа по направлению Babyskills для детей 4-8 лет.Е.А. Беляк "Детская универсальная STEAM-лабора...

Сценарий физкультурного развлечения «Ребята, давайте жить дружно!» для детей старшего дошкольного возраста.
Сценарийфизкультурного развлечения «Ребята, давайте жить дружно!»для детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка «Сенсорика и Я» с детьми младшего дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсор...