Программа кружка "Детская STEAM-лаборатория" с детьми старшего дошкольного возраста
рабочая программа

Программа по кружковой работе в ДОУ. 

За основу взята дошкольная образовательная авторская программа по направлению Babyskills для детей 4-8 лет.

Е.А. Беляк "Детская универсальная STEAM-лаборатория".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Детская STEAM-лаборатория» 

1.        Пояснительная записка

       Дошкольная образовательная авторская  программа  Е.А. Беляк (Далее - Программа)  разработана по направлению Babyskills. При разработке использовался передовой мировой опыт ведущих научно-технических корпораций в ранней подготовке и профориентации детей. Программа опирается на исследования раннего развития мозга, проведенные за последние десятилетия в области нейробиологии и поведенческих исследований, утверждающие, что инвестиции в раннее развитие — основа для процветающего и устойчивого общества. Опираясь на понятие «возрастные периоды развития» в психологии, учеными выделен период в жизни ребенка между кризисами в 3 и 7 лет в качестве самого благоприятного времени для обучения, когда он максимально восприимчив ко всему новому. Все, что ребенок получит от воспитателя и родителя в это время, отразится на его взрослой жизни.

Программа состоит из более чем 100 занятий по пяти направлениям:

  • основы чтения (интегрированная программа): распознавание слов и букв алфавита с целью развития фотогрфической памяти, навыков кодирования и шифрования и облегчения дальнейшего изучения азбуки.;
  • основы программирования: изучение пошагового программирования через сюжетно-ролевые игры с роботом, проектную деятельность;
  • основы математики и теории вероятности: изучение базовых понятий геометрии, алгебры, знакомство с комбинаторикой и понятиями теории вероятности через игры с роботом и творческо-исследовательские проекты;
  • основы картографии и астрономии: изучение понятий и базовых принципов картографии, знакомство с астрономией через сюжетно-ролевые игры и проекты;
  • основы криптографии: изучение базовых понятий кодирования и шифрования через игры и проекты.

 Программа построена по принципу «от простого к сложному» с рекомбинацией видов деятельности.

2.        Цели и задачи реализации программы по разделам

Программа 1. Основы чтения.

  Цель: формирование навыков восприятия информации дошкольника с помощью зрительных и слуховых анализаторов.

Задачи:

  1. Развитие фотографической памяти. Демонстрация дошкольникам написанных красным цветом на отдельных карточках слов.
  2. Развитие логического мышления. С помощью принципа нарастающей трудности демонстрируемые слова подразделяются на различные категории (техника, животные, овощи, фрукты и т.д.).
  3. Формирование взаимосвязи между зрительным образом и словом.
  4. Формирование навыков идентификации слов и букв алфавита.
  5. Подготовка к перспективному изучению букваря.

Программа 2. Основы программирования.

Цели: введение дошкольника в основы программирования и робототехники; формирование навыков восприятия информации дошкольника с помощью зрительных и слуховых анализаторов.

Задачи:

  1. Знакомство дошкольника с ключевыми понятиями программирования.
  2. Формирование у дошкольника базовых навыков в области программирования и робототехники.
  3. Проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: инженер, программист, ученый, строитель, дизайнер.
  4. Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольника, уверенности ребенка в собственных силах.
  5. Повышение внутренней мотивации дошкольника к программированию.
  6. Выработка командной деятельности у дошкольников.
  7. Развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации.
  8. Формирование позитивно-конструктивного подхода к анализу ребенком ситуации и исправлению ошибок на основе STEAM-технологий.
  9. Развитие фотографической памяти.
  10.  Формирование взаимосвязи между зрительным образом и словом.

Программа 3. Основы математики и теории вероятности.

Цели: введение дошкольника в основы математики и теории вероятности; формирование навыков восприятия информации дошкольника с помощью зрительных и слуховых анализаторов.

Задачи:

  1. Знакомство дошкольника с ключевыми понятиями математики и теории вероятности.
  2. Формирование у дошкольника основ для многопрофильного восприятия математических подходов.
  3. Формирование у дошкольника базовых навыков в области математики.
  4. Развитие навыков критического анализа, целеполагания, логического и творческого мышления.
  5. Проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: программист, ученый, инженер, строитель, аналитик, математик, ювелир.
  6. Повышение внутренней мотивации дошкольника к изучению математики и теории вероятности.
  7. Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольника, уверенности ребенка в собственных силах.
  8. Развитие фотографической памяти и формирование взаимосвязи между зрительным образом и словом.

Программа 4. Основы картографии и астрономии.

Цель: развитие пространственного мышления, изучение основ картографии, базовой астрономии.

Задачи:

  1. Знакомство дошкольника с ключевыми понятиями картографии, астрономии.
  2. Формирование у дошкольника базовых навыков в области картографии, астрономии.
  3. Развитие пространственных и временных представлений и навыков мышления, ориентации (расстояние и местоположение).
  4. Развитие основ концепций географической науки (ландшафт, территория).
  5. Развитие у дошкольника основ космических наук.
  6. Развитие навыков научного мышления у детей на основе междисциплинарного подхода.
  7.  Проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: картограф, инженер, астронавт, физик, химик, биолог, культуролог.
  8. Повышение внутренней мотивации дошкольника к изучению картографии, астрономии, инженерии, физики, химии, биологии.

Программа 5. Основы криптографии.

Цель: формирование базовых понятий и навыков в криптографии.

Задачи:

  1. Знакомство дошкольника с ключевыми понятиями криптографии.
  2. Формирование современных базовых понятий об информационной безопасности, принципов ее работы на основе математики.
  3. Формирование у дошкольника базовых навыков симметричного, асимметричного и двойного шифрования.
  4. Проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: шифровальщик, ученый, программист, аналитик.
  5. Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольника, уверенности ребенка в собственных силах.
  6. Выработка командной деятельности у дошкольников.
  7.  Развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации.
  8. Формирование позитивно-конструктивного подхода к анализу ребенком ситуации и исправлению ошибок на основе  STEAM-технологий.

             Программа направлена на реализацию задач:

1. Формировать базовые основы личности в изменившейся диспозиции «ребенок-взрослый», когда ребенок является более осведомленным и лучше адаптированным к жизни в цифровом обществе.

  1. Учить жить в постоянно меняющихся условиях: овладевать появляющимися вновь профессиями, справляться с социальными вызовами, использовать технологии, которые предстоит изобрести.

3. Воспитывать следующее поколение успешных экспертов в области науки, технологий, инженерии, математики, языка и анализа, специалистов по кибербезопасности, картографии и астрономии.

 

  1. Планируемые результаты освоения программы

Социально-коммуникативное развитие:

  •  Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
  •  Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
  •  Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  •  Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  •  Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
  •  Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в организации.
  •  Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  •  Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие:

  •  Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации.
  •  Формирование познавательных действий, становление сознания.
  •  Развитие воображения и творческой активности.
  •  Формирование первичных представлений: о себе, других людях; объектах окружающего мира; о свойствах и отношениях объектов; о планете Земля как общем доме людей и др.

Речевое развитие:

  •  Владение речью как средством общения и культуры.
  •  Обогащение активного словарного запаса.
  •  Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  •  Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  •  Развитие речевого творчества.
  •  Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Художественно-эстетическое развитие:

  •  Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
  •  Становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
  •  Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
  •  Реализация самостоятельной деятельности детей, формирование элементарных представлений о видах искусства.

  1. Порядок реализации программы.

Порядок проведения

Программа

Длительность

1

Программа 2.

«Основы программирования».

Занятий 2-3 раза в неделю по 25 мин.

Программа 1.

«Основы чтения».

Занятия ежедневно по 7 мин (4 этапа: 1 мин, 1мин, 2мин, 3 мин.)

8 недель

2

Программа 3.

«Основы математики и теории вероятности».

Занятий 2-3 раза в неделю по 25 мин.

Программа 1.

«Основы чтения».

Занятия ежедневно по 7 мин (4 этапа: 1 мин, 1мин, 2мин, 3 мин.)

8 недель

3

Программа 4.

«Основы картографии и астрономии».

Занятий 1-2 раза в неделю по 25 мин.

Программа 1.

«Основы чтения».

Занятия ежедневно по 7 мин (4 этапа: 1 мин, 1мин, 2мин, 3 мин.)

10 недель

4

Программа 5.

«Основы криптографии».

Занятий 2 раза в неделю по 25 мин.

9 недель

Программы учебно-методического пособия нацелены на максимальное использование уникального возрастного потенциала дошкольников направляя его на развитие компетенций «Цифрового социума». Положительные результаты педагогического мониторинга, проведенного в дошкольных организациях показывают, что «Детская универсальная STEAM-лаборатория» достаточно легко осваивается детьми, позволяет им почувствовать свою значимость и причастность к важным «взрослым темам», повышая мотивацию к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Я все смогу!»

Программа направлено на преодоление у детей неуверенности в собственных силах, боязни ошибочных шагов, снижение тревожности через повышение уровня развития познавательных и творческих способнос...

Программа развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная бумага» (бумагопластика)

Пояснительная записка.          Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима(легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа ...

Программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"

Цель  программы: Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к  техническому и художественному творчеству и желание трудиться.  Формировать художественное мышление и н...

Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...

«Волшебная мастерская». Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи программы: •Развивать креативность, художественно-творческие способности каждого ребенка;•Формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений  изобразител...

Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....