Программа кружка "Детская STEAM-лаборатория" с детьми старшего дошкольного возраста
рабочая программа
Программа по кружковой работе в ДОУ.
За основу взята дошкольная образовательная авторская программа по направлению Babyskills для детей 4-8 лет.
Е.А. Беляк "Детская универсальная STEAM-лаборатория".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Детская STEAM-лаборатория»
1. Пояснительная записка
Дошкольная образовательная авторская программа Е.А. Беляк (Далее - Программа) разработана по направлению Babyskills. При разработке использовался передовой мировой опыт ведущих научно-технических корпораций в ранней подготовке и профориентации детей. Программа опирается на исследования раннего развития мозга, проведенные за последние десятилетия в области нейробиологии и поведенческих исследований, утверждающие, что инвестиции в раннее развитие — основа для процветающего и устойчивого общества. Опираясь на понятие «возрастные периоды развития» в психологии, учеными выделен период в жизни ребенка между кризисами в 3 и 7 лет в качестве самого благоприятного времени для обучения, когда он максимально восприимчив ко всему новому. Все, что ребенок получит от воспитателя и родителя в это время, отразится на его взрослой жизни.
Программа состоит из более чем 100 занятий по пяти направлениям:
- основы чтения (интегрированная программа): распознавание слов и букв алфавита с целью развития фотогрфической памяти, навыков кодирования и шифрования и облегчения дальнейшего изучения азбуки.;
- основы программирования: изучение пошагового программирования через сюжетно-ролевые игры с роботом, проектную деятельность;
- основы математики и теории вероятности: изучение базовых понятий геометрии, алгебры, знакомство с комбинаторикой и понятиями теории вероятности через игры с роботом и творческо-исследовательские проекты;
- основы картографии и астрономии: изучение понятий и базовых принципов картографии, знакомство с астрономией через сюжетно-ролевые игры и проекты;
- основы криптографии: изучение базовых понятий кодирования и шифрования через игры и проекты.
Программа построена по принципу «от простого к сложному» с рекомбинацией видов деятельности.
2. Цели и задачи реализации программы по разделам
Программа 1. Основы чтения.
Цель: формирование навыков восприятия информации дошкольника с помощью зрительных и слуховых анализаторов.
Задачи:
- Развитие фотографической памяти. Демонстрация дошкольникам написанных красным цветом на отдельных карточках слов.
- Развитие логического мышления. С помощью принципа нарастающей трудности демонстрируемые слова подразделяются на различные категории (техника, животные, овощи, фрукты и т.д.).
- Формирование взаимосвязи между зрительным образом и словом.
- Формирование навыков идентификации слов и букв алфавита.
- Подготовка к перспективному изучению букваря.
Программа 2. Основы программирования.
Цели: введение дошкольника в основы программирования и робототехники; формирование навыков восприятия информации дошкольника с помощью зрительных и слуховых анализаторов.
Задачи:
- Знакомство дошкольника с ключевыми понятиями программирования.
- Формирование у дошкольника базовых навыков в области программирования и робототехники.
- Проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: инженер, программист, ученый, строитель, дизайнер.
- Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольника, уверенности ребенка в собственных силах.
- Повышение внутренней мотивации дошкольника к программированию.
- Выработка командной деятельности у дошкольников.
- Развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации.
- Формирование позитивно-конструктивного подхода к анализу ребенком ситуации и исправлению ошибок на основе STEAM-технологий.
- Развитие фотографической памяти.
- Формирование взаимосвязи между зрительным образом и словом.
Программа 3. Основы математики и теории вероятности.
Цели: введение дошкольника в основы математики и теории вероятности; формирование навыков восприятия информации дошкольника с помощью зрительных и слуховых анализаторов.
Задачи:
- Знакомство дошкольника с ключевыми понятиями математики и теории вероятности.
- Формирование у дошкольника основ для многопрофильного восприятия математических подходов.
- Формирование у дошкольника базовых навыков в области математики.
- Развитие навыков критического анализа, целеполагания, логического и творческого мышления.
- Проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: программист, ученый, инженер, строитель, аналитик, математик, ювелир.
- Повышение внутренней мотивации дошкольника к изучению математики и теории вероятности.
- Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольника, уверенности ребенка в собственных силах.
- Развитие фотографической памяти и формирование взаимосвязи между зрительным образом и словом.
Программа 4. Основы картографии и астрономии.
Цель: развитие пространственного мышления, изучение основ картографии, базовой астрономии.
Задачи:
- Знакомство дошкольника с ключевыми понятиями картографии, астрономии.
- Формирование у дошкольника базовых навыков в области картографии, астрономии.
- Развитие пространственных и временных представлений и навыков мышления, ориентации (расстояние и местоположение).
- Развитие основ концепций географической науки (ландшафт, территория).
- Развитие у дошкольника основ космических наук.
- Развитие навыков научного мышления у детей на основе междисциплинарного подхода.
- Проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: картограф, инженер, астронавт, физик, химик, биолог, культуролог.
- Повышение внутренней мотивации дошкольника к изучению картографии, астрономии, инженерии, физики, химии, биологии.
Программа 5. Основы криптографии.
Цель: формирование базовых понятий и навыков в криптографии.
Задачи:
- Знакомство дошкольника с ключевыми понятиями криптографии.
- Формирование современных базовых понятий об информационной безопасности, принципов ее работы на основе математики.
- Формирование у дошкольника базовых навыков симметричного, асимметричного и двойного шифрования.
- Проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: шифровальщик, ученый, программист, аналитик.
- Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольника, уверенности ребенка в собственных силах.
- Выработка командной деятельности у дошкольников.
- Развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации.
- Формирование позитивно-конструктивного подхода к анализу ребенком ситуации и исправлению ошибок на основе STEAM-технологий.
Программа направлена на реализацию задач:
1. Формировать базовые основы личности в изменившейся диспозиции «ребенок-взрослый», когда ребенок является более осведомленным и лучше адаптированным к жизни в цифровом обществе.
- Учить жить в постоянно меняющихся условиях: овладевать появляющимися вновь профессиями, справляться с социальными вызовами, использовать технологии, которые предстоит изобрести.
3. Воспитывать следующее поколение успешных экспертов в области науки, технологий, инженерии, математики, языка и анализа, специалистов по кибербезопасности, картографии и астрономии.
- Планируемые результаты освоения программы
Социально-коммуникативное развитие:
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в организации.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие:
- Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений: о себе, других людях; объектах окружающего мира; о свойствах и отношениях объектов; о планете Земля как общем доме людей и др.
Речевое развитие:
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словарного запаса.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Развитие речевого творчества.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Художественно-эстетическое развитие:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
- Реализация самостоятельной деятельности детей, формирование элементарных представлений о видах искусства.
- Порядок реализации программы.
Порядок проведения | Программа | Длительность | |
1 | Программа 2. «Основы программирования». Занятий 2-3 раза в неделю по 25 мин. | Программа 1. «Основы чтения». Занятия ежедневно по 7 мин (4 этапа: 1 мин, 1мин, 2мин, 3 мин.) | 8 недель |
2 | Программа 3. «Основы математики и теории вероятности». Занятий 2-3 раза в неделю по 25 мин. | Программа 1. «Основы чтения». Занятия ежедневно по 7 мин (4 этапа: 1 мин, 1мин, 2мин, 3 мин.) | 8 недель |
3 | Программа 4. «Основы картографии и астрономии». Занятий 1-2 раза в неделю по 25 мин. | Программа 1. «Основы чтения». Занятия ежедневно по 7 мин (4 этапа: 1 мин, 1мин, 2мин, 3 мин.) | 10 недель |
4 | Программа 5. «Основы криптографии». Занятий 2 раза в неделю по 25 мин. | 9 недель |
Программы учебно-методического пособия нацелены на максимальное использование уникального возрастного потенциала дошкольников направляя его на развитие компетенций «Цифрового социума». Положительные результаты педагогического мониторинга, проведенного в дошкольных организациях показывают, что «Детская универсальная STEAM-лаборатория» достаточно легко осваивается детьми, позволяет им почувствовать свою значимость и причастность к важным «взрослым темам», повышая мотивацию к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Я все смогу!»
Программа направлено на преодоление у детей неуверенности в собственных силах, боязни ошибочных шагов, снижение тревожности через повышение уровня развития познавательных и творческих способнос...
Программа развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная бумага» (бумагопластика)
Пояснительная записка. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима(легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа ...
Программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"
Цель программы: Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. Формировать художественное мышление и н...
Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...
«Волшебная мастерская». Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи программы: •Развивать креативность, художественно-творческие способности каждого ребенка;•Формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений изобразител...
Дополнительная образовательная программа "Занимательная грамматика" с детьми старшего дошкольного возраста
дополнительная программа по обучению дошкольников грамоте...
Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.
Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....