План-конспект занятия с дошкольниками в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «Впустите в сердце доброту».
план-конспект занятия (старшая группа)

Матурина Ольга Вячеславовна
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения
детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Задачи
- углубление представлений о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве
человека, закрепление знаний правил вежливого общения, воспитание добро-
ты, отзывчивости, дружелюбия. Чем прочнее сформированы эти качества,
тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев и выше
оценка его нравственности со стороны окружающих.
«Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в ре-
зультате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, чело-
веком его надо сделать!» (В.А. Сухомлинский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vpustite_v_serdtse_dobrotu.docx813.81 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия с дошкольниками в старшей группе

по социально-коммуникативному развитию

Матурина О.В., воспитатель

СП «Детский сад «Золотой ключик»

ГБОУ ООШ № 19 г.Новокуйбышевск

 

Вид деятельности (направление воспитания): познавательно – исследовательская (формирование духовно-нравственных ценностей)

Тема: «Впустите в сердце доброту». (тематическая неделя «Как принято, что при встрече Мы знакомым и родным С  добрым утром! Добрый вечер! Доброй ночи! Говорим…»)

Задачи:

1. Обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных ситуациях. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Содействовать становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле; пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний. («Социально - коммуникативное развитие»).

2. Развивать способы взаимодействия с людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности. Развивать познавательный интерес детей к духовному миру, человеческим качествам личности. («Познавательное развитие»).

 3.Обогащать словарь детей понятиями «доброта», «полезное дело». Формировать умение грамматически правильно высказывать свои мысли, быть внимательным с ответами своих товарищей(«Речевое развитие»).

4.Снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд. («Физическое развитие»).

5. Воспитывать  социальные чувства и навыки: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции.

Методы и приемы:         

- практические: сюрпризный момент, игровая ситуация,

- наглядные: картинки, карточки

- словесные: рассуждение, художественное слово, познавательные вопросы, рассказ о звездочке, объяснение.

Материалы и оборудование: посылка (коробка с вещами: письмо, картины с изображением хороших и плохих поступков людей, звездочка бумажная),карточки с символами (улыбка, ладошка, кулачки), мольберт,наклейки сердечки, карточки с изображением поступков, радостное и грустное солнце, воздушные шары.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

деятельность

Физкультминутка, выполнение упражнений

Игровая

деятельность

Игровые ситуации, игры с правилами ( дидактические).

Познавательно-исследовательская

деятельность

Решение проблемных задач.

Речевая

деятельность

Беседы, ситуативные разговоры, познавательные вопросы.

Обсуждение мнений, ситуаций.

Музыкальная

деятельность

Восприятие музыки.

Элементарная трудовая

деятельность

Поручения, совместный (коллективный) труд.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Мотивация

Организационный момент.

Предлагает встать в круг. Обращает внимание детей на карточки, которые разложены на полу по кругу.

Просит каждого взять себе карточку, перевернуть и рассмотреть её. Рассказывает, что, рассмотрев свою карточку, вы поймёте, как вам нужно сегодня поприветствовать друг друга.

После приветствия благодарит детей.

 Рассказывает, что каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

Предлагает взяться за руки, закрыть глаза и передать друг другу свою доброту, что живет в нашем сердце.

 Говорит: почувствуйте, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта.

Просит открыть глаза, улыбнуться и занять свои места.

Звучит музыка дети стоят в кругу.

Берут карточки рассматривают их.

Приветствуют друг друга.

(у кого нарисована улыбка – улыбаются другу, у кого ладошка - пожимают руку, у кого сердечко - обнимают друга, у кого солнце - говорят доброе слово.)

Берутся за руки, закрывают глаза. Представляют.

Открывают глаза, рассаживаются по местам.

1.

Интересуется у детей можно ли доброту потрогать, есть ли у нее запах, вкус?

Обобщает, уточняет ответы детей.

Предлагает послушать рассказ.

Высказывают предположения.

Слушают рассказ: Доброту можно увидеть в поступках, чувствах человека. Добро бывает разным. Одно добро можно увидеть и даже потрогать руками: это картины, скульптуры, книги, сокровища. Всё это можно увидеть в музеях, на выставках, а что-то в детском саду или у себя дома. Игрушки, ваши поделки, созданные своими руками – это тоже добро.  Есть добро, которое мы можем услышать – это музыка, песни, танцы, звуки природы, задушевные стихи, добрые сказки, нежные слова. Но есть такое добро, которое каждый из нас и взрослый и ребёнок должен носить в себе: это доброе сердце, добрая душа, добрые слова. Именно такой человек и совершает добрые поступки. О таких людях говорят: «Добрый человек!».

Задают свои вопросы.

Принимают участие в беседе.

2.

Обращает внимание на стук в дверь. Заинтересованно спрашивает: Кто это к нам пришёл?

Играет музыка. В зал входит почтальон с посылкой в руках.

Почтальон здоровается и сообщает о том, что принес посылку от Феи Добра.

Воспитатель благодарит почтальона.

Звучит музыка. Почтальон уходит, оставив посылку.

Предлагает посмотреть, что же нам прислала Фея Добра.

Открывает посылку и достаёт письмо.

Рассказывает, что Фея Добра прислала нам письмо, в котором пишет, что в её королевстве приключилась беда. Кикимора перепутала все хорошие и плохие поступки, добрые и злые дела, добро и зло. И Фея просит нас о помощи, одной ей не справиться. Мы же с вами поможем, ребята?

Обращают внимание на посылку. следами.

Приветствуют почтальона.

Слушают содержание письма.

Соглашаются помочь Фее Добра.

3.

Достает из посылки первое задание.

Карточки, на которых изображены сказочные герои.

  Говорит, что они перепутались: одни из них добрые (положительные), а другие злые (отрицательные). Предлагает   помочь разобрать их?

Задает познавательные вопросы:

-почему?

-как ты думаешь?

-….

Хвалит детей за выполнение задания.

Берут поочерёдно карточку, рассматривают её и говорят, какой на ней герой изображён. (положительный или отрицательный).

Называют  и анализируют поступки героев.

4.

 Рассказывает, что на пути к добру самыми первыми шагами идут добрые слова.

Предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко».

Читает стихи и просит детей продолжить предложение добрыми словами.

Высказывает предположение, что Фея Добра будет очень рада, что вы так смогли ей помочь.

Слушают стихотворения, продолжают предложение добрыми словами.

Если встретился знакомый,

        Хоть на улице хоть дома-

        Не стесняйся не лукавствуй,

        А скажи погромче ...  (здравствуй)

Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече 
…(добрый день)

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»
(доброго пути!)

        Если просишь что - нибудь,

        То сначала не забудь

        Разомкнуть свои уста

        И сказать … (пожалуйста)

        Порвал воробей

        Паутинные нити.

        Чирикнул смущенно:

        Ну … (извините)

        Если встретилась компания,

        Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

 Всем скажите …(до свидания)

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить… (спасибо)

Когда ложимся спать, 

Что не забудем мы сказать?

(Спокойной ночи)

5.

Рассказывает, что добрыми бывают не только слова, но и поступки.

Интересуется у детей: что же такое добрый поступок?

Уточняет ответы детей:

-это поступок в котором проявляется забота о человеке, уважительное отношение к нему, внимание?

 Поступать хорошо – это значит быть вежливым, быть добрым, заботливым?

Хорошие и плохие поступки это какие поступки? назовите их.

Высказывают свое мнение.

Уточняют, аргументируют свои ответы.

Предлагают свои варианты.

6.

Предлагает поиграть в игру, которая называется «Оцени поступок». Помочь Феи Добра распределить хорошие и плохие поступки. Она прислала нам вот такие картинки, внимательно посмотрите на них, подумайте хорошие или плохие поступки совершают люди, изображенные на них.

Называет поступки:

1.Дети вышли гулять и увидели старенькую бабушку, помогли донести её сумку до дома.

2.Мальчик поймал кота и тянет его за хвост.

3. Дети вышли гулять, взяли с собой крошки хлеба и покормили птиц.

4.Мальчики подрались с другом.

5.Поиграл с игрушками и не убрал их на места.

6. Помог маме вымыть посуду.

7.Мальчик стреляет в птичку из рогатки.

8. Порвали новую книжку.

9.Девочка перевела через дорогу слепого.

10.девочка принесла дедушке чай.

Хвалит детей за то, что они теперь знают, какие поступки могут огорчить близких.

И напутствует детей на то, что впредь они будут совершать только хорошие поступки.

Играют в игру.

 Рассматривают картинки, дают характеристику поступкам.

Распределяют картинки: картинки, на которых дети поступают хорошо – относят к радостному, улыбающемуся солнышку, а картинки, на которых дети поступают неправильно, относят к расстроенному, грустному солнцу.

Объясняют  свой выбор, начинают  так: «Мальчик поступает неправильно, потому что…», или «Девочка делает хорошо, потому что…»

7.

Предлагает всем присесть на ковер, на свои подушечки.

Обращает внимание детей на звук, который издается из посылки.

Достаёт из посылки звёздочку.

Рассказывает, что это же звездочка с неба упала к нам. Фея Добра пишет, что эта малышка потерялась.

Предлагает послушать историю о звездочке. (приложение №1)

Проводит беседу по содержанию истории.

Комментирует и анализирует оветы детей.

 Устраиваются на ковре поудобнее и слушают историю о звездочке.

Принимают участие в обсуждении.

Высказывают предположения.

Делятся впечатлениями.

Принимают участие в беседе ,отвечая на вопросы:

-вам понравилась эта история?

-кто в ней главная героиня?

-куда сначала попала звёздочка?

-как вы думаете, почему ей хотелось вернуться домой?

8.

Интересуется, как нам помочь вернуться звёздочке к сестричкам на небо?

Обобщает ответы детей и предлагает попробовать выполнить задание…

Предлагают варианты решения проблемы.

 Привязывают  звёздочку к шарам -  может быть тогда она сможет улететь на них к своим сестричкам.

9.

Предлагает перед далёким полётом размяться вместе со звездочкой.

Физкультминутка.

Сопровождают слова движением:

ходьба на месте.

Движения выполняют стоя на месте, согласно тексту.

Вот выходит на парад наш космический отряд

Руки в стороны – к плечам,

Дружно мы покажем вам.

На пояс две руки поставим,

Повороты выполняем.

Руки за голову – и вот наклоняемся вперёд.

Приседаем и встаём, и ничуть не устаём.

И опять шагаем, руки к звездам поднимаем.

10.

Просит на прощание сказать звездочке ласковые и добрые слова!

Передают звёздочку по кругу и придумывают ласковые слова и выражения.

Привязывают шары к звёздочке.

11.

Сообщает, что чтобы звёздочку отпустить в небо, нам с вами понадобиться помощь. Предлагает попросить Почтальона нам помочь?                  Почтальон соглашается отправить и интересуется на какой же адрес её отправить?                    Воспитатель называет адрес: в далёкий-далёкий космос.                                                                     Почтальон забирает звёздочку и выходит из группы..

Зовут почтальона.

Просят   надуть шарики гелием и отпустить звездочку домой к сестричкам.

12.

Игра «Пирамидка добрых дел».

Рекомендует каждому ребенкузадумать доброе дело, положить его на свою ладошку. И построить из ладошек с добрыми делами пирамидку.

Обращает внимание на высоту пирамидки и задает вопросы: какая по высоте получилась пирамидка? Почему? (мы задумали много добрых дел).

Предлагает отпустить наши добрые дела по всей земле. Рассказывает, что для этого надо разомкнуть руки и дунуть на ладошку. На земле станет всем лучше от ваших добрых дел.

Дети с воспитателем строят пирамидку из ладошек, положив одну на другую, называя доброе дело (уберу свои вещи, покормлю котёнка, подарю цветок, вымою посуду, помогу маме и т. д.)

Высказывают предположение.

Размыкают руки и дуют на ладошку.

13.

 Сегодня мы с вами поговорили про хорошие и плохие поступки, поиграли в игры и выполнили все просьбы феи Добрых дел.

Кроме просьб добрая Фея прислала нам еще  шкатулку, а в  ней записка: «Дорогие ребята, я убедилась, что вы добрые, воспитанные и отзывчивые дети и за это я открою вам секрет: страна добрых дел находится совсем близко, она в ваших маленьких добрых сердцах, и чем больше добрых дел вы будете делать, тем она будет красивее, больше и лучше.»

Воспитатель обращает внимание на то, что в шкатулке еще что-то есть. Добрая Фея прислала нам подарки:  раскраски сердца, для того, чтобы мы всегда помнили, что нужно всегда оставаться добрым.

Слушают воспитателя, задают вопросы.

Разбирают подарки- сердечки.

Обмениваются мнениями.

Итог и рефлексия

Обсуждает результаты занятия.

Мы вместе с вами и помогли Феи Добра. Я думаю, что она будет очень благодарна, ребята.

 Вам понравилось сегодня наше занятие?

Может вас что-то огорчило?

А что вас порадовало?

Что хорошее и доброе мы сделали?

Молодцы дети, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Мы с вами выбираем дорогу добра, будем стараться идти по этой дороге.

А закончить наше занятие мне бы хотелось стихотворением, послушайте,  пожалуйста:

Делятся впечатлениями, оценивают свою деятельность с использованием «Лестницы успеха».

Комментируют свои ответы на вопросы воспитателя.

Обобщают свои ответы, прослушав стихотворение:

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым - значит понимать

И близких, и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно доброму трудней,

все же посмотри,

Как много у него друзей

А злой всегда один.

Список литературы:

1.Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010. - 209с.

2.Методическое пособие для воспитателей «Игры и ситуации по духовно-нравственному

воспитанию детей дошкольного возраста».

3.В.В. Малова. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Издательский текст http://www.litres.ruВладос; М.; 2010

Приложение №1

Сказка о путешествии маленькой Звёздочки.

В далёком-далёком космосе жили весёлые маленькие звёздочки.  Вместе они играли, веселились и никогда не скучали. И вот, однажды, самая озорная звёздочка так раскачалась, что упала с неба и попала прямо на планету зла. Планета эта была холодная, колючая, каменистая, на ней никогда не росли цветы, не пели птицы, вся она была покрыта колючками, шипами. Маленькая путешественница долго бродила среди колючек и камней, просила помочь ей вернуться на небо, но со всех сторон только и слышалось: «Отстань, мы не хотим помогать тебе – отойди от нас…» все прогоняли Звёздочку.

Но тут неожиданно поднялся ветер и, немного покружив, унёс нашу героиню на другую планету. Планета эта была совсем не похожа на планету зла. Вся она утопала в прекрасных цветах, слышалось пение птиц, летали бабочки. Это была планета Добра. Обитатели этой планеты пригласили её остаться здесь навсегда. Ведь Звёздочка была очень добрая как все на планете Добра. Здесь только и было слышно: «Оставайся у нас, милая Звёздочка. Давай поиграем вместе. Побудь у нас ещё немного».

Так и осталась маленькая Звёздочка жить на планете Добра, все обитатели планеты очень полюбили её. Но иногда ясными звёздными ночами маленькая звёздочка смотрела на небо, где в весёлом хороводе кружились её подружки-сестрички, такие же звёздочки как она сама, и ей очень хотелось вернуться на небо.

Приложение №2

ФОТОВЕРНИСАЖ

образовательной деятельности с воспитанниками

G:\фото\Поз исл в лаб о Соли Ант,н 24г\изображение_viber_2024-11-22_12-35-44-935.jpg

G:\фото\Поз исл в лаб о Соли Ант,н 24г\изображение_viber_2024-11-22_12-34-10-175.jpg

G:\фото\Поз исл в лаб о Соли Ант,н 24г\изображение_viber_2024-11-22_12-34-29-711.jpg

G:\фото\Поз исл в лаб о Соли Ант,н 24г\изображение_viber_2024-11-22_12-33-42-323.jpg

G:\фото\Поз исл в лаб о Соли Ант,н 24г\изображение_viber_2024-11-22_12-37-54-697.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект игрового занятия по изодеятельности для старшей группы "Цвет и настроение"

Программное содержаниеИспользуемые материаллы краткий ход занятияприложения в виде описания и фотографии игр используемых на занятии...

План –конспект образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема:«Экологическая сказка про воду»

Конспект занятия по развитию речи  "Экологическая сказка про воду"включающий в себя опыты....

План-конспект интегрированного занятия с дошкольниками в средней группе Тема: «Домики для лесных зверей»

НОД по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет (конструирование)...

План-конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе " Число шесть. Цифра 6"

План-конспект окрытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Проведено 21 марта 2018г. Тема6 "Число 6. Цифра 6"....

План-конспект интегрированного занятия с детьми ОВЗ(старшая группа) "На помощь жителям цветочного города"

Непрерывное развитие ребенка понимается как постоянно поддерживаемый комплекс умений связанных с сотрудничеством с коллективом детей, взрослых, с разными источниками информации. Проведение...

План (конспект) НОД «Занятие-экспериментирование "Свойства воды"» Старшая группа.

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность,...