Организация музыкально-игровой деятельности дошкольников
учебно-методический материал

Мельник Инна Александровна

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации

музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Особое

место в системе музыкального воспитания дошкольников занимает самостоятельная

музыкально-художественная деятельность.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

П Е Д А Г О Г И К А И П С И Х О Л О Г И Я :

И Н Н О В А Ц И О Н Н Ы Е П Р О Е К Т Ы И П Е Р Е Д О В Ы Е П Р А К Т И К И

284

Мельник Инна Александровна,

МБОУ «Тимоновская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»,

дошкольное отделение, корпус 1,

г. Солнечногорск, Московская область

Организация музыкально-игровой деятельности дошкольников

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации

музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Особое

место в системе музыкального воспитания дошкольников занимает самостоятельная

музыкально-художественная деятельность.

Вопросы организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников рассматривали такие педагоги-практики, как Н.А. Ветлугина, Э.П. Костина, С.И.

Мерзлякова.

Самостоятельная музыкальная деятельность – одна из сложных форм музыкальной деятельности, т.к. возникает она не только при условии интереса ребенка к

музыке, его стремления выразить свои художественные переживания от встречи с

ней, но и от наличия устойчивых певческих, музыкально-ритмических, двигательных навыков, навыков восприятия, игры на детских музыкальных инструментах.

В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе

поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

Для характеристики детской деятельности важно отметить следующее: источник, откуда они черпают свои музыкальные впечатления. Источником возникновения детского музицирования являются прежде всего музыкальные занятия. Здесь

дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.

Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Многие воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем

ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

Т

П Е Д А Г О Г И К А И П С И Х О Л О Г И Я :

И Н Н О В А Ц И О Н Н Ы Е П Р О Е К Т Ы И П Е Р Е Д О В Ы Е П Р А К Т И К И

285

Среди видов самостоятельной музыкальной деятельности выделяют игру

в «музыкальное занятие» и «концерты». Играя в «музыкальное занятие», ребята

распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню.

В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей – «артистов», для своих товарищей – «зрителей», с непременным

участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню,

отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках.

В сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, девочки, укачивая кукол, поют песню «Баю-баю» М. Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей требует богатой предметноразвивающей среды, создания внешних условий, определенной материальной среды,

«музыкальный уголок». Часто в самостоятельную деятельность дети включают музыкально-дидактические игры, расположенные в музыкальном уголке группы. Для

предметно-развивающей среды необходимы: музыкально-дидактические игры,

набор детских музыкальных инструментов, пособия для развития двигательных

навыков (султанчики, флажки, ленточки, снежки, платочки, цветы, листочки), атрибуты для музыкально-театральной деятельности (шапочки, маски, костюмы для детей, разные виды театров, атрибуты для них), аудио фонотека, портреты композиторов, с музыкальными произведениями которых дети познакомились на музыкальном

занятии, летбуки. Остановимся на этом более подробно.

Музыкально-дидактические игры направлены на решение целого комплекса задач: развитие тембра, звуковысотного слуха, ритма, темпа, музыкального творчества, развитие динамики. Данный вид предметно-развивающей среды развивает у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука:

«Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише – громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один

ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит, или один исполняет несложную мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и ее ритм.

В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, триолах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах, цитрах, гуслях, треугольниках и

др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то

услышанные ими, могут «сочинить» и свои. Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое – трое, иногда по своей инициативе

организуют «оркестр».

В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку

П Е Д А Г О Г И К А И П С И Х О Л О Г И Я :

И Н Н О В А Ц И О Н Н Ы Е П Р О Е К Т Ы И П Е Р Е Д О В Ы Е П Р А К Т И К И

286

внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению

музыкальных впечатлений. Дети по собственной инициативе музицируют самостоятельно – поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах.

При организации самостоятельной музыкальной деятельности детей меняется

характер руководства. Это не значит, что ребенок предоставлен сам себе. Участие

педагога здесь носит косвенный характер. Воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе. Он помогает детям

советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удается самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.

В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не

принимают участия в музицировании. Иногда ведущие роли достаются одним и тем

же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень

тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на

музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным.

Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе

своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью.

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью – это его соучастие в ней Взрослый как бы советуется с

детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем

было удобно брать их и играть?», «Я вот как умею играть», – говорит взрослый, показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Воспитатель то включается

в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т.д.

Музыкальный руководитель также принимает участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям

можно будет музицировать. Он заходит в группы и наблюдает за детьми. Ведь много

в своих занятиях можно оценить по-другому, когда видишь, как дети реагируют на

них, чему они научились и, главное, воспиталась ли у них потребность к самостоятельному музицированию. Ведь это один из главных показателей того, что музыкальное воспитание строится правильно. Лишь в совместной работе музыкального

руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях.Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Действия

детей носят характер упражнений; они учат друг друга выполнять, например, шаг

П Е Д А Г О Г И К А И П С И Х О Л О Г И Я :

И Н Н О В А Ц И О Н Н Ы Е П Р О Е К Т Ы И П Е Р Е Д О В Ы Е П Р А К Т И К И

287

польки, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполнении

тех или иных действий, показывают, как надо сплясать, спеть.

Что же обеспечивает и предопределяет самостоятельную музыкальную деятельность?

Наличие устойчивых умений, навыков детей, полученных на музыкальных занятиях, в области восприятия, пения, музыкально-ритмических движений, игры на

музыкальных инструментах. Запас музыкальных впечатлений, полученных не

только на музыкальных занятиях, но и на праздниках, развлечениях, в результате

прослушанных или увиденных музыкальных спектаклей. В связи с этим нужно тщательно продумывать сценарии праздничных утренников, развлечений, предполагая

активные самостоятельные действия всех детей в различных эпизодах.

Список литературы:

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение,

1967. – 415 с.

2. Мерзлякова С.И. Самостоятельная музыкальная деятельность / С.И. Мерзлякова // Музыкальный руководитель. – 2012. – №2. – С. 8 – 10.

3. Методика музыкального воспитания в детском саду // Дошкольное воспитание [Текст] / Под

ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.

4. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. –

М.: Педагогика, 1980. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы по формированию музыкально-игрового творчества у дошкольников

Материал для воспитателей и музыкальных руководителей по теме "Устное русское народное творчество - детям"...

Методика организации музыкально-игровой деятельности с детьми дошкольного возраста

Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед творческое и музыкальное развитие детей, реализовать потенциальные возможн...

Квест, как одна из технологий музыкально-игрового и деятельного типа при реализации образовательной деятельности в ДОО

Виды квест-игрыКвесты по числу участников:1. Одиночные,2. Групповые.По продолжительности:Цели и задачи:Цель:  активизировать познавательные и мыслительные процессы воспитанников, в игровой деятел...

Методические рекомендации по организации музыкально-игровой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как средство развития творческих способностей

Организация музыкально - игровой деятельности включает в себя игровые ситуации и творческие задания, элементы дыхательных упражнений, гимнастик, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспит...

Консультация для воспитателей: «Организация музыкально-игровой и театрализованной деятельности вне музыкальных занятий»

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нр...