Организация музыкально-игровой деятельности детей вне занятий
консультация на тему
Рекомендации для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_muzykalno-igrovoy_deyatelnosti_vne_zanyatiy.doc | 38.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организация музыкально-игровой деятельности детей вне занятий
(консультация для воспитателей)
Правильно и интересно организованная работа по музыкальному воспитанию в детском саду обогащает жизнь каждого ребенка, обеспечивает всестороннее развитие его личности. Тесное содружество в работе музыкального руководителя и воспитателя помогает внедрять в быт детского сада песни, игры, хороводы и тем самым насыщает жизнь детей музыкально-художественными впечатлениями.
Немаловажное значение в развитии интереса и любви к музыке имеет специальное оборудование и пособия, стимулирующие музыкально-игровую деятельность детей. В детских садах воспитатели вдумчиво относятся к оформлению групповых комнат. Они организуют отдельные уголки: игровой, физкультурный и т.д., которые помогают занять и увлечь детей интересным делом. Однако не во всех дошкольных учреждениях имеются музыкальные уголки, где ребята могут послушать любимые произведения, спеть понравившиеся песни, подобрать их на металлофоне, помузицировать, поиграть в музыкально-дидактические игры и т.д.
Наш опыт позволяет дать воспитателям некоторые рекомендации по оборудованию уголка для музыкально-игровых занятий детей в группе.
Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легко доступном для детей месте; кроме того, они должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников. В уголке уместно повесить портрет композитора, произведения которого дети поют или слушают. На столике можно красиво расставить пособия и игрушки (детские музыкальные инструменты), которые побуждают ребят к музыкально-игровой деятельности. Те инструменты, которые дети знают и на которых умеют играть (например, металлофон, цитра, триола и др.), можно положить в музыкальный уголок для свободного, самостоятельного музицирования.
Музыкально-игровая деятельность детей наиболее широко представлена в старших группах. Дошкольники охотно разыгрывают инсценировки на сюжеты песен с яркими и выразительными действиями: «Урожайная» А.Филиппенко, «Тень-тень» В. Калинникова, «Савка и Гришка» (народная) и др., организуют различные ролевые игры. Однако многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь при наличии атрибутов, которые помогают развитию сюжета. Например, детям игрушечный телевизор – и начинается игра в телепередачи. Неозвученные игрушки-инструменты: балалаечки, сделанные из твердого картона и красиво оформленные, гармошки, барабанчики, картонные пианино с нарисованными клавишами, дудочки, свирели, дирижерские палочки, красиво оформленные в виде маленьких книжечек с иллюстрациями ноты песен, некоторые детали костюмов для артистов – дают возможность организовать такие игры, как «Оркестр», «Концерт» и др.
В музыкальный уголок можно положить альбом песен с иллюстрациями из репертуара группы, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни. Можно наклеит такие же картинки и на пластинки для игрушечного проигрывателя.
Игры на музыкальные темы оказывают положительное влияние на всестороннее развитие детей. Они закрепляют певческие умения, полученные на занятиях, развивают музыкальный слух и память, помогают выявлять интересы каждого ребенка.
Музыкально-дидактические игры требуют от дошкольников определенного запаса музыкальных впечатлений, навыков, умений. Эти игры могут быть самыми разнообразными по характеру и содержанию. Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия – упражнения, другие имеют определенное содержание, правила, которые организуют детей. Вначале такие игры проводятся музыкальным руководителем или воспитателем. Когда же дети усвоят правила и содержание игр, они сами организуют их. Для развития музыкально-дидактических игр можно использовать «Музыкальное лото» фабричного производства. Оно состоит из нескольких органчиков, одинаковых по цвету и форме, деревянных пластинок-карточек, где изображены предметы, звери и представлены небольшие сюжеты детских песен. На органичках исполняются различные мелодии. Если дети узнают песню и называют ее, они закрывают соответствующую картинку фишкой. Выигрывает ребенок, раньше всех накрывший фишками все картинки на своей каточке. Игра в лото способствует формированию у детей умения слушать, различать и определять знакомые мелодии.
Для проведения игры «Угадай, на чем играю» воспитатель подбирает несколько детских музыкальных инструментов (чем меньше дети, тем более контрастные по звучанию должны быть предметы), ставит их за ширму, а ребятам раздает карточки с изображением этих инструментов. Затем педагог играет знакомую мелодию. Ребенок, угадавший, какой музыкальный инструмент звучит, должен поднять соответствующую карточку.
Для организации игры «Сложи песню по ритмическому рисунку» можно использовать фланелеграф и маленькие карточки с изображением долгих и коротких звуков (см. «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной). С помощью карточек дети выкладывают на специальных полосках ритмический рисунок прозвучавшей песни.
Оформление музыкального уголка в младшей группе имеет свои особенности.Младшие дошкольники любят играть в музыкальные игрушки, которые воспроизводят веселую плясовую мелодию (органчики, шарманки и т.д.). Воспитателю следует обратить внимание детей на их звучание, предложить послушать веселую мелодию и объяснить, что можно под нее плясать.В музыкальном уголке можно также поместить и неозвученные игрушки: картонные пианино, гармошки и др.Очень любят малыши играть и с погремушками: они весело пляшут, звеня ими, поют, воспроизведя ритм песни, и т.д В музыкальный уголок желательно поставить заводных пляшущих медведей, зайцев, кукол. Дети с удовольствием играют с такими игрушками, так как они вызывают у них желание самим поплясать, спеть веселую песню.
В младшей группе под руководством воспитателя проводятся и музыкально-дидактические игры: на различение отдельных свойств музыкальных звуков («Птенчики и птичка», «Чей домик»), тембра музыкальных инструментов («Угадай музыкальную игрушку») и др. пособия к этим играм также хранятся в музыкальном уголке.
Таким образом, музыкальный уголок в детском саду должен стимулировать музыкально-игровую деятельность детей, действенно знакомить дошкольников с музыкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации музыкально-игровой деятельности с детьми дошкольного возраста
Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед творческое и музыкальное развитие детей, реализовать потенциальные возможн...
Консультация для педагогов на тему: «Организация физкультурно-игровой деятельности детей вне занятий».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 24 общеразвивающего вида Консультация для педагогов на тем...
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ И ВНЕ НИХ».
Консультация по организации индивидуальной и самостоятельной деятельности детей младшего возраста....
Методические рекомендации по организации музыкально-игровой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как средство развития творческих способностей
Организация музыкально - игровой деятельности включает в себя игровые ситуации и творческие задания, элементы дыхательных упражнений, гимнастик, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспит...
Консультация для воспитателей: «Организация музыкально-игровой и театрализованной деятельности вне музыкальных занятий»
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нр...
Консультация для педагогов: «Организация физкультурно-игровой деятельности детей вне занятий».
Консультация для педагогов: «Организация физкультурно-игровой деятельности детей вне занятий»....
Организация музыкально-игровой деятельности вне занятий
Консультация для воспитателей...